Книга Мирославы Макаревич «Украина имеет женское лицо» одержала победу в художественном конкурсе «Книжные проекты к 30-й годовщине Независимости Украины», объявленного Министерством культуры и информационной политики Украины и вышла в украинском издательстве IPIO. Мы расспросили автора больше о книге, которая включает 30 эссе о наших современницах, незаурядных украинках, знаковых представительницах двух ключевых сфер жизни — науки и культуры.
Как возникла идея создания книги «Украина имеет женское лицо»?
Творчество — это удивительный поток, лабиринт, по которому к цели ведут знаки. Только внимательно читай! Во время пандемии по просьбе подруг начала писать сказки для девочек, которые могут себе справиться и без принцев (улыбается), сказки, которые бы побуждали развивать свои добродетели и таланты. Затем американская приятельница прислала очень хорошую книгу Inspiring Women о 47 личностях ХХ века. Повзрослели и дети, которые ищут себя во взрослой жизни, пытаются выбрать путь, который поможет наиболее полно реализовать себя и быть полезным людям. И все это побудило меня написать реальные истории сильных современниц.
В последние годы появилось очень много мотивационных книг, посвященных легендам прошлого. Однако рядом с нами живут люди, тоже олицетворяющие гордость человечества, с которыми у каждого из нас, по желанию, есть шанс познакомиться.
А еще меня с детства увлекают представители именно двух областей — культуры и науки. Потому что эти люди настоящие создатели.
И еще отдельно о гендерном вопросе. Украина – это женщина! С этим, мне кажется, никто и не спорит. (Улыбается.) А женщина столько настрадалась за всю историю своего существования, что в XXI веке должно откомплексоваться! (Улыбается.) И в год 30-летия Независимости Украины решила написать о достойных и ярких художницах и ученицах в возрасте от 30+ до 80+ хотя бы 30 эссе.
По какому принципу вы отобрали героинь для участия в проектеи?
Для меня было важно, чтобы героини были еще и нравственными авторитетами. Кроме их профессиональных достижений очень важным критерием моего выбора был мой личный резонанс с моральными ценностями каждой из них. Все мои героини объединяют украинцев!
С подавляющим большинством героинь я неоднократно общалась за мои более 30 лет в журналистике, с некоторыми из них много лет дружу. Конечно, были среди героинь книги и такие, с которыми познакомились при работе над проектом.
Среди героинь не так много, так называемых, медийных персон. И я желаю подсветить их имена!
К каждому разделу есть лайфхаки от героинь, чьи правила вы взяли для себя?
Совершенно все лайфхаки героинь я пропустила через себя. Это кристаллизация опыта, мудрости и любви каждой женщины. И если что-то конкретное не практиковала раньше, то пытаюсь это делать сегодня.
Как звучат ваши лайфхаки?
И в любви и в дружбе важны две вещи: взаимное уважение и доверие.
Наполнять себя благодарностью Жизни. Каждый день, несмотря ни на что.
Реализовать себя в любом творческом измерении, потому что именно творчество дает возможность тончайше выражаться, томить боль и получать чистую радость.
Кто из украинок прошлого для вас является героиней и почему?
Таких украинок много. Но хочу сказать несколько слов о своей главной музе, о своем духовном стержни — о маме, которой в 2021 году исполнилось 80. Анна Алексеевна Макаревич — самая гармоничная, самая красивая женщина, которую я встретила в течение почти полувековой жизни. Девочка родилась за три месяца до войны, чудом выжила в эвакуации со своей мамой, моей бабушкой. Окончила с серебряной медалью киевскую школу, блестяще училась на филологическом факультете университета Шевченко, и параллельно с 17 лет работала. Ее родители помогали после войны всем родным. А она помогала родителям.
Нашла себя в переводческой деятельности и журналистике. С конца 70-х начала работать в журнале «Пионерия», невероятно популярном издании для детей и юношества в 60-80-е прошлого века. Вскоре возглавила отдел литературы и искусства журнала, в котором сотрудничала с такими известными писателями, поэтами, художниками, как Александр Ильченко, Николай Сингаевский, Саша Прахова, Рауль Чилачава, Анатолий Костецкий и многими другими.
Помню, как в сталинке на улице Лысенко, мама, убаюкивая песнями мою младшую сестренку, писала очерки, интервью, новеллы, сказки… Ведь не было отдельного кабинета, возможности уединиться; и она ментально вроде бы раздвоялась в параллельных измерениях: была с нами и в творческом потоке.
Сызмальства помню как мама вкладывала в меня (своеобразный лайфхак!): «Каждый день создавай настроение себе сама!»
После своих 50 она начала писать удивительные по своей энергетике картины: неканонические иконы, натюрморты, пейзажи… А после 60 издала два поэтических сборника, которые проиллюстрировала своей живописью.
Фото предоставила Мирослава Макаревич
Читайте также: Артпроект «Диабет не приговор»