14 сентября стартует онлайн-фестиваль «7+7». В течение семи недель фестиваля состоятся показы короткометражных фильмов известных и молодых режиссёров Украины и Великобритании, номинанток и лауреаток известных фестивалей, в частности, Майи Дерен, Киры Муратовой, Екатерины Горностай, Анастасии Бабенко и других выдающихся авторов.
Еженедельно в течение фестиваля на http://7plus7.takflix.com к бесплатному просмотру будут доступны по два фильма — из Украины и Великобритании. А также образовательные онлайн-события о женщинах на экране и киноиндустрии.
Событие организовал онлайн-кинотеатр Takflixв сотрудничестве с London Short Film Festival (LSFF) при поддержке< a href="https://ucf.in.ua/"> Украинского культурного фонда и Британского совета в Украине a>. Цель фестиваля – увеличить видимость женщин-режиссеров в современной киноиндустрии и популяризировать ценности равноправия, взаимоуважения, инклюзии и разнообразия.
Спросили о программе фестиваля его кураторов – режиссерке и основательнице онлайн-кинотеатра Takflix Надежда Парфан и соучредителя и артдиректора LSFF Филиппа Илсона.
ФИ: Это слишком абстрактное понятие. Женщины снимают фильмы о мужчинах, а мужчины – о женщинах. Я признаю, что многие фильмы мужчин-режиссеров (даже классических) имеют чисто мужской взгляд на женских персонажей. Поэтому женщины-режиссеры своими работами могут ответить им собственными наблюдениями.
НП: У кино нет гендера. Каждый конкретный фильм имеет режиссерское видение — и это видение зависит от личности автора или автора. И сама по себе связь между гендером автора или автора и его/ее фильмом нелинейна.
ФИ: Тематика не зависит от того, кто автор фильма — мужчина или женщина. У кинематографа нет мужского голоса по умолчанию, поэтому важно говорить о женщинах-режиссерах (и режиссерах разных этнических групп), чтобы иметь разнообразные взгляды и точки зрения. Женщины снимают фильмы с самого зарождения кино, но, к сожалению, многие из них были забыты или маргинализированы. Важно снова заглянуть в историю кино, чтобы вспомнить эти голоса, а также исследовать разнообразие современного киноискусства.
НП: Невозможно обобщить все кино, снятое мужчинами или все кино, снятое женщинами. В истории произошло так, что среди авторов кино было очень мало женщин, а бывших часто недооценивали. Также истории, представлявшие женский опыт, были менее престижными и реже выходили на экран. Поэтому в классическом кино больше мужских персонажей, историй и мироощущения. Но хорошее искусство всегда говорит нам что-то универсальное о человеке и его жизни безотносительно к гендеру.
ФИ: Проект преследовал цель углубиться в историю кино, но найти старые работы женщин-режиссеров было не просто. Майя Дерен — небезызвестная в кинематографических кругах, но Мэри Филд, несмотря на невероятно успешную карьеру в кино и на телевидении вплоть до самой смерти в 1968 году, была забыта за пределами академических исследований. Гораздо больше короткометражных работ современных авторов, поэтому я фокусировал внимание на фильмах, которые были бы интересны и созвучили с лентами украинских режиссёров.
НП: Программа имеет прежде всего историческую и хронологическую логику. В ней представлены разные страницы истории кино — от немого кино и женщин-пионерок до классики и новых имен. В ней также представлены разнообразия жанров, стилистик и киноформ: здесь есть и классическое игровое кино, и анимация, и авторская документалистика, и экспериментальное кино.
ФИ: Интересно, что с момента создания London Short Film Festival в 2004 году фильмов режиссёров всегда было достаточно в фестивальной программе. К сожалению, путь к созданию полнометражных фильмов был длительным и необычным. Десять лет тому назад мы провели эксперимент. В то время, когда в программе LSFF 38% фильмов были созданы женщинами-режиссерами, а в кинотеатрах той же недели в прокате было всего 1% фильмов режиссёров, мы инициировали провокационное мероприятие «Почему женщины не могут снимать полнометражные фильмы?», в рамках которого обсуждали причины того, почему в кинотеатральном прокате так мало фильмов режиссёров.
Можно утверждать, что ситуация улучшилась в течение 10 лет, но до того, чтобы соотношение достигало хотя бы 50/50, еще долгий путь. Я уже упоминал, что женщины-режиссеры были всегда. В 80-х годах были режиссёры, снимавшие коммерческие художественные фильмы: Сьюзен Зайдельман, Эми Хекерлинг, Пенелопа Сферис, Элейн Мэй, Марта Куллридж, Пенни Маршалл. И даже несмотря на то, что некоторые из этих авторов живы, их присутствие не так заметно, как мужчин-режиссеров той же эпохи. Хотя мы все знаем и любим их фильмы: ‘Big’ (1988), ‘Clueless’ (1995), ‘Wayne’s World’ (1992), ‘Desperately Seeking Susan’ (1985). Будет ошибкой думать, что мы сможем легко назвать имена режиссёров, отмеченных наградами типа «Оскара» и «Пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля. К примеру, Кэтрин Бигелоу, Хлоя Чжао, Джейн Кэмпион, Джулия Дюкорно. Конечно, история кинематографа — это не только Голливуд и знаковые награды, и есть немало почитаемых женщин-режиссеров, находящихся вне коммерческого контекста. Но было бы хорошо, если бы широкая аудитория интересовалась ими и их творчеством.
НП: Кино прошло большую эволюцию за последние сто лет, поэтому многое изменилось. Естественно, появилось много новых тем и проблем, как в жизни, так и на экране. Но есть также много общего между фильмами разных режиссёров разных лет. Одна из сквозных тем — тема тела, телесности, контроля над женской телесностью и свободой женщины руководить собственным телом. Мы все еще не разобрались с этим вопросом с точки зрения человечества и отдельных обществ, поэтому пока стыд относительно менструальной крови и угнетения женских сексуальных желаний — мы будем видеть это в кино.
ФИ: В 2000-х годах в Великобритании было несколько режиссёров-новичков, которые совершили большой прорыв, но не остановились и продолжают творить и сейчас: Андреа Арнольд, Линн Рамзи, Кэрол Морели, Клио Барнард. Мы все еще можем называть этих режиссеров «новыми» и «современными», и все они старше многих своих коллег-мужчин. Например, когда Андреа Арнольд сняла свой первый полнометражный фильм ‘Red Road’ (2005) в 45 лет, ее отметили как «потенциально интересного и талантливого автора», хотя свой первый короткометражный фильм она сняла двадцать лет назад. Молодых авторов короткометражных фильмов достаточно: недавно в кинотеатрах мы показывали дебютные фильмы Прано Бэйли Бонд, Судьбы Экараги, Роуз Гласс, Клэр Окли. Но кто из них сделает скачок в ближайшие десять лет — сказать сложно.
НП: Я слежу за очень многими — трудно выбрать одного человека.
ФИ: Думаю, зрители должны посмотреть все 14 фильмов, чтобы глубже понять работу женщин-режиссеров. И насладиться просмотром. Я бы советовал не пропустить фильмы Майи Дерен и Мэри Филд, поскольку они редко демонстрируются зрителям вне специальных показов и событий.
НП: Как сокуратор программы, я ценю ее как единственное целостное высказывание. Каждый из этих фильмов получает дополнительную ценность и новое значение, если его смотреть в контексте всего 7+7. Наверное, отдельно я бы отметила фильмы уроженки Киева Майи Дерен — потому что это классика всех времен, а вместе с тем эксклюзив, ведь фильма нет нигде в интернете. Также я очень давно «охотилась» за фильмом «Сирень» Екатерины Горностай. Это очень талантливая работа, которую показали только на нескольких фестивалях. Теперь его могут посмотреть абсолютно все. Это особенно интересно после триумфа «Стоп-Земли» и накануне выхода Екатерины полного метра в прокат.