Александр Маншилин — менеджер проектов Платформы современного танца и инициатор создания Лаборатории танцевальной публицистики. Александр рассказал о том, почему так важно говорить и разбираться в современном украинском танце и как популяризировать его.
Расскажите об идее создания Лаборатории танцевальной публицистики? Какую цель вы преследуете?
Идею собирать вокруг танцевальных событий сообщество журналистов и критиков практикуют многие наши зарубежные коллеги. Собственно, моя личная сфокусированность на современном танце началась с участия в подобном проекте — Мобильной академии танцевальной критики Ядвиги Маевской.
Нескольким фестивалям было интересно, чтобы группа молодых людей из разных стран посещала все события, участвовала в artists talks, ставила художникам нестандартные или неудобные вопросы, чтобы возникали короткие или длинные тексты о спектаклях или перформансах, обзоры программ.
Лаборатория, которую сейчас проводим мы, выполняет несколько задач:
— насытить среду оригинальными текстами: это печально, когда танцевальный спектакль освещается в изданиях исключительно средствами компиляции предложенных организаторами пресс-релизов;
— отказаться от иллюзии, будто критики или журналисты придут на спектакль «сами по себе», а издания закажут и опубликуют их отзывы;
— создать микросреду для освещения танцевального спектакля
— создать микро-среду, в которой автор текста будет чувствовать значимость и вес высказанных мыслей, будет окружен вниманием к своей работе.
В настоящее время постоянной практики танцевальной публицистики в Украине не существует, есть лишь отдельные тексты. Авторов, которые писали бы системно — нет. И нам хочется хорошенько столкнуть этот «лежачий камень».
Планируется ли работа Лаборатории долгосрочно или только на определенный период? А также расскажите об особенностях программы курса?
Лаборатория и ее участницы нужны нам не для краткосрочного проекта, а для жизни.
Современный танец — это не замкнутое сообщество танцовщиков и ценителей, а специфическая экосистема. Наличие или отсутствие в ней людей, которые занимаются осмыслением, анализом, публичным освещением — это о способности этой экосистемы состояться или не состояться. Вот если бы нас отреклись все художники по свету — к чему бы это привело? Танец на сцене стал бы беднее. То же и с авторами текстов: когда их нет, не реализуется значительная часть потенциала искусства танца, что-то важное не оживает.
Самое интересное в программе Лаборатории — ее участницы. Это 10 авторов, большинство из которых не имели раньше отношения к танцу, а некоторые по-разному сочетают страсть к танцу со страстью к письму. Эту группу мы дополнили двумя менторками, профессиональными данс-райтерками: Интой Балоде из Латвии и Линдой Беланс из США.
Программа состоит из двух блоков: образовательного и практического. Первый мы решили реализовать специфически: не в режиме лекций, а в режиме «speaking club». Участницы встречаются, просматривают танец на видео — обсуждают; пишут тексты — обсуждают их с коллегами. В будущем, когда мы проанализируем результаты этой первой лаборатории, образовательный формат будет изменен.
Во время второго блока участницы столкнутся с современным танцем вживую: впереди достаточно плотный сезон и наша задача — насытить его также и текстами, в разных жанрах: кто-то подготовит интервью, кто-то сделает обзор, кто-то — рецензию, кто-то — аналитический материал.
Александр, вы также являетесь одним из основателей Платформы современного танца, поделитесь с читателями о чем этот проект?
Платформа — это общественная организация, ее основали в 2015-м году, во главе с Антоном Овчинниковым, одним из первопроходцев нашей отрасли и руководителем Международного фестиваля современного танца Zelyonka Fest.
Сегодня это команда из четырех человек, кроме нас с Антоном еще есть Виктория Хорошилова и Рита Лира. Команда очень пестрая, не было еще ни одной ситуации, на которую бы мы смотрели одинаково — и мне это очень нравится, хорошая модель. Мы крайне редко пересекаемся вживую, но постоянно работаем онлайн: обмениваемся идеями, разрабатываем проекты и воплощаем их. Проекты Платформы — инфраструктурные, они образуют и поддерживают новые связи. Мы организовываем фестивали и образовательные программы, у нас был проект для молодых хореографов «Артель», проект сотрудничества между танцовщиками и айтишниками «ALTstage», после полномасштабного вторжения основали проект «Говори телом»: в нем и ютюб-канал, и продакшн, и шоукейсы украинского танца за кордорном, и программа информационной поддержки спектаклей — в нее как раз и входит Лаборатория танцевальной публицистики.
Как вы считаете, почему именно украинский современный танец нуждается в большей огласке?
Я бы говорил не о «огласке», а о потребности в практике осмысления произведений современного танца. Лично для меня PR-потенциал этой Лаборатории является важным, но не первоочередным. Представьте себя на месте автора спектакля: одно дело, когда после завершения зрители поаплодировали и ушли, второе — когда вернулись на artist talk и вслух поделились впечатлениями, третье — когда кто-то думал о вашем произведении несколько дней и после этого написал текст, четвертое — когда таких текстов родилось несколько. А теперь посмотрите на эти четыре сценария с позиции зрителя. Разные качества процесса, разные способы жизни «экосистемы».
Какое будущее вы видите у украинского современного танца? Расскажите каким может быть идеальный вариант, а какой — реальный, принимая во внимание ситуацию в стране.
В моей картине мира идеальный и реальный варианты совпадают. Если современный танец в Украине возник и продолжает развиваться — значит он много кому здесь нужен. Война обострила процесс. В мирное время казалось, что может быть так, может быть иначе — и как-то оно точно будет. А сейчас что угодно — вопрос политики, которую ты проводишь. Мы, люди со страстью к искусству танца, стремимся построить свою среду, делаем для этого последовательные шаги — и, значит, достигнем цели.
Сейчас современный танец в Украине — дело групп энтузиастов, он существует вне институций, но уже стал для институций видимым и значимым. К примеру, эту Лабораторию танцевальной публицистики финансирует Украинский культурный фонд и поддерживает Украинский Институт. На следующем этапе нам удастся создать постоянные центры, специализированные на современном танце: там будут проходить резиденции для художников, будет существовать постоянное пространство для показа спектаклей, будут проводиться образовательные мероприятия для профессионалов и любителей, будут функционировать исследовательские программы.
Поделитесь, что больше всего нравится вам в вашей работе? И что вдохновляет и мотивирует?
Когда-то я был и танцовщиком, и хореографом, и даже едва не стал театральным критиком. Сейчас я — культурный менеджер и могу создавать возможности для художников, среды, в которых художникам — а теперь и тем, кто пишет об искусстве танца — было бы комфортно работать. Я чувствую динамику развития нашего дела. Я знаю, как много интересной и нужной работы впереди. Я также знаю, что война может выдернуть из этой работы в любой момент — так что не стоит что-то откладывать.