19 августа, в канун Дня Независимости, в кинотеатрах Украины стартует фестиваль «Новое украинское кино», объединивший в себе самые знаковые ленты Независимой Украины. Marie Claire пообщались с несколькими режиссерами, фильмы которых представлены в программе, о том, какие важные события произошли в киносфере и культуре за последние 30 лет. Наша первая героиня — режиссер Ирина Целик, ее фильм «Земля голубая, как апельсин» будет показан на фестивале.
Какое событие в области украинского кино за 30 лет Независимости, по вашему мнению, является главным? Почему?
Трудно выделить какое-то одно знаковое событие в украинском кино за годы Независимости. Лучше говорить о процессе. Меня вдохновляет способность украинцев к выживанию и адаптации в темные времена, и это тоже касается кинематографа. Когда я была студенткой кинофакультета в конце 90-х, украинская киноиндустрия находилась в состоянии летаргического сна: почти ничего не снималось, наши преподаватели сами уже давно были без практики и могли рассказывать только о прошлых подвигах украинского кино, кинообразование не имело ничего общего с современными процессами во всем мире – словом, это был период стагнации. В свободное плавание студенты получались растерянными и погрязали в рекламе, телепроектах, сериалах, а кино не снимали, нет. Но прошло время, чуть позже начала развиваться система государственных питчингов и дальнейшего финансирования, и это кардинально изменило кинопроцесс в Украине. Да, есть еще много проблем, рассогласований, подводных течений и неуверенности в завтрашнем дне. Но корабль плывет вперед, и каждый год мы все увереннее говорим о себе в мире. Украинские киноленты теперь постоянно участвуют в фестивалях класса «А», уже никого не удивляют награды и другие успехи украинских кинорежиссеров/рок, некоторые фильмы все увереннее приводят зрителей в кинотеатры и так далее. Я очень горжусь успехами коллег, радуюсь, что так многие женщины-режиссёры все увереннее чувствуют себя на профессиональном поле, — многие различные положительные сдвиги произошли прямо на наших глазах за последние лет 15. То есть процесс пошел, и это главное.
Какой фильм нужно посмотреть, чтобы понять современную Украину и украинцев?
Для того, чтобы составить пазл представлений о современной Украине, недостаточно посмотреть какую-то одну ленту. Следует смотреть разное украинское кино, игровое и обязательно документальное. Каждый из этих фильмов имеет собственную авторскую оптику, и из этого многоголосие субъективных взглядов в конечном итоге творится что-то похожее на общую картину. И все же я могу выделить одну ленту, которая больше всего меня поразила в последние годы, – это «Плохие дороги» Наталии Ворожбит. Чрезвычайно талантлива работа, которая изображает нам мир разных людей, отнюдь не черно-белых. Они вызывают очень полярные эмоции своими поступками и суждениями, и отношение к ним порой очень меняется на протяжении действия каждой новеллы фильма. Наталья мастерски погружает нас в черный омут повседневной жизни этих людей, мы чувствуем вместе с ними страх, ненависть, отвращение, но тепло и любовь тоже, мы шатаемся среди разных ощущений и догадываемся, что это довольно правдивые портреты не только живущих ныне людей. на линии разграничения, но и по всей Украине. При этом автор любит своих героев или, точнее будет сказать, принимает их такими, какие они есть. Одна из сильнейших украинских кинолент, снятых за годы Независимости, смело рекомендую ее просмотреть.
Кто ваш любимый автор из числа современных украинских авторов?
Как кинорежиссер я интересуюсь разными видами современного искусства, ведь кино — это синтетическое искусство, объединяющее в себе литературу, театр, музыку, танец, визуальные искусства и так дальше. Если я начну перечислять всех интересующих меня фигур в разных областях, я рискую превысить объем моего интервью, или случайно забыть какое-то из знаковых для меня имен и потом кусать себе локти. Давайте так: нам есть кем и чем гордиться без всяких «но», и таких людей много. Я оглядываюсь все эти 30 лет вокруг и осознаю, сколько удивительных творческих украинцев выросли на этой нашей почве шаткой неуверенности и изнурительных поисков своей идентичности. Иногда нам хочется пострадать, да, все тлен, у людей творческих профессий много проблем, и никто не предупреждал, что будет так непросто иногда. И все же фениксы расправляют крылья и гребут дальше, а я ими увлекаюсь. Хочу пожелать всем тем, в кого верю, не выгорать раньше времени. Именно вы формируете сегодняшние смыслы, помните об этом.
Фото предоставлены пресс-службой Arthouse Traffic
Читайте также: МУЖЧИНА ГОВОРИТ: ЛУИ ФРАНК, ФРОНТМЕН 8LIS5