Закрыть
UA
Мода

Спецпроект THE LACE: Современная история украинского кинематографа

Поделись:

В честь пятилетия интеллектуальный бренд одежды THE LACE создал спецпроект, посвященный киноиндустрии. Украинских дизайнеров и музыкантов уважают по всему миру, но мало кто знает, что наши киноленты завоевывают самые престижные награды – от Каннского кинофестиваля до Берлинале.

Главная идея проекта – показать, насколько украинский креативный сектор усовершенствовался за последние пять лет. Рассказали об изменениях участницы проекта – женщины, создающие современную историю кинематографа.

«Docudays UA», «SEE Ukraine: An Empty Pedestal»

Как долго вы в этой индустрии? Что повлияло на ваш выбор профессии?

Я начинала в культурной журналистике, но, встретившись с Docudays UA, осталась на кинофестивале на 10 лет. Он поразил меня тем, что популяризировал одновременно документальное кино и повышал уровень гражданской активности. Среди реализуемых нами мероприятий был проект по культурной дипломатии — SEE Ukraine. Этот опыт привел меня в Украинский институт.

Вы ощущаете положительные изменения за последние 5 лет?

Бесспорно, в украинской культурной политике произошел эволюционный скачок после Революции достоинства. У нас выросли собственные культурные институты. А украинские фильмы не только регулярно появляются в программах самых уважаемых международных кинофестивалей, но и получают на них награды — от Венеции до Sundance.

Как вы считаете, чего украинскому кино не хватает?

Если говорить о киноиндустрии, то ей не хватает единства и продуманной стратегии по развитию отрасли.

Что бы вы посоветовали себе в начале вашей карьеры?

Я бы пожелала себе больше свободы и открытости, особенно географической. Моя карьера начиналась во времена, когда за каждой визой в Европу нужно было выстоять очередь в Посольство. И это всегда было очень унизительно.

Какой бы вам хотелось видеть индустрию через 5 лет?

Стабильная и конкурентоспособная. А еще такой, где существует баланс между авторским и коммерческим кино.

Расскажите о своем самом интересном/сложном/невероятном опыте?

Больше всего острых чувств мне подарил проект SEE Ukraine. В 2016 году я была вынуждена всего за сутки найти новое место для проведения показов в совершенно незнакомом городе — Афинах. Местные пророссийские группировки сорвали фестиваль, запугав наших греческих партнеров. Но в Афинах живет большое сообщество украинцев, фактически спасшее событие.

Чем вы вдохновляетесь?

Я вдохновляюсь своей семьей, друзьями, путешествиями и содержательной культурой. И, в принципе, не важно, какой это вид искусства. Главное, чтобы в нем была глубина и искренность.

Что бы вы порекомендовали к просмотру из современных украинских фильмов?

Рекомендую посещать кинофестивали, а также читать кинокритику. В карантинные времена советую спасаться онлайн кинотеатрами. В частности, украинское кино следует искать на Takflix, а качественную документалистику на Docuspace.

Анастасия Пустовит — актриса театра и кино
«Первые Ласточки», «Когда падают деревья»

Как долго вы в этой индустрии? Что повлияло на ваш выбор профессии?

В индустрии кино и театра я уже 11 лет. Однажды от школы меня отправили на конкурс чтецов поэзии Тараса Шевченко. С этого момента я начала выступать на школьных мероприятиях и познакомилась с соседкой, работавшей в Доме культуры. Именно она настояла на том, чтобы я попробовала свои силы. Да, после девятого класса я поступила в колледж театрального искусства и кино.   

Вы ощущаете положительные изменения за последние 5 лет?

Изменения случились колоссальные. Когда я только начинала, не было никаких глобальных утверждений. Фактически 2014 стал переломным моментом в создании такой отрасли как украинское кино. Раньше оно тоже существовало, но скорее как подотрасль масштабных российских компаний. 

Какой бы вы хотели видеть индустрию через пять лет?

Чтобы киноиндустрия, наконец, начала сотрудничать с заграницей в области обучения. У нас есть талантливые режиссеры, операторы, но не благодаря вузам, которые они закончили, а вопреки. 

Хочется, чтобы наше кино стало продаваться, но для этого нужно общаться со зрителем, делать рекламу. 

Что бы вы посоветовали себе в начале своей карьеры?

Легче все воспринимать, смещать акценты из ошибок на выводы.  

Чем вы вдохновляетесь?

В последнее время я вдохновляюсь танцем, телом, мифической составляющей литературы и общества, психоанализом.  

Расскажите о своем самом интересном/сложном/невероятном опыте?

Каждый свой проект я чувствую особенно, для меня они все сложны. После спектакля «Эрендира не хочет умирать» я несколько дней беспробудно спала. Это было физически тяжело, все же театр отличается от кино. В этой работе я говорила о судьбах женщин, переживших долгое психическое, физическое и сексуальное насилие в юном возрасте.         

Что бы вы порекомендовали к просмотру из современных украинских кинокартин или театральных постановок?

Для меня в последнее время очень интересны несколько театров: на Подоле, Печерске, театр Франко и на Левом берегу. В настоящее время в этих местах происходит магия благодаря людям, которым театр нужен и важен. 

Ирина Правило — кинорежиссер, продюсер, общественная активистка
«Мое детство», «Джеря»

Что повлияло на ваш выбор профессии?

Все началось с детства и вымышленных представлений для семьи и друзей, затем переросло в активность в школе. Уже тогда было ясно, что меня интересует творческое направление.

Как долго вы в этой индустрии? Как она изменилась за последние 5 лет?

Свыше 10 лет. Самый первый зов к режиссуре я почувствовала при поступлении в университет, когда встретила своего мастера Николая Ивановича Мерзликина и поняла, что научиться рассказывать истории и рожать смыслы — мой важнейший персональный поезд. 

Наибольшее изменение в том, что начало появляться больше украинских проектов. Когда-то давно я говорила, что мечтаю, чтобы количество перерастало в качество, и рада, что наконец-то это время пришло. Также огромное достижение — возникновение Украинского культурного фонда, позволившего многим независимым художникам самостоятельно реализовывать проекты.

Расскажите о своем самом интересном/сложном/невероятном опыте?

Именно сейчас проживаю этот опыт — во время реализации кинопроекта «Джеря» по мотивам повести Ивана Нечуя-Левицкого. Образ главного героя восходит к одиссеи нашей страны. Стремимся воспроизвести жизнь Украины XIX века в ее многообразии, которое мало кто из нас представляет. К сожалению, имперская и советская традиции изобразили образ украинства, как нечто хуторское, смешное, неполноценное. Наша задача воспроизвести искренность отношений, благородство фактур, чтобы зрители поверили в этот мир. Совместно с благотворительной организацией Nova Ukraine (California, USA) недавно мы начали международную кампанию по сбору средств на творческую разработку «Джерри».

Что бы вы посоветовали себе в начале своей карьеры?

Ничего не бояться, ведь все возможно! Собирать вокруг себя единомышленников, потому что только вместе можно вдохновляться друг другом и что-то менять. 

Какой бы вам хотелось видеть индустрию через 5 лет?

Хочется, чтобы украинское массовое кино становилось разноцветным, глубже, имело высокий уровень выполнения всех составляющих, поскольку становление нации напрямую зависит от становления культуры и национального кинематографа, в частности. Также думаю, что в сфере производства фильмов для широкой зрительской аудитории будет появляться все больше женщин-режиссеров.

Чем вы вдохновляетесь?

Личностями. Полагаю, что кино должно не только развлекать, но и воспитывать вкус. Вдохновляют лучшие представители национальных киношкол: Т. Абуладзе, Т. Ангелопулос, Р. Фасбиндер, В. Де Сика, Э. Ромер и другие. Недавно срезонировало мнение Дэвида Линча, что нам очень сложно решать: идти ли за мечтой или искать компромиссы, но всегда нужно оставаться верным идее.

Что бы вы порекомендовали к просмотру из современных украинских кинокартин или театральных постановок?

Можно смело открывать каталоги Украинского культурного фонда за последние три-четыре года. Также следует держать руку на пульсе, посещать презентации и премьеры, расширять горизонт.

Наталья Бабенко — актриса театра и кино
«Отречение», «Пульс»

Как долго вы в этой индустрии? Что повлияло на ваш выбор профессии?

Около восьми лет. В школе я постоянно играла в спектаклях, а после восьмого класса нашла колледж в Киеве. Я ехала в Запорожье, пересаживалась на поезд в Киев, в выходные училась там и возвращалась в свой городок. И так каждую неделю.

После девятого класса я поступила в колледж, затем в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени Ивана Карпенко-Карого. Правда, сначала мне сказали, что у меня нет таланта: я решила, что буду пробовать еще, и со второго раза все получилось. В нашей жизни все складывается так, как должно.

Вы ощущаете положительные изменения за последние 5 лет?

Я не застала киноиндустрию до Майдана, но прекрасно понимаю, что из-за этих событий у нас, украинцев, есть больше возможностей вкладываться в украинский продукт, больше снимать и сниматься. Сейчас у наших актеров есть эта возможность, ведь многие ищут новые лица вне зависимости от опыта. 

Расскажите о своем самом интересном/сложном/невероятном опыте?

Это фильм «Пульс», премьера которого состоится 8 апреля, он основан на реальной истории паралимпийской чемпионки Оксаны Ботурчук. Для проекта мне нужно было тренироваться полгода, учиться специальным техникам и трюкам.

Какой бы вам хотелось видеть индустрию через 5 лет?

Мне хочется, чтобы у нас были интересные проекты, чтобы мы не боялись говорить и творить, наш труд оценивали по достоинству и в финансовом плане тоже, и больше ценили своих украинцев! Хочется, чтобы наше кино было более свободным и открытым для всех.

Что бы вы посоветовали себе в начале своей карьеры?

Посоветовала бы всегда оставаться человеком, быть собой, не терять внутреннего ребенка и мечтать. Ведь если верить, то все обязательно получится!

Чем вы вдохновляетесь?

Очень люблю музеи, театры, хорошее кино и путешествовать. Еще вдохновляет наблюдать за тем, какие мы все разные.

Что из современных кинокартин или театральных постановок вы бы порекомендовали к просмотру?

Если мы говорим о кино, то это фильмы «Домой» и «Мои мысли тихие». Из театральных: «Буна», «Лимировна», «Morituri te salutant», «Плохие дороги», «Семейный альбом», «Vino», «Хлебное перемирие», «Однорукий», «Очарованный», «Уехать нельзя остаться». Из сериалов я бы посоветовала «Поймать Кайдаша», «И будут люди».

Виктория Трофименко — режиссер, сценарист, продюсер
“Братья. Последняя исповедь”, Основательница образовательной лаборатории “Film Ave”

Как долго вы в этой индустрии? Что повлияло на ваш выбор профессии?

В индустрии я уже 18 лет. Думаю, дело в природной склонности. У меня очень развит эмоциональный интеллект, потому искусство мне органично. 

Вы ощущаете положительные изменения за последние 5 лет?

Да, заметила. В 2011-2012 был первый питчинг, тогда мы выиграли с проектом «Братья. Последняя исповедь». Система питчингов в Украине начала Екатерина Копылова, затем их совершенствовали и вносили правки в правила проведения. Раньше снимали непонятно по какому принципу, не было системы, было предубеждение государственных денег. Но с появлением питчингов все стало понятнее. Мы выиграли и стали снимать. Дальше больше. 

Могу сказать, что в течение пяти лет стали фокусироваться больше на патриотическом кино. В стране, на территории которой происходят боевые действия, эта тенденция ясна. Было понятно, почему отказались от русского языка в производстве, но хотелось бы снимать не только украинский, но и английский. Это откроет в кино новые возможности и новый рынок. Иначе мы обречены на отсутствие окупаемости с большими проектами. У меня есть отличный сценарий «Дауншифтинг» на английском. Английский язык, съемки за границей и иностранный каст стали препятствием в 2016 году и поводом его не поддержать. Радует, что заговорили об английском, как о втором государственном языке.  Полезно поднимать свои планки повыше и пытаться их перепрыгнуть. Это стимулирует эволюционные процессы, в творчестве в том числе.

Расскажите о своем самом интересном или сложном проекте?

Сложны все, интересный и самый любимый — с которым работаешь сейчас. На данный момент это проект о Голодоморе «Яков», в него уже вложено много усилий и времени, а также «Дауншифтинг», о котором я упоминала раньше.  «Яков» победил в питчинге в 2019 году, и впоследствии проекту отказали, из-за секвестра бюджета и мы снова ищем деньги.

Как вы считаете, чего украинскому кино не хватает?

Денег (улыбается). Хочется, чтобы мы могли себе позволить не только первоначальные потребности типа патриотического кино, повторюсь, что в стране, в которой продолжается военная агрессия, это неизбежно и оправдано. И хочется еще и реализации духовных потребностей по пирамиде Маслоу. Творческий человек — это визионер, главная функция которого показать свое видение мира, кое-где предсказать и подготовить социум, а иногда вылечить на первый взгляд несвоевременные, незаметные раны. Удовлетворять мгновенные, насущные потребности – это природа телевидения. У кино другая природа и социальная функция.

Что бы вы посоветовали себе в начале карьеры?

Не сомневаться и больше себе доверять.

Какой бы вы хотели видеть индустрию через 5 лет?

Думаю, я выскажу мнение многих людей — хочется видеть его более разнообразным.

Чем вы вдохновляетесь?

Жизнью и людьми, которых я встречаю, расширением кругозора. Любой творческий человек наполняется от общения, путешествий, созерцаний и рефлексий.

Что из современных кинокартин или театральных постановок вы бы порекомендовали к просмотру?

Из тех, что во мне откликнулись, я бы порекомендовала: «Дельта», «Украинские шерифы», «Присмерк», «Земля голубая, как апельсин», « Ворота», «Припутные», «Донбасс», «Домой». Также советую обратить внимание на короткий метр, например, Штангист Димы Сухолицкого-Собчука, Выпуск 97 Павла Острикова, его же Донна миа, Звери Волосевича Романа. Жду фильмы Тараса Дроня и Марины Эр-Горбач.

Даша Плахтий — актриса театра и кино
«Стремглав», «Довбуш»

Как долго вы в этой индустрии? Что повлияло на ваш выбор профессии?

В киноиндустрии я около десяти лет. Мой выбор был неожидан, подруга рассказала об университете Карпенко-Карого, и мне понравилась эта авантюрная идея – попробовать свои силы при поступлении в театральный. Причем я попала в один из лучших мастеров, поэтому считаю это уделом.  

Вы чувствуете положительные изменения за последние 5 лет?

Конечно. Кино снова начали снимать, спонсировать, возить на международные фестивали и показывать на широких экранах. Во время Советского Союза украинское кино было поставлено на паузу и только сейчас методом проб и ошибок мы начали заново учиться снимать. И уже есть положительный результат.

Расскажите о своем самом интересном / самом сложном / самый невероятный опыт?

Наверное, сейчас для меня самый интересный проект, над которым мы работаем — это фильм «Довбуш». Он о реальной личности Олексу Довбуша, украинского Робин Гуда, которого на Западной Украине, в свое время, приравнивали чуть ли не к Богу.

Мне досталась роль его любимой — Марички. Там такая любовь. Я настолько прониклась историей, что однажды после переработки мне грезилась и Маричка во сне.

Как вы считаете, чего украинскому кино не хватает?

Образования. Нам конче необхідна актуальна і сучасна освіта. Також не вистачає достатнього фінансування і банально — досвіду.

Що б ви порадили собі на початку кар’єри?

Нічого не боятися. 

Якою б вам хотілося бачити індустрію через 5 років?

Сміливою. Дуже хочеться бачити актуальні, правдиві та яскраві проєкти. Хочеться, щоб наші режисери напрацьовували свій стиль, а глядачі — смак. І патріотизм проявлявся не у історіях про війну, а у високій якості продукту.

Чим ви надихаєтеся?

Найбільше — людьми. Обожнюю знайомитись і спілкуватися. Особливо у подорожах. Ми усі такі різні і це так цікаво. Взагалі, надихнути мене може що завгодно: просто сонце за вікном, класний трек, книга чи фільм. Ну і, звісно, моя робота — суцільне натхнення.

Рекомендації українського кіно/вистав.

Думаю, що мої колеги перерахували чимало цікавих робіт. Я хочу порекомендувати подкаст MINCULTPRYVIT Нарімана Алієва і документальний серіал «СПАЛАХ».

Одяг – THE LACE 

https://thelace.com.ua/uk/

https://www.instagram.com/thelace_brand/?hl=uk

Взуття — Marsala 

https://www.instagram.com/marsalaofficial/?hl=uk

Учасниці проєкту:

Ольга Бірзул

https://www.facebook.com/olga.birzul /

Анастасія Пустовіт

https://www.facebook.com/profile.php?id=100002921886627

https://www.instagram.com/anastasia.pustovitt / 

Ірина Правило

https://www.facebook.com/iryna.pravylo /

  Наталія Бабенко

https://www.facebook.com/natali.babenko.5 

https://www.instagram.com/natalibabenko/  

Вікторія Трофименко

https://www.facebook.com/victoria.trofimenko.10/ 

Дар’я Плахтій

https://www.facebook.com/dasha.plahtiy< /span>

https://www.instagram.com/dashaplahtiy/ 

Фотограф 

https://www.instagram.com/danilkaistro/  

Mua & Hair 

https://www.instagram.com/vitalički/ 

Video 

https://www.instagram.com/a.yaroshенко359 /