В рамках редакционного Sustainability Talk мы говорим о сознательном потреблении и акцентируем внимание на том, что украинские стали бренды не остановили свою работу, даже во время войны. На этот раз хотим познакомить вас с Anumo — брендом, создающим аксессуары из переработанного пластика. Ведь своих героев, стоящих на страже сознательного потребления, стоит знать в лицо. Сегодня говорим с CEO и дизайнером бренда Александрой Попругой.
Как родилась идея создания бренда?
Это было время до наводнения, люди в мире и Украине начали говорить о проблеме избыточного пластикового мусора и его вреде для окружающей среды. Я в то время веганила и принялась сортировать мусор.
Я искала себя как художницу и практиковала экологический перформанс, в котором работала с темами влияния социума на природу. После нескольких перформансов я поняла, что это не мой медиум и что меня гораздо больше интересует форма и функция предметов, которые я использую во время перформансов.
Все началось в 2018 году с того, что я готовила костюм для перформанса и хотела сделать его из переработанного пластика. Я нашла организацию в Одессе (Precious Plastic Ukraine) и на их базе изготовляла экспериментальный материал из переработанных бутылок.
Со временем я поняла, что не знаю, что дальше делать с костюмом, по факту я производю мусор из мусора. Мне хотелось, чтобы материал работал много раз, чтобы он был привлекателен и функционален. Я стала двигаться в сторону дизайна и разрабатывать украшения.
В 2020 году я открыла небольшую студию в Киеве и к украшениям постепенно добавились повседневные аксессуары и предметы интерьера.
Откуда вы берете материалы для создания своих айтемов?
Для многих, вероятно, это будет неожиданно, но мы покупаем пластик на заводах вторичных полимеров. Также мы коллаборируемся с организациями, сортирующими мусор, такими как Garbage collector.
Отчасти мы принимаем пластик от наших клиентов. Вы, кстати, можете его послать нам, принимаем от 5 кг.
В ближайшем будущем планируем открыть свою сортировочную станцию в Киеве, куда можно будет принести пластик на переработку.
Что самое главное в работе sustainable бренда?
На примере нашей студии могу сказать, что кроме экологической ответственности для нас важно и социально, то есть отношение ко всем участникам команды. Сейчас нас 4 в команде и мы все работаем, поддерживаем друг друга и решаем кризисные ситуации, откровенно общаясь.
Я думаю, что sustainable бренд может существовать только равномерно обращая внимание на главные понятия: экологическая и социальная ответственность, экономическая устойчивость, прозрачность и открытость бизнеса. Все эти понятия должны развиваться сбалансированно.
Как война повлияла на вашу работу? С каким трудом пришлось встретиться?
Первые месяцы полномасштабного вторжения мы не работали и даже планировали закрыть студию.
На момент начала полномасштабного вторжения я работала в студии одна, иногда мне помогали знакомые в производстве. Я на год переехала работать в Нидерланды и думала закрыть студию, мне казалось, что наши объекты не нужны людям, потому что это вообще не объекты первой необходимости, если смотреть в разрезе войны и кризиса.
Но постепенно на 7 месяц полномасштабной войны заказы вернулись, мы даже получили большой заказ от фонда Unicef. Люди начали снова покупать наши карабины и полочки и, как ни странно, но я поняла, что во время войны люди еще больше хотят жить и наслаждаться простыми вещами, которые имели и до войны.
Осознание войны повлияло на деятельность студии, мы постоянно пытаемся донатить разным организациям: первый год мы присылали средства от продаж в поддержку работников Аскании Нови, которые поддерживали животных в оккупации. Мы несколько раз делали розыгрыши собственной продукции и собирали деньги на нужды ВСУ, а также для организации Марш Женщин, поддерживающих женщин в армии. Периодически мы производим коллаборации, например, у нас есть серия карабинов с женской организацией Cvit Ukraine с нашим карабином и их характерным цветочком. 20% с каждого карабина мы присылаем на нужды войска.
Как украинский потребитель реагирует на ваши sustainable товары?
В общем, наши товары воспринимаются очень хорошо, людям интересно. Мы активно работаем и коллаборуемся с другими компаниями, разрабатываем корпоративный мерч. Также мы видим большой интерес в воркшопах и планируем в будущем их запустить.
Иногда к нам есть вопросы: “А почему это столько стоит? Это же сделано из мусора”. Это вопрос абсолютно нормальный, потому что техника переработки пластика новая и неизвестная в Украине. Мы стараемся донести до клиентов и будущих клиентов, что на самом деле изготовление предметов из переработанного пластика дороже, чем из первичного, потому что перед этапами изготовления материала мы его отбираем, моем, сортируем и формируем вручную пластины материала. Также важна творческая и интеллектуальная составляющая: наш акцент – это цветные паттерны, которые мы тщательно подбираем и комбинируем. Все наши дизайнерские объекты тщательно продуманы и уникальны в своем роде. Все эти нюансы мы стараемся донести до нашего финального пользователя и, только поняв все этапы производства, люди понимают и соглашаются.
Чем вы вдохновляетесь при создании коллекций?
Самое большое вдохновение — это цвета и формы.
Но на самом деле вдохновляет все, что вижу, для меня главное быть открытой и постоянно находиться в поиске вдохновения.
Я не могу сказать, что наша студия носит сугубо украинский характер, хотя я делала проект-исследование украинской керамики из биопластика. Но я точно могу сказать, что я вдохновляюсь эклектикой и сочетанием несоединенного в Украине. Кто-то считает эклектику плохим вкусом, но я считаю его безграничным полем для экспериментов.
Как вы считаете, почему так трудно перейти на ответственное потребление? И как можно мотивировать людей к этому?
Трудно перейти, потому что у нас нет отлаженной системы сортировки и утилизации отходов. Даже если ты хочешь сортировать и ответственно потреблять – это очень сложно. Или ты должен забивать балкон мусором и раз в полгода ехать на «Украину без мусора» сортировать, или платить деньги за сортировку и сжигание отходов.
Что касается контейнеров на улице — то уже доказано, что пластик из них попадает на общую свалку отходов, что также демотивирует сортировать.
На самом деле большое уважение людям, которые продолжают сортировать, несмотря на реалии в Украине.
В Европе люди сортируют, потому что во-первых — система удобно настроена для этого. Во-вторых, в некоторых странах за несортировку или неправильную сортировку штрафуют, а штрафы очень сильно мотивируют начать сортировать. И общее образование об отходах тоже.
В общем, мне кажется, у нас ситуация в стране постепенно улучшается.
Изменилась ли ваша жизнь после перехода на «зеленую сторону»?
Будет не совсем корректно сказать, что я перешла на зеленую сторону и стала идеальной. Я просто немного больше думаю о том, что и как я потребляю и как это влияет на мир.
Многие скажут, что переработка пластика ничего не изменит в глобальной картине мирового кризиса. Но я не слушаю скептиков, просто делаю то, что могу там, где я есть.
Цель нашей студии — показать, что мусор может стать полезным ресурсом и что мы можем уменьшить количество потребления, перерабатывая материалы на что-то новое.
Если бы вам представилась возможность решить одну глобальную проблему, то чтобы это было?
Остановить войны, конечно.