Редакция Marie Claire в рамках проекта Sustainability Guide начинает рубрику «Sustainable Talk», где мы будем знакомить вас с устоявшимися украинскими брендами, ведь своих героев стоит знать в лицо. Сегодня мы поговорили с Ольгой Бончевой, основательницей upcycling бренда Oversized Studio.
Как родилась идея создания бренда?
В конце 2018 года я заканчивала обучение на стилиста и у меня начиналась практика. Тогда я работала на съемках и нуждалась в необычных вещах. Их было тяжело найти.
С другой стороны, я сама обожала оригинальные и нестандартные вещи. Так, мода на оверсайз и отсутствие его в магазинах привели к мысли о second hand, где наткнулись на первые мужские огромные костюмы. Сначала я приносила их на съемки в оригинальном виде, уже после – решила подогнать под себя.
Результат оказался потрясающим: все спрашивали, где получить такой костюм. Так и родился бренд. Скорее, родилась именно идея и страница в Инстаграм, а вот именно бренд был впервые испытан на спрос на маркете Kyivness в декабре 2018 года, там была представлена первая мини коллекция уже переработанных костюмов и жакетов .
Быть экосознательным брендом не было главной целью с самого начала. Главная ценность была в уникальности каждой вещи и именно в процессе ее трансформирования из старой в новую. Осознание экологичности проекта пришло впоследствии и сложилось в единую концепцию Oversized Studio.
Откуда вы берете материалы для создания своих коллекций?
Материал для вещей мы ищем по всему миру. Один из основных источников для нас – second hand и ресейл-платформы. Иногда что-то достойное приносят наши клиенты. С появлением моды на осознанность и экобренды, качественного материала стало меньше. Но у нас есть отлаженные каналы поставок, где мы всегда найдем «тот самый классный пиджак». Наш основной критерий поиска — отличное качество, почти недоступное в новой одежде.
Что самое главное в работе sustainable бренда?
Действительно быть таким брендом, а не делать по этому тренду. Это очень важно на самом деле быть, а не сдаваться. Если ты уже выбрал такой сознательный путь, то о коммерческом успехе иногда можно забыть. Надеюсь, что тенденция пойдет к лучшему.
Как украинский потребитель реагирует на ваши sustainable капсулы?
В 2018-2019 годах это было новое дыхание в мире моды и реакция была больше об интересе к самому процессу, чем к самим вещам. «Где вы берете одежду? Какую обработку проходит?» и другие схожие вопросы мы постоянно слышали. А вот впоследствии, уже после 2020 и пандемии мы стали узнаваемы за счет дизайна, и сейчас, я не могу точно сказать – наш стиль и дизайн интересует больше, или все же то, что вся одежда получает вторую жизнь.
Чем вы вдохновляетесь при создании коллекций?
Окружающим миром. Я очень люблю анализировать и ощущать будущие тренды в людях. Именно поэтому меня очень часто можно встретить в шоу-руме в качестве консультанта. Это дает мне понимание потребностей и возможность вдохновиться. Ведь именно фидбеки и отметки клиентов – это самое главное вдохновение.
Как вы думаете, почему так трудно перейти на ответственное потребление? И как можно мотивировать людей к этому?
У нас тяжелая история. В то время, когда западные страны строили капитализм, наши люди переживали кризис 90-х годов. Поэтому сейчас мое поколение (а именно 25-35 лет) только начинает осознавать, что есть большая потребность заботиться не только о себе, но и об окружающей среде. Что сортировка своего же мусора также важна, что каждая новая вещь или техника должна затем быть правильно утилизирована, когда станет ненужной. А когда у народа главные вопросы как прокормить семью или за что лечить бабушку, потому что нет поддержки от государства, то уже не к проблемам экологии.
Смотивировать можно только начав с себя, с маленьких новых привычек – даже если вы утилизируете батарейку или идете на шоппинг со своей сумкой, это уже большое дело.
Главное – делать все без агрессии, я очень не понимаю, когда активисты любого движения агрессируют и давят на других, тем самым отталкивая от своих идей, а не привлекая к ним. Поэтому со своей стороны я стараюсь делать свои экодела с хорошей подачи. Сегодня кто-то посмотрел, что я отказалась от соломинки в кафе, а завтра и сам откажется.
Изменилась ли ваша жизнь после перехода на «зеленую сторону»?
Да, конечно и очень. В конце лета 2018 года, а именно тогда и начался процесс зарождения идеи бренда Oversized Studio, я посетила двухдневный мастер – класс Sustainable Fashion Pad, где представители украинского экологического фэшн-бизнеса и проектов рассказывали о своем опыте экосознания, демонстрировали различные аналитические данные об экологии. и прочее. Тогда это было мое первое знакомство с такой глобальной проблемой как чрезмерное потребление одежды и вещей в целом. Посмотрела сколько пакетов, пластика и прочего мусора сейчас находится по всей планете. Это был шок! Именно тогда я поняла, что не могу быть в стороне от этой проблемы и начала изучать правила сортировки мусора и что-то уже внедрять дома.
Пересмотрев свой продуктовый и вещевой шоппинг, я сделала все для того, чтобы потреблять меньше. И не только в сфере одежды и вещей, но и в потреблении воды, света и прочее. Мое правило: «Купила что-то – сразу нужно подумать куда и как правильно утилизировать или переделать то, что уже не нужно».
Читайте также: Sustainability Guide: Как узнать, что бренд этичный: 5 вопросов, которые стоит задавать
Если бы вам представилась возможность решить одну глобальную проблему, то чтобы это было?
Мусор. Мне нравится все, что относится к этой теме. Сортировка, утилизация, переработка, ресайкл и апсайл. Это действительно тема, которую я ежедневно изучаю и задумываюсь над этим. Мечтаю о том, чтобы в Украине были мусороперерабатывающие заводы, за счет которых мы бы добывали электроэнергию и даже закупали мусор в других странах для этого, как это делает Швеция.