Закрыть
UA
Мода

Свободная одежда: право носить то, что хочется, как главное достижение современной моды

Поделись:
Сегодня все чаще говорят о кризисе моды и о том, что за последние несколько лет дизайнеры не изобрели ничего достойного глобальной fashion-истории. Но все же «десятым» есть, что оставить после себя – как минимум, право женщин носить только то, что им действительно нравится.

Мода многим кажется довольно легкомысленной сферой. Ведь вроде бы, ну о чем все это и ради чего? Просто придумали платье, сшили его, успешно отрекламировали и без излишних напутствий отправили «в народ». Но вместе с этой внешней воздушностью, именно мода веками была тем еще тираном. Ведь не даром в лексиконе многих прочно закрепилось выражение «мода диктует» – все ее существование прочно связано с определенными канонами и запретами.

Versace FW'14

Вековые запреты

Например, хорошо известны истории о корсетах в Европе 19 века – когда девушки, дабы не прослыть дерзкими отступницами от правил одежды, доводили себя до малокровия, болезней желудка, а порой и до смерти.

Читайте также: КАК НОСИТЬ КОРСЕТ — ГЛАВНЫЙ MUST-HAVE ЭТОЙ ВЕСНЫ

Довольно шокируют и фотографии с улиц 1920-х годов, на которых запечатлены моменты замера полицейскими длины юбок у случайно проходящих женщин. Интересна история и с брюками – хотя с подачи Коко Шанель они приобрели приставку «женские» еще в начале прошлого века, даже в 1980-х годах, когда Джорджо Армани придумал свой power suit с мужского плеча, в высоких (а значит – влиятельных и задающих тон) слоях общества это вызвало презрительное фырканье.

А поговорить?

Сегодня блюстителей морали тоже, конечно, хватает. Достаточно один раз открыть комментарии под Instagram-постами селебрити и блогеров-миллионников, чтобы наблюдать букет из лукизма, эйджизма и прочих проявлений латентной ненависти. Высказывания в стиле «как можно носить мини после 25 лет», «зачем обтягивать одеждой такое тело» или «могла бы вообще голой выйти» даже в 2020 году бойко и настойчиво преследуют всех тех, кто решается выставить свою жизнь напоказ.

38-летняя Алессандра Амбросио на показе Tommy Hilfiger SS'20

Конечно, такая тенденция не может не расстраивать, но есть и явный положительный момент. Если еще в прошлом веке моду действительно «диктовали» сильные мира сего и некие общие нормы морали (правда, неясно каким «тайным орденом» принятые), то сегодня говорить во всеуслышанье и от своего имени «посмотрите только, что она на себя натянула, и это в ее то годы и при живом муже!» могут разве что онлайн-маргиналы.

Упоминание в контексте моды и одежды каких-либо неписаных моральных правил и устоев сегодня все чаще возможно или под прикрытием никнейма в Instagram, или ради откровенного эпатажа, или, чего уж там кокетничать, дома на кухне. Ведь человечество хоть и сделало за первые два десятилетия нового века уверенные шаги вперед навстречу принятию и толерантности во всем, люди остаются людьми с их естественной потребностью иногда посплетничать и сойтись в бурном порыве обсуждения «недостатков» третьей стороны за ее спиной.

Julie de Libran Couture SS'20

Новые ценности

Но неоспоримый плюс нового времени в том, что имея достаточный уровень воспитания и образованности, мало кто в здравом уме и трезвой памяти сегодня начнет ходить с сантиметром по улицам или публично и оголтело шеймить женщин за то, какой наряд они для себя выбрали. YouTube-блогеров, которые на разборе «ошибок в стиле знаменитостей» неплохо монетизируют свои «исследования», мы в расчет не берем. Во-первых, это делается как раз таки для пресловутого хайпа, а, во-вторых, они сами себя подставляют. Сегодня они кажутся просто странными ворчунами, но интернет, как известно, помнит все.

Читайте также: ГЛАВНЫЕ ПОДИУМНЫЕ ТРЕНДЫ СЕЗОНА ВЕСНА-ЛЕТО 2020

И если мир и дальше будет развивать тему diversity по всем фронтам с набранной сейчас скоростью, то следующее поколение, увидев такие вот «обзоры» на грани обливания грязью за внешний вид, явно направит в авторов потоки не лайков и восторженных эмодзи, а праведный гнев.

Balmain SS'20

Ведь дело в том, что мы сейчас существуем в рамках скорее удачно смоделированного принятия. Иногда на языке таки могут крутиться едкие замечания на тему внешнего вида селебрити, кого-то из знакомых или даже близкой подруги – в силу не самого удобного нашего багажа родом из прошлого, когда в массовой культуре буквально культивировалось обсуждение и осуждение. Но сказать это вслух в приличном обществе мы уже не можем – потому как негоже воспитанному взрослому человеку обсуждать то, как выглядят другие. И если в нашей голове это еще работает по определенной логической схеме команд и объяснений, то дети, которые вырастут в этой реальности разнообразия и принятия, уже будут мыслить так автоматически. Они даже задумываться о таких вот причинно-следственных связях не будут.

Первопроходцы

Кого же из современных героев нам стоит благодарить за то, что сегодня в гардеробе любой девушки соседствуют ботфорты, пайетки, костюмы-двойки и спортивные штаны и все это может быть, в принципе, надето в любом возрасте и при условиях любой физической формы? Хотелось бы сказать, что модные Дома, но они до последнего держали свою снобистскую позу.

Конечно, сегодня едва ли не каждый уважающий себя бренд снимает в кампейнах разновозрастных моделей, ратует за бодипозитив и все больше говорит не об одежде ради «создания образа», а о том, как подчеркнуть вашу истинную, а не придуманную кем-то личность. Но в этом едином осознанном порыве марки объединились уже после того, как Лина Данэм, Рианна, Эмма Уотсон и другие активистки из массовой культуры стали кричать с трибун о том, что женщина, в общем-то, никому ничего не должна, может выглядеть, как угодно, одеваться, во что угодно, we can do it и вот это вот все.

Читайте также: ЛУЧШИЕ БОДИПОЗИТИВНЫЕ БРЕНДЫ, КОТОРЫЕ ИЗМЕНИЛИ ВОСПРИЯТИЕ ЖЕНСКОГО ТЕЛА

А до них площадку готовили те самые радикальные феминистки, которые так сильно раздражают многих сегодня – но ведь если бы они самозабвенно и порой агрессивно не отстаивали такие ценности, о них бы никто и не задумался. Ведь для того, чтобы на идею обратили внимание, увы, нужен заметный выпад. А если уж копнуть совсем глубоко в историю, то право носить то, что хочется, для нас начала отвоевывать в 19 веке еще писательница Жорж Санд. Правда, поговаривают, что мужские костюмы она носила не из-за протеста, а в связи с банальным удобством, да и стоили они дешевле нарядного платья с кринолином. Но это не помешало ей стать одним из символов женского неповиновения нормам.

Christian Dior SS'17

Право на выбор

Вообще, говоря сегодня о том, как женщины отвоевали для себя право носить то, что им хочется, а не то, что решило условное общество, очень важно не уйти в радикальные суждения. Ведь, во-первых, они ничего общего с тем самым diversity не имеют, а во-вторых, таким образом происходит подмена ценностей. Нужно понимать, что женщины боролись за право носить брюки не для того, чтобы затем надевать только их. Вопрос в том, чтобы носить то, что тебе хочется и в чем комфортно конкретно тебе.

Вот современный символ самостоятельности и независимости Рианна с удовольствием носит ботфорты в сочетании с мини-шортами или прозрачные платья. Отстаивая женские права, она не одевается в бесформенный комбинезон с накладными карманами, потому что ей в нем будет, вероятно, элементарно некомфортно. А вот оголив 80% своего богатого тела, певица и активистка ощущает себя способной горы свернуть – что она и делает.

Рианна в финале шоу Fenty Puma SS'17

Есть и прямо противоположный пример: в 1930-е годы в Париже женщинам было запрещено появляться на улицах в брюках. Но это не сильно беспокоило Марлен Дитрих, которая приехала туда в рамках своего турне. Актриса настолько уверенно и горделиво шагала вдоль Сены в широких брюках, что ни один оторопевший жандарм не посмел ее остановить и сделать замечание. И это тоже история не про протест – немецкой актрисе так просто было комфортнее и она настолько была наполнена внутренней силой, что окружающие это чувствовали и безропотно принимали.

Поэтому, говоря о каком-то общем стиле первого двадцатилетия нового века, пожалуй, уместнее всего, будет использовать емкую фразу dress to express yourself («одеваться для самовыражения»). Мы можем наряжаться во что угодно не из-за того, что так сказали в Парижском Синдикате Моды или, еще чего хуже, в парламенте, а потому что мы так решили. И потому, что нам так комфортно. А уж что это – кроп-топ из неоновой сетки, туфли на 12-сантиметровой шпильке, брюки-карго, корсет, мужская рубашка или ультрамини-юбка – это уже личный выбор каждого.

Читайте также: МОДНЫЕ БУНТАРКИ: САМЫЕ СПОРНЫЕ НАРЯДЫ ЗВЕЗД

Главное сегодня, чтобы эта одежда была «о вас» и вам в ней было комфортно. И если раньше у каждой эпохи была условно одна своя fashion-икона или общий собирательный образ из супермоделей, то наше сегодня хорошо тем, что своя героиня и ролевая модель в публичном модном поле появилась практически для каждого характера – взбалмошная интеллектуалка Лина Данэм и лощеный символ консьюмеризма Ким Кардашьян не только прекрасно уживаются в одном информационном пространстве, но и легко делят красную дорожку на Балу Института костюма. 

Лина Данэм на показе Marc Jacobs FW'20