Надя Перевозчик — консультант по коммуникациям, управляющая партнер консалтинга Hope&Partners.
Во-первых, мягкие навыки — это всего-навсего практическая психология. Это не какая-то теория, за которую получили Нобелевскую премию. Мягкими навыками называют группу психологических навыков, не относящихся к конкретной специализации, но конкретно влияющих на профессиональный и жизненный рост. К ним относятся коммуникативные навыки (наша любимая презентация), креативные, проактивность, конфликтология, переговоры, умение говорить «нет» и критическое мышление. Есть еще много-много навыков.
Тема стала модной в последнее время благодаря таким ресурсам как LinkedIn, который регулярно делает топ каждый год. Как вот разные рейтинги, так вот именно так LinkedIn делает топ софт и продакт скилов. Распиарили тему, и поддерживают их другие бизнес-издания, которые говорят не только о чем-то технологическом, но и о гуманитарном.
Тема пришла, наконец, в Украину. И сейчас она впервые вышла за пределы IT-сектора. Кстати, это большой стереотип, что софт скилы – это коммуникация, и, например, технари ею не владеют. Или гениальные люди своего дела, например хирурги крутые, они ужасны в коммуникации, как Доктор Хаус. Это стереотип номер один. Роль коммуникации переоценена. Коммуникация – это один из пазлов софт скилов, и начинается все далеко не с нее, это вершинка айсберга.
Я и мои коллеги проводили обширное исследование, опрашивали более 1000 человек, где была панель по мягким навыкам. И также работая с этой темой, разрабатывая методологию, мы выбрали те мягкие навыки, которые, по нашему мнению, сейчас наиболее нужны людям. И они в основе нашего курса. А для этого материала, и для умных девушек, мы поговорим о критическом мышлении, умении говорить «нет» и об экологической коммуникации. Это те топ-3, которые мы рассмотрим. И, сюрприз, начинаем мы не с коммуникации, коммуникация всегда в конце, а с критического мышления.
Казалось бы, что в нем мягкое. А с него все начинается, чтобы подвергнуть любую информацию сомнению и анализу. В чем беда нашего времени? То, что мы живем в информационном обществе, и современный человек потребляет в день больше информации, чем предыдущие поколения чуть ли не за всю жизнь. Это уже научные факты. То есть люди информационного общества все время потребляют информацию, а времени на ее осмысление, анализ, синтез и выводы фактически не имеют.
У нас с вами информационное ожирение или информационный токсикоз. А потреблять информацию, читать канальцы, мемчики, новости, даже по своей сфере, и анализировать – это совсем разные вещи. Например, вы слушаете новости, МВФ дал кредит, вы такие: «Класс, я в курсе, что МВФ дал кредит.» И что это значит, что МВФ предоставил кредит Украине? Как это скажется на вашей зарплате, налогах, если вы их платите? Что это даст? Буквально на шаг дальше, если анализировать, а затем синтезировать и сделать выводы, мы уже дальше не двигаемся.
Потребление информации и мышления — это не тот же психологический процесс. Это как есть и переваривать: когда ты кладешь себе в рот печенье – это одна история, а когда она в желудке – то другая. Так вот, мышление – это переваривание в мозгу. Это интересный процесс, которым занимается сейчас вся научная доказательная психология. Раньше интересовало, что такое сознание, теперь интересует, что такое мышление.
И очень желательно развивать критическое мышление. Это навыки мыслить, как навыки качать бицепс, трицепс и попку. И они состоят из огромного комплекса: анализировать информацию, синтезировать, делать выводы, сравнивать и работать с источниками. Бородатая классика, которую учили еще в университете. Сомневаться по-здоровому во всем. Даже в том, что вы сейчас читаете. Здесь важный момент – сомневаться не значит отрицать. И сомневаясь даже в своих убеждениях, мы включаем критическое мышление.
Упражнение такое: попробуйте усомниться в своих убеждениях. Политические, религиозные, гендерные. Это очень интересный момент, лезут очень интересные инсайты. На этом очень интересно учиться, это тренажер. Вы запускаете шестеренки и начинаете понимать, как работает мышление. Это чрезвычайно важный и интересный стартовый навык, с которого мы обязательно начинаем свой курс.
Следующий важный софт скилл в нашем рейтинге – это умение говорить «нет». Чего нет ни в славянской культуре, ни у женщин нашего, мы умеем плохо говорить «нет». И гендерный фактор, и культурный код. В психологии есть термин «ассертивность», это умение отстаивать свои границы, уважая остальные. Не агрессивно, не пассивно-агрессивно, не прогибаться, не быть жертвой и не рвать на то, что вас раздражает.
Умение вежливо и дипломатично, как в классических британских фильмах, сказать человеку «нет». Для меня этот навык стал архиважным. И, признаюсь, я сама, готовя этот курс, вместе со студентами каждый раз учусь и поддерживаю свой навык говорить «нет».
Не умея говорить «нет», вы набираете на себя много обязательств, много лишней работы. Вы набираете на себя чужие дела, потому что не умеете сказать «нет». Поэтому важно уметь говорить «нет», когда вами манипулируют близкие, родные, сознательно или подсознательно, когда у вас хотят ссудить деньги, заставить вас делать какие-то непонятные задачи, напроситься к вам жить и так далее.
Надо уметь беречь и отстаивать свои границы, начиная с быта и заканчивая жизненными важными выборами. Уметь жить своей жизнью и уметь говорить «нет» всем, кто хочет навязать свое мнение, а вам от этого дискомфортно. Это навык, о котором легко сказать, но трудно сделать. Но возможно.
Упражнение для этого навыка: вспомните, когда вас последний раз прогнули, и вспомните, какие от этого были последствия, как вы чувствовали себя. И не дайте такому произойти в будущем.
Следующий навык — это крутая тема, которая только начинает развиваться в Украине — экологические коммуникации. Сейчас экологично все: сортировка мусора, экологическое мышление и экологические коммуникации. А именно речь о ненасильственном общении. Это целая методология, разработанная Маршалом Розенбергом, которая используется широко в мире.
Это мягкая коммуникация, ненасильственная, даже сам термин об этом говорит. В отличие от жесткости реальности и, например, бизнеса. Мир бизнеса, он жесток, как и реальность. Это факт. Но сейчас входит новая тенденция, мне кажется, что она поможет самому бизнесу не добиться критического уровня жесткости, когда система развалится.
Что подразумевается под ненасильственным общением? Не продавливать, не огрызаться, а общаться по методологии, различать свои интерпретации с тем, что человек имеет в виду. Это самая сложная, мне кажется, тема в психологии.
Давайте признаемся, с людьми тяжело, особенно во взрослом возрасте. Надо притираться, синхронизироваться. Если я сейчас скажу стул, и попрошу вас закрыть глаза и представить стул, вот что вы сделаете? И вы представили, кто пуфик, кто диван, венский стул и так далее. А я представляю классический кейс – белый с деревянными ножками. Представьте, когда я говорю слово «любовь», что каждый из нас под любовью видит? Кто любовь, кто страсть, кто заботу, кто движение вперед, кто секс и так далее. Это и есть сложность — мы интерпретируем все отвлеченные понятия под себя. Мы общаемся с образами людей в своей голове, а не с людьми. Очень часто любим иллюзии, самообман и так далее.
В формуле Розенберга есть отличная штука: нужно стараться разделять факты, наше критическое мышление и их интерпретацию. Формула такова: факты, интерпретация, эмоция фактов и просьбы. Что подразумевается? Например, когда мы говорим своему партнеру «ты постоянно раздражен, занят работой, мы не можем нормально общаться, наши отношения летят ко всем чертям». Это оценочное суждение. По фактам нужно проходиться более понятно. «Последние несколько недель ты возвращаешься с работы поздно», мы говорим это спокойно. «Ты много работаешь, задерживаешься допоздна, твое настроение другое». Далее вы говорите об эмоции, то есть вы не сразу рубите с плеча «ты меня не любишь». Далее вы проговариваете эмоцию «мне от такого твоего поведения больно, тяжело, грустно». Можно еще добавить «я понимаю, но мне от этого не окей». А заканчивается это все просьбой «не мог ты пытаться контролировать свою усталость, не кричать при детях за ужином и так далее». Далее следует просьба. По этой же схеме следует, чтобы другая сторона пообщалась тоже. Далее участники высказались и ищут общее решение.
Это очень похоже на ретроспективу в IT — что хорошо в проекте, что не очень, и принимается решение, что с этим делать. Нужно стараться мыслить сначала сухими фактами, потом позволить себе сказать, что именно вам не нравится, и потом думать, как бы тебе было лучше и вместе искать решения. Это подходит как для пар, кровати, так и для деловых переговоров и даже серьезных политических зашкваров.
Если хотите прокачать «мягкие навыки», на курс и Нади Перевозчик Projector.Humanitarium — «Софт скилы для жизни и работы» у вас будет возможность это сделать. Речь пойдет о том, как овладеть базовыми умениями: критическое мышление, адаптивность, креативность и другие. Программа поможет понять, как работают механизмы вашей психики и как вам усвоить эти продуктивные скилы. Вы также узнаете, как уберечь свое ментальное здоровье, общаться с людьми эффективнее, адаптироваться к кризисам, меньше нервничать и больше радоваться жизни.
Фото: Наталья Азаркина