Дизайнер Ирина Джус говорит, что до войны жила в «узкопрофильном вакууме» — подальше от политики и новостей. Она была вынуждена переехать из города под Киевом, в котором проживала в Польше. Вместе с тревожным чемоданчиком Ирина вывезла трех котиков. О направлениях, в которых будет развиваться бренд, работа за границей и вера в победу Украины.
Фото: instagram/irina.dzhus
«До войны я жила в определенном узкопрофильном вакууме: держалась подальше от политики, не читала новостей кроме профессиональных, а с телевидением имела дело разве что по ту сторону камер. Мои родные подхватывали общие тенденции, и они только делали предположения относительно потенциальной эскалации событий на Донбассе. Сказать, что террор окупантов застал нас врасплох – не сказать ничего. Однако у меня все же было нехорошее предчувствие и в ночь на 24.02 так и не смогла заснуть. Что произошло дальше – уже никогда не забыть и не простить. У меня не было никакого плана, но приоритеты определились мгновенно: моей священной обязанностью было спасти самое ценное: бренд и трех котиков», — говорит Ирина, основательница бренда DZHUS, когда я спрашиваю, как началась война для нее лично. К сожалению, только сейчас мы понимаем как радостно и одновременно легко было жить в таком себе «кукольном мире», где каждый из нас мог переживать только о своих ежедневных делах и ставить глобальные цели для собственного развития, несмотря на политику. Ведь теперь против собственного желания каждый из нас вынужден тщательно следить за новостями или знать, что происходит вокруг и что угрожает нашей собственной и жизни родных сегодня: бомбардировка, химическое оружие или оккупация города.
Фото: instagram/irina.dzhus
«После первых взрывов со мной произошел настоящий шок, и в том же состоянии зомби я упаковала самые необходимые вещи и даже категоризировала активы бренда – что вывозить срочно, а что надеяться когда-нибудь получить по почте. Однако уехать оперативно не удалось: мы живем в пригороде столицы и на нашем направлении сразу развернулись бои. Пришлось искать хранилище и пережидать там несколько суток вместе с нашими любимцами. Для них это был такой невыносимый стресс, что по окончании очередного комендантского часа мы четко решили рискнуть – и прорвались на вокзал. Дальше была изнурительная эвакуация по железной дороге на запад страны, где Анатолию (мужу Ирины) пришлось остаться. На меня же легла ответственность за дальнейшую безопасность коллекции и кошек. Свое убежище мы нашли в Польше благодаря международным единомышленникам бренда, поддержка которых изначально была просто фантастической». Учитывая, что DZHUS — семейный бренд, где из постоянного штата сотрудников только собственно Ирина и ее муж, после пересечения границы она осталась с бизнесом наедине.
Все это время прогрессивный DZHUS работал с фрилансерами и четырьмя производствами. «Конечно, за 11 лет сформировался целый кластер постоянных коллаборантов, с которыми очень тесная связь и сейчас поддерживаем контакт. Большинство эвакуировались в другие регионы или за границу и только адаптируются к новой реальности, ища собственные пути к будущему».
Когда меланхолия становится разрушительной, сразу же думаю о героических жителях Мариуполя, Волновахи, Новой Каховки — и понимаю, что не имею никакого права раскисать.
Сама Ирина сейчас в Варшаве, где даже не зная языка чувствует себя удивительно комфортно, вот только сердце ее не в Польше, а осталось с близкими и любимым мужчиной на Родине. «Когда меланхолия становится разрушительной, сразу же думаю о героических жителях Мариуполя, Волновахи, Новой Каховки – и понимаю, что не имею никакого права раскисать. Обезопасив себя, мы должны прилагать усилия, чтобы хотя бы дистанционно помочь приблизить нашу победу. И хотя пока нет уверенности в собственной финансовой перспективе, я стараюсь, по возможности, поддерживать приюты для животных, которые сейчас выживают только небезразличными». К сожалению, уверенность в финансовой стабильности и даже существовании завтрашнего дня для нас сейчас огромная роскошь, о которой вся Украина может только мечтать, ведь строить какие-либо планы в условиях войны не только невозможно, но и просто опасно. Но как настоящий предприниматель, Ирина все же не забывает о бренде и уже ищет новые пути его актуализации при новых условиях: «Поскольку производство нашими обычными мощностями пока невозможно, а польскую индустрию только начинаю изучать, деятельность бренда сосредоточена на двух направлениях. Первый — работа с международной прессой — чтобы донести как можно большей аудитории, в каком катастрофическом положении оказались украинские секторы моды, культуры и красоты. Второй – продажа имеющегося стока (и я уже ожидаю посылку с пополнением!) – с прибыли мы будем поддерживать деятельность бренда хотя бы на минимальном уровне проявлений, а 30-50% будут перечислены на нужды украинской армии и зоозащитных организаций. Отчет по пожертвованиям будет направлен каждому клиенту, который спонсировал своим заказом. Для расширения каналов ритейла я веду переговоры с концепт-сторами в Польше – представить нашу линейку на местном рынке было бы полезно также локальной узнаваемости бренда, ведь раньше мы не фокусировались на польской аудитории.»
«Каждый день мне приходится совмещать работу с многочисленными бюрократическими и организационными процессами, поэтому результативность пока скромная, но повторяю себе мантру, что «это нормально».»
На примере войны мы привыкли к тому, что человек может действительно выжить в любых условиях. Беженец ты или житель оккупированного Мариуполя. Киевлянин, чье жилье разбито дотла или бывший миллиардер, который сейчас стал обычным безработным. Война всех нас учит пристраивать быстрее и жестче, чем мы бы этого хотели, но все же эти уроки для нас полезны. «Кроме дизайна я уже почти 15 лет занимаюсь fashion-стилизацией и мейкапом – это независимые от бренда виды деятельности. Beauty-направление пока покинула дома вместе с кейсом косметики. А вот для работы стилиста вижу здесь интересные перспективы, поэтому изучаю локальную индустрию, развиваю нетворчество и открыто для предложений сотрудничества. Мотивирована работа с клиентами и проектами и в других уголках Европы. И хотя я мечтаю, чтобы мир наступил уже завтра, следует примириться с необходимостью налаживания системы работы в эвакуации. Следовательно, я приступаю к разработке следующей коллекции – сначала на уровне идей, дальше приобщать производство. Конечно, в приоритете сотрудничество со временно выехавшими из Украины специалистами, которые ищут работу». Несмотря на то, что большинство украинцев сегодня разбросаны по миру, мы все же чувствуем себя едиными как никогда и объединенными вокруг общей цели – одержать победу и вернуть мирное небо над головой. И пока наша армия мужественно защищает передовую, обычные украинцы уже планируют как будут помогать стране после завершения боевых действий: «Как раз готовлю на эту тему развернутый материал для польского медиаресурса. Если коротко, то нужно понимать, что для обновления модной индустрии потребуется много времени и ресурсов. Мне повезло в том смысле, что наш бренд всегда ориентировался на международный рынок, в Украине у нас совсем небольшая (и чрезвычайно особая) клиентура. Дизайнерам, которые продавались исключительно в Украине, я бы советовала или перепрофилироваться на более базовый и демократический ассортимент, который будет наиболее необходимым во время реабилитации страны, или искать ГА за рубежом, а на Родине платить налоги с международных продаж и заниматься имиджевыми активностями, создавая энтертей. и развивая культуру. Несомненно, на мировое сообщество война уже оказала беспрецедентное влияние. Украинская тематика еще долго будет фигурировать в произведениях искусства, перформансах, показах, публичных стейтменте, частных разговорах. И хотя, с нашей точки зрения, трактование ее в большинстве своем достаточно поверхностное, нужно понимать, что мир лишь открывает для себя нашу идентичность, и это хорошее начало».
«Украинская тематика будет еще долго фигурировать в художественных произведениях, перформансах, показах, публичных стейтменте, частных разговорах.»
И действительно, война — огромное горе, но благодаря ему мир заново открыл для себя Украину: еще богаче культурно, еще красивее и мужественнее, чем она была в 2013 году, когда мы только начинали борьбу за нашу свободу и идентичность и сейчас, надеемся, победа будет окончательно и навсегда одержана для всего нашего народа.
Автор: Ксения Ковалева
Фото: прессслужба DZHUS
Читайте также: УКРАИНСКИЕ ДИЗАЙНЕРЫ В ВОЙНУ: FROLOV