Мы поговорили с Никой Ковериной – владелицей ателье индпошива и студии upcycle одежды @koverina_atelier о редизайне брендовых вещей и том, что чаще всего приносят перекроить и перешить украинские модницы.
Мой путь к индивидуальному пошиву, собственно, начинался с редизайна. Будучи подростком, я беспощадно резала и вручную перешивала мамины джинсовые юбки и бабушкины льняные скатерти. Отчасти, от невозможности иметь то количество красивых вещей, которое хотелось. А больше, все же, от неуемной фантазии и желания быть не как все.
Для меня важно, чтобы любимый предмет одежды радовал как можно дольше. Подругам часто кажется, что у меня безразмерный шкаф и в нем тысячи вещей, но секрет в том, что это одни и те же вещи из года в год, и большинство из них уже подвергались изменениям. Меняю конструкцию, длину, посадку, фурнитуру и даже цвет изделий.
Мои мастера, видя меня с огромными бумажными пакетами на пороге, всегда восклицают: «О! Будем кокошанелить». Это значит, будем надевать на манекен, ходить вокруг, закалывать-раскалывать, прикладывать кружево или пуговицы, отрезать, присобирать, вставлять резинку и так далее. Это безумно интересный творческий процесс.
К счастью, буквально все постоянные клиенты ателье разделяют и мое отношение к upcycle, и осознанному индпошиву, а еще они тоже фантазеры – и это бесконечно вдохновляет. Мы можем до часу ночи обмениваться в мессенджере идеями, что можно соорудить из уже набившего оскомину сарафана The Row или как обыграть крошечное, невыводящееся ни в одной химчистке, пятнышко на любимой блузе Zimmermann. Это успешные, реализовавшиеся девушки и женщины, они могут позволить себе многое и позволяют себе вот такое отношение к одежде – это невероятно приятно!
Переделываем с ними по-крупному, и мелочи. Недавно из винтажной кожаной куртки соорудили жилет, и он получился невероятно актуальным и гранжевым. Хотя изначальное изделие было и чересчур объемным, и морально устаревшим.
Сейчас, кстати, все чаще работаем с откровенно винтажными изделиями: платье Mugler конца 80-х, роскошный шерстяной костюм родом из «маминой бурной юности», косухи и кожаные сарафаны. Такие вещи не достаточно просто распороть и перешить: тут и реставрация, и ручная чистка, и замена металлической фурнитуры – целый комплекс. Но счастье в том, что клиент забирает изделие и не верит своим глазам. Перед ним уникальное, абсолютное новое произведение, которое приятно носить каждый день, не зазорно выгулять на самое претензионное мероприятие.
Читайте также: ДАЛИ НАЧАЛО: ДИЗАЙНЕРЫ, КОТОРЫЕ ПЕРВЫМИ СТАЛИ ДЕЛАТЬ МОДУ ОСОЗНАННОЙ
Готовы ли украинские модницы к осознанному потреблению и upcycle? Мне кажется, очень многие готовы и стремятся к нему уже не один год.
Осознанно потреблять — не значит износить до дыр, вовсе нет. Это означает покупать меньше, но качественное. Шить редко, но идеальное. Это значит включить фантазию и использовать вещь, пока ее еще хочется использовать, и не отправлять ее в мусор из-за того, что она четыре года провисела в шкафу и цвет или длина нынче не в тренде.
«Перешивать вещи – это для малообеспеченных людей» — услышала на днях такую формулировку. По моему опыту работы все совершенно и абсолютно наоборот. Клиенты моего ателье довольно часто приносят на редизайн одежду таких брендов, как Chanel, Dior, Acne, Chloe, Escada, Vetemens и пр. Это могут быть старые коллекции или приобретенные дефекты, либо размер уже не актуален. Владельцы таких вещей прекрасно отдают себе отчет, что это дорогие изделия, качественные, статусные – нет смысла прощаться с ними раньше времени.
Знаковой вещью для своей работы считаю черное платье-жакет со стразами Swarovski. Мы его перешили из мужского смокинга размера L. После публикации фото запросов на редизайн стало больше в разы. Притом, не только у меня, но и, как мне рассказали, у конкурентов. Можно пошить такое изделие с нуля. Но суть в другом – это custom made, не будет двух таких одинаковых, как не старайся.
Потому для меня это своего рода миссия – показывать на своем опыте, как может выглядеть другой подход к одежде. И как круто и логично выглядит upcycle-одежда на современной, осознанной женщине.
Читайте также: НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ: ОСОЗНАННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ОСОЗНАННЫХ ЛЮДЕЙ
Сложнее всего работать с винтажными запросами. Иногда девушки приносят мамино платье (как в сериале «Династия»), мы доводим его до новой формы и смысла, но в итоге – оно так и остается висеть в шкафу. Что-то мешает, что-то внутреннее не дает надеть его и чувствовать себя «в новом платье». Прекрасно понимаю, какими чувствами терзается владелица платья. Но мне в такие моменты становится жаль, что нет онлайн-площадки для продажи или аренды таких вещей: уже перешитых, уже доведенных до идеала.
Стоимость редизайна часто сопоставима со стоимостью индпошива. Но не всегда. Когда суть заключается в небольшой смене длины или добавлении рюша, оборки или страз – это не сложно. Но интересные случаи (обить заклепками кожаный пиджак, нашить ручной работы бахрому на замшевую косуху, вышить лентами низ сарафана) часто требуют большого труда и количества материалов. Но и получаются невероятно крутыми.
Помню, прошлым летом мы отправили в Швейцарию платье для сестры невесты. Мы его перешили из выпускного платья их мамы. Добавили восемнадцать метров кружева, пятьдесят штук жемчужных пуговиц и нашили четыреста мелких жемчужных бусин. Говорю же, редизайн – это очень увлекательно!