Закрыть
UA
вишиванка
Мода

Вышиванка в моде. Уже больше 100 лет.

Поделись:

Вышитая рубашка в Украине вещь серьезная – это и национальный символ, и произведение традиционного декоративно-прикладного искусства, и мощный оберег украинцев. С модой все наоборот – международная, временная, поверхностная. Но в истории моды с начала ХХ века и по сей день было немало сезонов, когда вышиванка была «последним вскриком», обогащая тренды традициями и впитывая веяния момента. Рассказывает Мирослав Мельник, історик моди та автор блогу modoslav.blogspot.com.

вышиванка

С точки зрения традиций ни в коем случае нельзя называть вышитую рубашку «вышиванку» — это очень грубое нарушение, как и укороченная до бедер рубашка (это же блуза, по-галицки блюзка ). Нарушением традиций будет и надеть длинную неприкрытую рубашку ниже талии (плахтой, дергой, запаской, летником).

Но мода – не традиция и позволяет себе всякие вышиванки-причуды: и платья, и блюзы и даже футболки с напринтованными узорами. Моде можно – часть современной массовой культуры потребления, а не традиционной культуры уникального ремесла. Модные вышиванки – это интерпретации (имитации) вышитых рубашек.

Вышиванка делает традицию актуальной. По статистике Google Analytics, запросов «вышитая рубашка» почти в 20 раз меньше, чем запросов «вышиванка». Ко мне как блоггеру, который уже более 10 лет ведет modoslav.blogspot.com, люди заходят именно по запросу «вышиванка», и я намеренно в публикациях прописываю «вышиванка» чтобы иметь трафик, чтобы нашли, прочитали, заругали и пошерили. Аналогично дизайнеры делают вышиванки – чтобы продать побольше.

Большая проблема культуры вообще и традиционной в частности, что она существует несколько отстранена от простых людей, пытается что-то им сверху насадить, а никто не думает о том, как сделать для людей что-то столь интересным , чтобы человек сам этого захотел. В большинстве случаев деятели от культуры жалуются на отсутствие заказа (прежде было партийное, государственное) и требуют финансирования. В этом плане мода (а эта сфера полностью коммерческая) сразу чувствует, что у нас в тренде, на что у людей есть спрос – сразу это подхватывает, извращает и эксплуатирует по максимуму.

Срок «вышиванка» возник давно. К примеру, еще в 90-е годы в Киеве выходили модные брошюры «Вышиванка». Предлагали модели далекие от традиционных рубашек, но для их украшения использовали мотивы традиционной вышивки.

Украинцы, пожалуй, легче и чаще, чем представители других европейских наций, используют основной элемент традиционного костюма и современной повседневной жизни, но чрезмерная идентификация национального стиля с вышиванкой у нас часто доходит до так называемого «вышитательства» и китча. Например, вышиванки одевали и на живых кошек или собак, а также на памятники Ленину. Очевидно, что это сущности вещей не меняет и лучше не мучить животных и убрать вождя «прочь из Украины».

К счастью, мода имеет дело с живыми и красивыми людьми и вышиванку как модный объект журналы и ателье предлагали еще в начале ХХ века. В платьях Поля Пуаре или Коко Шанель использовались некоторые вышитые рубашки. Тогда такие вещи воспринимались как экзотика (наряду с японскими кимоно или африканскими браслетами) и не имели этнонациональной ценностной нагрузки.

В 1930-1940 годах также предлагали многие вышиванки в модных журналах. Это связывалось с актуализацией национальных настроений и тенденций в Европе перед Второй мировой войной. Выходили брошюры с выкройками, схемами вышивок. Эти вышиванки назывались где-то баварскими, где-то русскими, а где-то румынскими, но, по большей части, вышиванка в этих модах фигурировала как атрибут не конкретной нации, а общественной прослойки – как крестьянская блуза. И по сей день эта культура – ​​это сельская культура все-таки. И потому, возможно, она не была столь популярна в моде ХХ века – деревня считалась менее развитой, чем город. Это уже в пост-индустриальную эпоху все начали петь один ручным работам и экологическим материалам.

В советском союзе вышитые вещи – особая тема, потому что, начиная с прихода большевиков, национализм жестко осуждался, но практически все советское художественное моделирование было построено на пропагандировании народных традиций. Социалистическую моду хотели построить на элементах традиционных костюмов республик, противопоставляя ее таким образом западной моде.

вышиванка

Вспышка популярности вышиванок произошла в конце 1950-х – начале 1960-х, когда у власти был Хрущев, который и сам не сторонился надеть вышитую рубашку. В мировой моде эту тенденцию связывают с культурой хиппи. Тогда вышитая блуза стала символом свободы от канонов, трендов моды. Это была антимода быстрее моды – свобода от диктата журналов и подиумов.

1970-е – наиболее этномодный период. Главный дизайнер десятилетия Ив Сен-Лоран «путешествовал» в своих коллекциях традиционными культурами многих народов. В 1976 году французский Сен-Лоран показал вышиванки Haute Couture. В разных источниках их называли по-разному: то «Казак», то «Русские балеты». Всезагребущие россияне позиционировали это как чисто русскую коллекцию, хотя, скорее всего, вышиванки в ней были инспирированы живописью Матисса, в частности его картиной «Румынская блуза». И до сегодняшнего дня вышиванка – это «румынская блуза». Именно таких запросов на английском намного больше в интернете, это гораздо более популярное и конкретное название, чем, скажем, «украинская рубашка» или «вышитая рубашка». Поэтому если говорить о национальной самоидентификации, то вышиванка очень скользкая почва, потому что это элемент, который присутствует во многих культурах. И если украинскую рубашку легко отличить от мексиканской, трудно провести границу между традициями соседних народов. В самой Украине каждый регион имеет свою специфику, что совсем не придает четких ориентиров.

Ив Сен Лоран вышиванка

Выставка посвящена влиянию художников на творчество Ив Сен Лорана продолжается в Музее Помпида в Париже.

В 1969 году в Киеве был начат украинский глянцевый модный журнал «Красота и мода». До 1990-х практически в каждом его номере получался материал о народных традициях.

Мне пришлось учиться уже на период перестройки и народные традиции воспринимались, в частности, студентами-модельерами, как «О, боже!». Нас муштровали делать коллекции по национальным мотивам. То есть это было обязательно-принудительно и на всех конкурсах побеждала одежда для беременных и одежда по национальным мотивам. Это были темы, которые прибавляли баллов. Такой навязчивостью «петухов и полотенец» нашему поколению отразили положительное восприятие традиционной одежды на многие годы. Отлично прозвучало в одной диссертации 2015 года, что нам нужно не столько открыть, сколько переоткрыть, переосмыслить наши традиции, которые нам насаждались сверху.

Вышитым вещам советского периода в научной литературе давали очень разную оценку уже при независимости, но на самом деле, если сейчас посмотреть «незаиленным глазом», то видно, что модельеры республиканских домов моделей были профессионалами и создавали очень гармоничные вещи. Сегодня можно даже позавидовать тому, как развивалось советское художественное моделирование на основе вышитых вещей.

Вспышка моды на вышиванки уже в ХХІ веке была связана с политическими событиями в Украине. Первый раз после Оранжевой революции 2004 года на мировых подиумах появились вышиванки в коллекциях Жан-Поля Готье и Гуччи. Джон Гальяно в 2008 году сделал «украинскую» коллекцию, вдохновляясь нашими традиционными костюмами.

Коллекция Готье посвящена Украине, 2006

Коллекция Джона Гальяно для Dior, 2008

Коллекция Gucci, 2008

В Украине на волне патриотизма появилось множество дизайнерских вариантов вышиванок, спрос на них не падал, а после Революции Достоинства подскочил – у нас был «прорыв» глобального масштаба под названием «Vyshyvanka by Vita Kin».

Вышиванка от Виты Кин

Во Львове Оксана Караванская вообще придумала такое направление как «Vyshyvanka Couture», продвигая его как уникальное украинское ноу-хау. Кутюрными вполне можно назвать и вышиванки львовянки Роксоланы Богуцкой.

Екатерина Ющенко в вышиванке от дизайнера Оксаны Караванской. Фото: facebook.com/OKARAVANSKA

2015-го на неделе моды Haute Couture в Париже (а это до сих пор самое крутое, что может быть в моде) итальянский бренд Valentino сделал коллекцию с вышиванками. «Вышиванки Valentino» заполонили соцсети и блоги, доказывая, что потребность в качественных дизайнерских интерпретациях вышиванок огромна и эту тему следует развивать. Из-за сегодняшней страшной войны мир не просто прикован взглядами к Украине – он сплочен вокруг нас моральной и материальной поддержкой. Это самое подходящее в нашей истории время, чтобы показать миру красоту и величие, а также актуальность украинской вышиванки как в традиционных ремесленных, так и в новейших цифровых вариантах.

Valentino

Вышиванки Valentino, 2015

Читайте также: АРТ-РЕИНКАРНАЦИИ МОНА ЛИЗЫ: ШАТЫ СУТКИ РЕНЕСАНСА, HAUTE COUTURE, АМУНИЦИЯ И ДЖАВЕЛИН В РУКАХ