Для Marie Claire Украина.
В своих коллекциях основательницы бренда Gunia Project Наталья Каменская и Мария Гаврилюк обращаются к народной культуре, интерпретируя ее в современных изделиях. Дизайнеры рассказали Marie Claire UA о ремесленных технологиях, открытии шоурума в условиях карантина и вдохновляющих путешествиях по Украине.
Как появился бренд?
Наташа: Все началось в 2016-м с путешествия по Карпатам, где мы познакомились с местными мастерами, которые делают традиционные гуцульские шубы-гуни из овечьей шерсти (от них и пошло название бренда). Примерив эти изделия, мы поняли, какие это классные вещи, решили о них рассказать и подать в современной интерпретации, — адаптировать для города. Сами по себе гуни очень тяжелые, неудобные и имеют неровный крой, ведь их делают по тем же технологиям, что и 300 лет назад. Вместе с мастером мы долго работали над тем, чтобы их облегчить, изменить крой, добавить карманы. Нам хочется делать уникальные вещи с историей и смыслом, которые люди могли бы передавать из поколения в поколение, продлевая им жизнь.
Маша: Главное – привнести в эти вещи современное виденье. Нужно понимать, что чтить традиции – это не значит слепо их повторять и следовать им один в один. Их нужно адаптировать к сегодняшнему дню. Наша миссия – популяризировать украинское искусство, рассказывая, как это здорово – восстанавливать ремесленные технологии, и показывать молодым людям, что это все может стать их бизнесом, который будет приносить как удовольствие, так и деньги.
Что нового о народной культуре открыли для себя, работая над коллекциями?
Н.: Буквально все! Мы вообще ничего не знали об украинской культуре, поверьте. Оказывается, существуют разные виды вышивки крестиком, и в каждом регионе свои техники. Раньше девушку из Полтавы и девушку из Чернигова обязательно отличили бы по одежде. На самом деле шаровары запорожских казаков никогда не были красными, как
мы думали. Это было навязано при Советском Союзе, потому что тогда хотели уничтожить идентичность и показать, что шаровары – это нечто пролетарское. Цветочный орнамент, который мы часто видим на сорочках, продающихся на Андреевском спуске в Киеве, появился только в начале XX в. Это брокаровская вышивка. Ее в Российскую империю привез парфюмер Генрих Брокар – он доставлял мыло из Европы в упаковках с цветочным узором, который присвоили у нас, перенеся его в вышивку. Его просто и быстро вышивать. Сорочку с таким узором можно было вышить за неделю, в то время, как традиционная создавалась три – четыре месяца. Нам все это преподнесли, как наше наследие, будто хотели стереть историю.
М.: Мы уже достаточно долго этим вопросом занимаемся, но еще мало знаем и не считаем себя экспертами, ведь эту тему можно изучать годами. Каждый день открываем для себя что-то новое.
Н.: У нас уже появился круг знакомых этнографов, музейных работников, – людей, которые действительно разбираются в народной культуре. Когда у них что-то узнаем – сразу этом расскажем. Мы множество раз проверяем любую информацию, ведь понимаем, что не можем быть необъективными. Например, когда мы создавали первую линейку посуды и наносили на изделия изображения святых, спрашивали у знакомых из музеев, можно ли будет из нее есть. И нам ответили: «Конечно». Для нас важно создавать утилитарные вещи.
Смотрите также: Кара Делевинь снялась в рождественской рекламной кампании Dior Joaillerie