Когда-то в рамках школьной программы нас заставили читать роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В то время как в 16 лет куда более волнительной казалась история любви героев «Накануне» – мечтательницы Елены и идеалиста Дмитрия, завершившаяся трагическим финалом. Но учительница литературы в таких красках расписала нам вопросы generation gap – «разрыва поколений», что ее энтузиазм оказался заразительным, и мы настрочили сочинений, пытаясь провести параллели (наверняка очень смешные) со своим личным опытом и нынешним временем.
Название и объяснение этому глобальному явлению нашли еще в 90-х годах прошлого столетия. Двое ученых – Уильям Штраус и Нил Хоув – детально изучали людей из разных эпох, начиная с XVI века. В результате им удалось сформулировать так называемую «теорию поколений», согласно которой в обществе выделяются четыре архeтипа: «пророки», «странники», «герои» и «художники». Любопытно, что каждые два десятилетия эти поколения сменяют друг друга и повторяются примерно каждые 80 лет. На сегодняшний день, согласно теории Штрауса и Хоува, человечество состоит из представителей таких поколений:
Отличия между ними видны невооруженным глазом: они проявляются не только во взглядах на жизнь, но и в способах подъема по карьерной лестнице. Сегодня на рынке труда активны представители трех поколений – беби-бумеры, X и Y. В силу возраста и опыта беби-бумеры – это специалисты высокого класса, основная задача которых – передавать знания следующему поколению. Для них важны не только материальные «плюшки», но и моральное поощрение. Поколение Х – это современные «большие боссы», занимающие ответственные позиции. Им жизненно необходимо учиться и получать новые знания, посещать тренинги и семинары, искать работу, которая может вывести их на следующий уровень. Деньги для них тоже очень важны. Высокая зарплата – залог безопасности и источник нерушимой свободы.
Своим приходом на рынок труда миллениалы (недаром они относятся к архетипу «герои» – это примерно как суперлюди пришли и навели порядок в Готэм-сити, но на самом деле усложнили механизм взаимодействия внутри города в разы) перевернули все с ног на голову. Они разрушили стереотипы, на которых долгие годы держалось представление о приемлемом образе жизни и хорошей работе. «Игреки» не считают нужным экономить или откладывать на что-то. Согласно исследованиям, 78 % миллениалов склонны отказываться от покупок тех или иных вещей, предпочитая инвестировать львиную долю месячного бюджета в путешествия и впечатления. Встряхнули «нулевые» и рынок потребления. Эти молодые люди хотят, чтобы производители доказывали им собственную ценность и раскладывали по полочкам, зачем их продукцию стоит покупать. Маркетологи, выпуская горы пособий на тему «как привлечь миллениала», готовы биться за их внимание, равно как и работодатели. Лучшая форма занятости для «игреков» – интересный проект, обязательная составляющая которого – хороший коллектив. При этом оплата труда должна быть не только высокой сразу, но и увеличиваться соизмеримо с успехами. Все описанное выше – идеальный расклад, а что же происходит на самом деле?
Рост напряженности на работе между поколениями Х и Y – феномен нынешнего времени. Первые недовольны ответственностью и результатами вторых, обвиняя их в голос в таких грехах, как:
Эти разногласия и сталкивают лбами в офисном пространстве две противоположности – X и Y. Однако есть один общий нюанс, способный их в конечном итоге примирить. И тем, и другим в условиях кризиса достаточно сложно найти если не работу мечты, то хотя бы приемлемое место. По статистике к 42 годам человек успевает сменить около 10 работ, а в 50 имеет стабильную занятость. Если постоянство не наступает, а уверенности в завтрашнем дне нет, появляется повод паниковать. Чтобы удержаться в топе сегодня, специалисту приходится менять свое рабочее амплуа как минимум раз в три-четыре года, к чему многие «иксы», например, не готовы.
Кроме того, большая часть из них не бредит технологиями и не поспевает следить за всеми новостями, что у следующего поколения получается «на автомате». А представьте себе ситуацию, когда начальником «икса» назначили «игрека»! Первой реакцией почти наверняка будет чувство уязвленности, а затем протест, который затормозит всю работу. И вот в этот момент стоит выдохнуть, сказать себе «тряпка, соберись!» и твердой рукой очертить круг своих преимуществ. Возможно, даже вокруг «трупа» миллениала-конкурента, если он вам настолько немил, что не дает жить. Итак, поколению Х стоит попробовать следующее.
Миллениалам же поможет взять верный курс на рынке труда следующее.