Закрыть
UA
Мода

Как современное искусство говорит о сложных темах: опыт резидентов проекта Coming Out of Isolation 2.0

Поделись:

На эту тему пообщались с Оксаной Саржевской-Кравченко, директором фонда «ИЗОЛЯЦИЯ».

Фото: Константин Гомон

В начале марта в пространстве креативного сообщества IZONE пятеро резидентов и резиденток проекта Coming Out of Isolation 2.0. рассказывали о своих будущих видеоработах, касающихся разных аспектов жизни ЛГБТ+- людей. Каждый из художников — Яна Бачинская, Евгений Коршунов, Елена Сиатовская, AntiGonna (Оксана Андреева) и Виталий Гавура — были абсолютно свободны в выборе как истории, которую хотели рассказать, так и ракурса рассказа, формата и художественных приемов. Они получили гранты и реализацию своих идей и менторскую поддержку. В общем весь проект Coming Out of Isolation 2.0. проходит при поддержке Human Rights Fund Посольства Нидерландов в Украине.

Пандемия и карантин временно притормозили работу над проектами и ограничили творческие возможности художников, но, наконец, все пять фильмов сняты, презентованы и начинают свой путь к зрителям. Они, безусловно, будут иметь долгосрочное влияние на свою аудиторию и, мы надеемся, изменят чье-то мнение о ЛГБТ+-сообществе на более лояльное и смогут разрушить некоторые стереотипы. Я горжусь результатами, которые мы получили, и надеюсь, что эти видеоработы смогут снизить уровень хейта и враждебного отношения к представителям ЛГБТ-сообщества.

Читайте также: П’ ЯТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВИДЕОРАБОТ О ЖИЗНИ ЛГБТ+ ЛЮДЕЙ

Художественная резиденция Coming Out of Isolation 2.0. проходит уже второй раз в фонде «ИЗОЛЯЦИЯ».

Ее цель — способствовать преодолению дискриминации, ксенофобии и пристрастного отношения к представителям и представительницам ЛГБТ+-сообщества в Украине.

Первая резиденция была сфокусирована на выставочных художественных проектах, в этом же году мы выбрали формат видео, потому что это позволяет значительно расширить аудиторию. Такой выбор оказался удачным и в контексте карантина — ни один другой формат вряд ли был бы столь результативен. Видеоформат позволил художникам завершить работу и презентовать их даже в ограниченных карантинных условиях. И сейчас проект будет набирать обороты.

Съемки фильма «Чачьо»

Уже в скором времени эти пять короткометражек можно будет совершенно бесплатно просмотреть на платформе Takflix. А фильм Виталия Гавуры «Чачьо» была отобрана для показа в рамках Одесского международного кинофестиваля. Прогнозирую, что и другие работы будут отобраны на разные кинофестивали. Это позволит рассказать истории о жизни и проблемах ЛГБТ-сообщества значительно более широкой аудитории.

Естественно, что люди имеют разные мнения относительно нашей работы по этой тематике. Кто считает это нужным и важным, кого наоборот это возмущает. Наши резиденты получали неприятные комментарии и даже угрозы в соцсетях. Но есть хороший результат, который сможет посмотреть и отрефлексировать большое количество зрителей.

Некоторые фильмы вышли предельно экспериментальными, некоторые рассчитаны на более широкую аудиторию, некоторые могут вызвать неоднозначные эмоции, всколыхнуть какие-то собственные переживания зрителей, не связанные с тематикой ЛГБТ+, но, несомненно, все ленты достойны просмотра.

Съемки фильма Евгения Коршунова «Главная крепость Сечи»[/ caption]

Почему я советую их смотреть не только тем, кто интересуется тематикой ЛГБТ+, но и тем, кто ею не интересуется или вообще не знает, что это такое или достаточно враждебно относится к подобным историям? Прежде всего для того, чтобы понять, что происходит в жизни и в душе людей, имеющих недоразумение со своими родителями, со своими близкими из-за того, что не оправдывают ожидания семьи и общества. Что делать, когда тебе навязывают определенную модель поведения твои родители и у тебя нет поддержки и не знаешь, куда идти? Как бороться со стереотипами и враждебностью? Как это идти против традиций и устоявшегося общественного мнения? Это все – универсальные проблемы и опыты, с которыми сталкиваются не только представители ЛГБТ-сообщества.

Скажу сразу, что реакция на эти видеоработы будет неоднозначной, она будет зависеть, в частности, от готовности и открытости зрителя к таким темам. Некоторые работы могут вызвать бурю эмоций или обострить внутренние переживания зрителей. Это очень сильные работы, которые говорят об универсальных опытах, но по тематике ЛГБТ.

[caption id="attachment_608193" align="aligncenter" width="659"] Фото: Михаил Глубокий

Почему лично мне важно быть в этом проекте? Я мама двух девушек. Мир стремительно меняется, и я не знаю, какой путь они изберут, когда будут взрослыми, какой выбор сделают, какие решения будут принимать. Мои дети воспитываются в стандартной семье, они видят опыт гетеросексуальных отношений. Но это не исключает того, что они, когда повзрослеют, сделают свой выбор, который может отличаться от выбора их родителей. И я не хочу потом иметь малейших сомнений или размышлений относительно того, принимать ли ребенка и его выбор. Я хочу поддерживать ее и уважать ее право на счастье. И этот проект также дает мне более широкое понимание того, как это возможно.

Я очень горжусь тем, что мы в этом проекте занимаемся тематикой ЛГБТ+, тем, что нам удалось сделать плодотворную коллаборацию с организацией «КиевПрайд», которая является профильной в работе с темой ЛГБТ-сообществ. Мы показали не только себе, но и другим культурным операторам, что можно эффективно сотрудничать с другими не культурными организациями в создании интересного и качественного культурного продукта, который будет способствовать общественным изменениям.

Читайте также:

Участники и менторка. Слева направо: Евгений Коршунов, Antigona, Яна Бачинская, Елена Сиатовская, Виталий Гавура, Алина Клейтман

Еще первый год проекта показал, что хоть это и нелегко, но мы можем работать с этой тематикой. Тогда большой общественный резонанс вызвала поднятая тема ЛГБТ-людей среди военных. Мы были первыми, кто вообще затронул эту тему, мы столкнулись со многими негативными комментариями, но и положительных тоже хватало. Но важно, что сейчас люди уже открыто говорят об этом, что эта тема больше не табу и не вызывает столь болезненную реакцию, как несколько лет назад.

С аудиторией, имеющей предвзятое отношение, мы не можем и не должны работать прямо и однозначно. Предвзятые ЛГБТ-сообществу люди не придут на обсуждение или дискуссию по этой теме.

Наша основная аудитория — это люди, еще не сделавшие однозначный выбор. Это люди, которые могут стать лояльными, если посмотрят хороший фильм, услышат качественную дискуссию. И с каждым таким шагом — с нашим проектом, с проектами других организаций мы двигаемся вперед.

Читайте также: 6 МИФОВ О ЛГБТ+, В КОТОРЫЕ НЕ СТОИТ ВЕРИТЬ

Это все происходит постепенно и подчас незаметно. Кто-то написал негативный пост о ЛГБТ+, к этому посту присоединятся люди, которые тоже хотят выразить свое негативное мнение. Но они будут читать и другие мнения, и другие комментарии под сообщением, в том числе и тех, кто аргументированно озвучивает другую позицию. И через определенный промежуток времени негативное мнение постепенно может измениться. Не на положительную, но на более лояльную, более толерантную, когда человек перестанет хейтиты или говорить обидные вещи. И уж это будет очень большим достижением нашего и подобных проектов.

Ибо стереотипы можно разрушить только так — поощряя людей узнавать больше, видеть и слышать разные истории, переосмысливать свой и чужой опыты. Быть открытыми для других и диалога. И современное искусство может в этом помочь.

Также читайте