Закрыть
UA
українська мода
Мода

С улиц на страницы модных журналов: как развивалась украинская мода

Поделись:

Мода, как и любое другое искусство, постоянно меняется, впитывает в себя влияние окружающей среды, синтезирует и отдает что-то совершенно новое и уникальное. И украинская мода – не исключение.

украинская мода 4

И если искать корни, то можно надолго потеряться — все же процесс становления украинской моды как искусства требует серьезных исследований. Однако главной точкой запуска украинской моды на орбиту узнаваемости и признания как в Украине, так и в мире является трагический для нашей истории 2014 год.

2014 год является переломным не только для украинской фэшн-индустрии, но и культуры как таковой, бунтом не только против политического режима, но и против устоявшихся стереотипов об украинской культуре в принципе. Точнее будет сказать, что одно событие автоматически и абсолютно логично подтянуло за собой другое.

Во времена СССР Украина была одним из ключевых игроков на рынке легкой промышленности. Мода как нечто уникальное не была массовой, это был экспортный политический продукт. С возникновением СССР мода в принципе откатилась назад, поскольку считалась буржуазным явлением, которое нужно было искоренить для того, чтобы создать свой идеологически заряженный образ идеального советского гражданина будущего.

украинская мода 2

До начала 1980-х и постепенной стагнации советского режима, в Украине работало около 150 швейных предприятий, создававших 20% всей одежды в СССР. Существовали и дома для моделирования одежды, в которых дизайнеры пытались нащупать баланс между запретным буржуазным и советским.

Однако с обретением независимости, распадом СССР и открытием границ большинство предприятий закрылись или оказались на грани исчезновения, как, например, фабрика «Радуга». Украинский рынок демократической повседневной одежды оказался не способен противостоять контрабандным турецким и китайским вещам.

Плюс ко всему, борьба советского режима с западными буржуазными веяниями в честь визуальной универсальности привела к тому, что украинские производители вошли в 1990-е вообще без понимания того, как строить собственный бренд, в то время как маркетинг, пиар и другие сопутствующие любому продукту составляющие бурно развивались и исследовались на Западе еще с середины XX века.

Репутация украинского производителя была уничтожена, так и не родившись. В 1990-е украинские фабрики для того, чтобы выжить, начали фактически за бесценок шить одежду для европейских брендов.

украинская мода

Читайте также: ЭКСКЛЮЗИВ: ИНТЕРВЬЮ С МАКСИМОМ СЕРДЮКОМ, ПРОДЮСЕРОМ СЕРИАЛА ВСПЫШКА

В 1997 году началась история украинской дизайнерской моды pret-a-porte. Появилась Ukrainian Fashion Week — первая в Центральной и Восточной Европе неделя моды, созданная по мировым стандартам, которая разрослась до международного уровня. Одной из задач Ukrainian Fashion Week была раскрутка практически с нуля и создание спроса на украинских дизайнеров в самой Украине, что вполне можно назвать началом создания украинской модной индустрии.

Однако до уличной демократической моды было еще далеко. Подиумная одежда украинских дизайнеров все еще оставалась недоступной по цене. Уличная одежда была доступна на все тех же бесконечных рынках с турецко-китайской контрабандой и в магазинах типа Benetton.

Украинский streetwear начал развиваться только в 2013 году. В частности, Ксения и Антон Шнайдер поместили украинский герб на футболки и худые. В том же 2013-м началась Революция Достоинства, и трезубец на одежде как символ украинского протеста оказался как никогда востребованным.

Так начался бурный всплеск украинской уличной моды — с принтов украинской национальной символики вроде герба и национальных орнаментов. Революция привела к росту спроса на украинское — люди начали поддерживать маленького и пока не уверенного в себе украинского производителя.

Шевчук

Тарас Шевчук (Syndicate)

Появился бренд Syndicate, тоже начинавший с воинственных принтов. Бренд Riot Division начался в 2010 году с вещей для уличных противостояний футбольных хулиганов, но переломным моментом для его развития стал все тот же 2014 год.

Вещи украинских дизайнеров окончательно вышли на улицы — в частности, на платформу «Все. Свои». Эта сеть магазинов создала мост между маленькими разрозненными украинскими ателье и покупателем, дала сигнал тем дизайнерам, которые еще сомневались в успешности украинской одежды под украинским брендом.

Революция Достоинства привлекла внимание мировых изданий к тотальному культурному сдвигу в Украине. Возник интерес к тому, как внутренняя и внешнеполитическая ситуация заставляет украинскую культуру переизобретать себя заново. И особенно в этом выиграли украинские дизайнеры — увеличилось количество производителей одежды, брендов и шоу-румов, коллабораций с известными фэшн-дизайнерами мира, приглашений за границу.

Sleeper

Sleeper

Мне кажется, как нигде, в Украине есть свой очень сильный стиль и вайб. И я рада, что о нем все больше и больше говорят и рассказывают. Мы с командой показываем, что это еще и часть глобальной индустрии — Ася Вареца и Катя Зубарева, бренд Sleeper.

Основные проблемы, стоящие сегодня перед украинской индустрией моды, — это квалифицированные кадры и образование. В Украине пока нет актуальных специальностей, в том числе и сопровождающих развитие индустрии — фэшн-маркетологов и фэшн-журналистов. Советская и украинская системы образования были заточены под производство и промышленность, а не за воспитание креативного мышления.

Помимо этого, украинской фэшн-индустрии необходимы материалы для творчества и работы, которые доступны пока только за границей. А это еще и таможенная бюрократия, ведь путь европейского дизайнера намного легче – все необходимые фабрики и материалы у него под боком.

Всего за несколько лет, с 2014 по 2021 год, украинская демократическая мода прошла путь от чего-то нового и ранее невиданного до мейнстрима и нормы как минимум в молодежной среде, причем без поддержки государства, исключительно на энтузиазме и упрямстве своих создателей. Кроме того, вещи Руслана Багинского, Ксении Шнайдер, брендов Sleeper, Bevza, Vita Kin уже представлены в Европе и США, о них пишут зарубежные медиа от Vogue до The New York Times, а их вещи носят Мадонна, Селин Дион, Dua Lipa, Lady Gaga и Ким Кардашьян.

Мороз

Олег Мороз (Riot Division)

Нужно немного времени, но стиль безусловно есть. Я уверен, что в ближайшем будущем количество перерастет в качество, останутся только те бренды, владельцы которых горят этим делом,— Олег Мороз, основатель бренда Riot Division.

Однако для того, чтобы до конца победить стереотип и подтвердить, что украинский продукт является не только конкурентным, но и актуальным, передовым и даже превосходящим продукт зарубежный, нужно проделать еще кучу работы. И для того, чтобы закрепить сегодняшний успех украинской фэшн-индустрии, одного энтузиазма и упрямства уже мало, необходима прямая поддержка государства в образовании, создании квалифицированных кадров от маркетологов до швей и журналистов, производств, помощи по налаживанию контактов.

украинская мода 3

Рекламная кампания Jealousy

И тогда в ближайшем будущем мы сможем увидеть и почувствовать еще более яркую вспышку украинской культуры, и сказать: «Какие же мы крутые!».

Посмотреть серию о новой украинской моде можно здесь:

Автор: Даниил Панимаш

Фото предоставлены пресс-службой

Читайте также: В УКРАИНЕ ПРЕЗЕНТИРОВАЛИ КОЛЛЕКЦИЮ РАВНОСТИ: RIZNI.RIVNI X BEVZA, LITKOVSKAYA, KSENIASCHNAIDER