Помните один известный рекламный ролик, в котором постоянно твердили: «Имидж – ничто»? Конечно же, его создатели кривили душой, потому что в ХХI веке имидж – это абсолютно все, и я не имею в виду внешний вид – можно выглядеть на миллион долларов, но окружающие все равно будут относиться к вам, как к пустому месту. Людям нужен Х-фактор (я, опять же, не имею в виду известное талант-шоу) – тот, который именуется харизмой.
Американский профессор Рональд Риггио пишет, что «личная харизма – это соединение сложных социальных и эмоциональных навыков, которые позволяют одним людям оказывать влияние на других на глубоком эмоциональном уровне, эффективно общаться с ними и устанавливать сильные межличностные связи». А немецкий социолог Макс Вебер считал, что «харизмой называется качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, особыми силами и свойствами, недоступными другим людям». Из этих определений становится ясно, что подобной характеристикой обладают немногие счастливчики. А что же делать нам, простым смертным? Ведь немного харизмы никому не помешает даже в банальных ситуациях, например, когда нужно уговорить строителя уложить тебе плитку ровно и без грандиозного скандала, или заставить вредную продавщицу в соседнем супермаркете признать в тебе человека.
Несколько лет назад мне в руки попала книга «Как очаровывать людей. Искусство влиять на умы и поступки». Я купила ее исключительно благодаря громкому названию, не подозревая, насколько она окажется полезной. Конечно, даже теперь, когда я вооружена знаниями из этой книги, мне вряд ли удастся повести за собой весь мир, но я точно убедилась, что развить способность располагать к себе людей – задача вполне посильная. По крайней мере, мне удалось убедить автора книги, Гая Кавасаки (нынешнего управляющего директора Garage Technology Ventures, экс-сотрудника Apple, внедрившего концепцию «евангелизма» в сферу высоких технологий, когда компания старается сплотить вокруг себя армию преданных поклонников), подробнее рассказать о волнующем меня предмете.
Кавасаки, чья белозубая улыбка стала такой же визитной карточкой, как черная водолазка Стива Джобса, запросто пригласил меня в свой дом в Калифорнии, благо мы оказались почти соседями.
Харизма и обаяние – безусловно, не одно и то же, – говорит он. – С харизмой ты рождаешься, а обаяние при желании можно в себе развить. Я бы выразился так: все харизматичные люди обладают обаянием, но не все обаятельные люди наделены харизмой.
Кавасаки твердо убежден, что именно навык очаровывать людей является ключевым, если ты хочешь построить успешную карьеру, начать свой бизнес или просто нравиться людям. «Моя книга очень практична – продолжает он. – Она о том, как нужно вести себя каждый день. Очаровательные люди получают все лучшее: лучшие места в самолете, лучшие номера в гостинице и множество других привилегий. Умение пользоваться обаянием делает жизнь намного легче и значительно продуктивнее. Мне кажется, на то, чтобы быть все время злым и недовольным, уходит намного больше энергии».
ИСКУССТВО ОБАЯНИЯ СОСТОИТ НЕ В МАНИПУЛИРОВАНИИ ЛЮДЬМИ. ОБАЯНИЕ ТРАНСФОРМИРУЕТ СИТУАЦИЮ И ОТНОШЕНИЯ. ОНО ПРЕОБРАЗУЕТ ВРАЖДЕБНОСТЬ В ВЕЖЛИВОСТЬ, А ВЕЖЛИВОСТЬ – В БЛИЗОСТЬ.
Во время разговора Кавасаки старался убедить меня, что механически пользоваться навыками обаяния – мало, нужно возвести их в ранг личной философии. «Искусство обаяния состоит не в манипулировании людьми, – пояснил он. – Обаяние трансформирует ситуацию и отношения. Оно преобразует враждебность в вежливость, а вежливость – в близость. Скептиков и циников оно превращает в сторонников, а неопределенность трансформирует в верность».