Закрыть
Мода

Женщины-дизайнеры: где все они?

Поделись:

Пять лет назад Хиллари Теймур — основательница одного из самых заметных независимых модных брендов Нью-Йорка Collina Strada — проходила собеседование на новую должность. Одна европейская марка люксовой женской одежды открыла вакансию креативного директора, и если бы Теймур получила эту работу, она перешла бы от создания одежды для преданной американской аудитории к дизайну для миллионов женщин во всем мире.

После восьми месяцев изнурительных интервью с HR-менеджерами и топ-менеджментом выпускница SCAD была уверена, что должность уже практически получила. Она даже начала паковать чемоданы, нашла кого-то, кто арендует ее квартиру на Манхэттене, и составила образ для своего первого рабочего дня во главе известного модного дома.

И вдруг представители бренда позвонили с неутешительной новостью: вместо нее выбрали мужчину. Теймур была опустошена, хотя и не удивлена. На тот момент она уже претендовала на должности креативного директора в семи других брендах женского люкса — и почти все должности в итоге получили мужчины.

«Нехватка женщин, которым доверяют создавать женскую одежду, — это просто шокирует», — сетует дизайнер.

Дизайнер Хиллари Теймур

Дизайнер Хиллари Теймур. Фото: Instagram @_collina

Гендерное неравенство в фэшн-индустрии

 

Ее история иллюстрирует глобальную проблему: самые престижные должности креативных директоров в люксовых брендах женской одежды — тех, кто формирует тренды с подиумов, которые впоследствии повторяет массмаркет, — до сих пор в основном занимают мужчины. Хотя индустрия люкса построена на понимании того, что хотят носить женщины, женщинам редко позволяют решать, что это должно быть.

что хотят носить женщины, женщинам редко позволяют решать, что это должно быть.

В последние годы крупные модные дома играют в своеобразную «игру в музыкальные стулья»: Алессандро Микеле ушел из Gucci в Valentino, Пьерпаоло Пиччоли, работавший в Valentino, теперь в Balenciaga. Демна Гвасалия, бывший креативный директор Balenciaga, теперь возглавляет Gucci после двухлетнего периода Сабато Де Сарно, который, в свою очередь, сменил Микеле.

Дизайнер Матье Блази.

Дизайнер Матье Блази. Фото: Instagram @matthieu_blazy

Эти перестановки интересны для зрителей, но разочаровывают в плане гендерного баланса. Двое легендарных креативных директоров — Мария Грация Кьюри (Dior) и Виржини Виар (Chanel) — оставили свои должности, а на их места назначили Джонатана Андерсона (Dior) и Матье Блази (Chanel).

Дизайнер Виржини Виар.

Дизайнер Виржини Виар. Фото: Karl Lagerfeld

Хотя в последнее время некоторые женщины все же получили высокие позиции — например, Рэйчел Скотт возглавила Proenza Schouler, а Мерил Рогге стала креативным директором Marni, — дисбаланс остается колоссальным: только 10 из 33 креативных директоров в брендах женской одежды — женщины.

Быть женщиной — не обязательное условие, чтобы создавать одежду для женщин. Многие талантливые мужчины-дизайнеры создают великолепные коллекции. Но почти полное отсутствие женщин на руководящих позициях свидетельствует о более глубокой системной проблеме.

Женщины чаще создают хитовые айтемы

 

При этом женщины-дизайнеры безусловно квалифицированы. Грейс Уэлс Боннер, Мартин Роуз, Симон Роша и многие другие получали престижные гранты CFDA Fashion Fund и LVMH Prize — своеобразные «золотые звезды» в модном резюме. Именно они создают хитовые, прибыльные айтемы: например, кроссовки Adidas Samba by Wales Bonner стабильно распродаются через несколько часов после выхода.

Adidas Samba by Wales Bonner

Adidas Samba by Wales Bonner. Фото: www.sneakers-kross.com.ua

Но даже несмотря на успехи, корпоративные структуры редко позволяют им двигаться вверх. Согласно отчету Women in the Workplace 2024 от McKinsey, женщины значительно реже получают повышение, даже если их результаты не уступают мужским.

Мимма Виглецио, бывший вице-президент по глобальным коммуникациям в Gucci Group, говорит, что мужская корпоративная культура в высших эшелонах модной индустрии не способствует продвижению женщин:

«Никто не говорит прямо: «Мы не хотим женщин». Но мужчины в руководстве считают женщину во главе бренда риском», — объясняет она.

Она вспоминает, как когда-то CEO одного ювелирного дома сказал ей:

«Какая проблема в молодых женщинах? Вы беременеете, берете год декрета, а я все равно должен вам платить».

Сумно, но слова Виглецио из начала 2000-х перекликаются с тем, что слышит Теймур сегодня:

«Чтобы меня взяли на работу, я должна начинать встречу словами: «Я женщина, готова переехать и не планирую детей». Видимо, уже надо показывать им рентген после гистерэктомии», — горько шутит дизайнер.

Иронично, но отказ назначать женщин на руководящие позиции вредит самим компаниям. По прогнозам UniformMarket, в 2027 году мировой рынок женской одежды достигнет 1 триллиона долларов, тогда как мужского — всего 639 миллиардов. К тому же женщины контролируют около 80% всех потребительских расходов и охотнее поддерживают бренды, в которых видят свое отражение.

Дизайнер Мария Грация Кьюри.

Дизайнер Мария Грация Кьюри. Фото: Instagram @mariagraziachiuri

К примеру, под руководством Кьюри в Dior темы женской силы и самовыражения стали ключевыми — и продажи выросли с 2,7 млрд евро в 2018 году до более 9 млрд в 2023-м (по данным HSBC).

То же самое произошло с Chloé после дебюта Чемены Камали — ее легкие, чувственные силуэты из шифона и кружева снова сделали бренд желанным среди клиенток.

Дизайнер Чемена Камали.

Дизайнер Чемена Камали. Фото: www.chloe.com

Сильные стороны женщин в индустрии

 

Женщины-дизайнеры способны создавать целые культурные феномены. The Row, который в 2024 году оценили в 1 млрд долларов, — яркий пример. Бренд Мэри-Кейт и Эшли Олсен с почти полностью женской командой делает минималистичные платья, удобную обувь и большие сумки — и продает не только вещи, а стиль жизни.

Сумка The Row

Сумка The Row. Фото: www.therow.com

Другая легенда — Фиби Файло, которая задала тон в Celine в 2008-2017 годах. Ее вещи до сих пор пользуются бешеным спросом: стилист Геб Уоллер говорит, что получает запросы на конкретные модели обуви или сумок из тех времен даже от клиенток в США, Ближнем Востоке и Великобритании.

И это не случайность: женщины-дизайнеры буквально понимают, что значит быть своей клиенткой. Они знают, как раздражает слишком маленький карман для телефона или платье со сложной застежкой, в котором не наденешь бюстгальтер. Они знают, что оверсайз-пиджак — лучшее спасение в дни, когда нужно бегать по городу по делам.

Они знают, что оверсайз-пиджак — лучшее спасение в дни, когда нужно бегать по городу по делам.

«Такие детали — это маленькие намеки: «Я тебя вижу и понимаю твою жизнь», — говорит журналистка Моша Лундстрём Гелберт, — «Это не бонус, это просто хороший дизайн».

Именно поэтому многие дизайнеры решили не ждать приглашения от модных домов, а создали собственные — и преуспели. После ухода из Celine Фиби Файло запустила одноименный бренд, который настолько быстро распродавался, что впоследствии появился в крупных универмагах.

Образ от Фиби Файло.

Скульптурная юбка и свитшот от Фиби Файло. Фото: www. hoebephilo.com

Симона Роша и Сэнди Лианг с независимыми показами стали вдохновением для миллиардной «эстетики женственности». Сумки The Row теперь стоят рядом с моделями Louis Vuitton и Gucci в списках лучших, хотя бренд не принадлежит ни одному конгломерату.

Это доказывает: поддержка крупных корпораций — это плюс, но не условие успеха.

А что же Хиллари Теймур? Недавно она снова проходила собеседование на должность креативного директора в люксовом женском бренде. Через месяц она узнала, что работу не получила — но ее отдали другой женщине. И хотя отказ снова посеял разочарование, но, по крайней мере на этот раз, с надеждой на перемены.

Фото дома: коллаж МС (официальные страницы дизайнеров)

Адаптировала: Евгения Власенко

Автор: Emma Childs

Оригинал статьи

Следите за новостями в

Также читайте