Художница и фотохудожница Marfa Vasilieva творит в основном в двух странах – Украине, где родилась и куда любит возвращаться, и в Голландии, где живет и создает свои работы. А с осени 2017 добавилась еще одна – Япония, где Marfa представила на биеннале совместный с Tamura Yoshiyasu проект под названием Takamagahara.
Сегодня говорим с Марфой о творчестве, счастье, японских традициях и важности мечты в жизни человека.
Проект Takamagahara был представлен на биеннале в Японии. Расскажи, пожалуйста, о нем. В чем идея? Откуда название?
– Название проекта Takamagahara, который мы решили сделать вместе с Tamura Yoshiyasu, в переводе с японского означает Рай. Это межкультурный проект, посвященный двум датам, важным для Украины и Японии, – 30-летию с момента трагедии на Чернобыльской АЭС и 5-летию с момента трагедии на АЭС Фукусима.
Yoshiyasu – истинный японский мастер, профессиональный создатель комиксов в Shueisha, Monthly JUMP magazine, создатель иллюстраций для коллекции Alexander McQueen 2012. Японцы верят, что императорская семья произошла от богини солнца Аматерасу, которая является главенствующим божеством в японском пантеоне синто. После выбора легенды, Yoshiyasu создаёт уникальный эскиз, после чего переносит его на модель. Когда модель расписана, в процесс, включаюсь я. С моей стороны важно дать истории жизнь и дыхание на фото: найти локацию или создать, если таковой нет, и вплести в миф, модель, свет, антураж, эмоцию и динамику.
На биеннале мы представили снимки шести легенд: богине смерти и ревности, одной из самых главных в пантеоне, о боге огня, о богине лесов и еды, богине океанов и богине сакуры и вулканов, а так же о богине осени и ветров. Все эти легенды очень нежные, романтичные, жестокие и невероятные.
Интересно, что мы работаем не с моделями, а с обычными людьми. От этого проект обогащается – за счет их историй и отражения души. Первый снимок был сделан в Киеве, мы снимали богиню сакуры и вулканов, продолжили богиней Смерти, после сняли бога Огня. Богиню леса и еды, мы снимали в лесу в Боярке, недалеко, от маминого дома. Чтобы изобразить легенду, о богине осени и ветров, мы с Yoshiyasu собирали восемь мешков осенних листьев по всему Амстердаму, рано утром, под дождем. Нам нужны были ярко красные, желтые и коричневые. Мы справились. К примеру, богиней океанов у нас стала темнокожая мусульманка, которая решилась открыть свои ноги. Это очень смело и ценно. Встретила ее на пироне и не устояла, взяла ее номер телефона и вот еще одна история стала живой и глубокой.
Читайте также: МУЗЕИ МАКАРОН, СНЕЖИНОК И ЛЖИ: САМЫЕ НЕОБЫЧНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ МИРЕ
Будете ли продолжать его?
– Да, конечно. В Японии мы отсняли 4 легенды, о богине Рек, о богине Солнца, продолжение богини Смерти. А в день, когда на Японию шел Тайфун, Yoshiyasu предложил снять богиню плодородия и риса – эта съемка должна была задобрить тайфун, потому что она посвящалась ему и он, кстати, прошел мимо. Я снимала модель, в горной ледяной реке, по пояс в воде. Это была дичь. Количество божеств у японцев 800 000 богов, есть и бог бизнеса, и бог рекламы, и даже бог туалета. Работы у нас очень много. Мы получили приглашение презентовать проект в Азии в этом году, так что уже в сентябре вы сможете увидеть его продолжение.
Takamagahara – жизнеутверждающий проект?
– Конечно. Концепция проекта заключается в том, что человек часто сомневается в себе, в своих возможностях, но никогда не задумывается, что жизнь не вечна, а вечность находится в моменте откровения с самим собой. В моменте веры в свои желания и мечты, в моменте, где человек делает первый шаг, навстречу длинной дороге под названием сердечный путь.
Именно в искреннем порыве, в сияющих глазах и нежных сердцах – рождается истина.
Сила духа любви и желания создавала города, невероятные шедевры, изобретения науки, она же ликвидировала страшные трагедии, побеждала болезни и рождала гениев. Потенциал человека велик и лишь божественная искра в каждом из нас сдвигала горы и побеждала войны. Кристалл человеческой души обладает мощным энергетическим зарядом, потенциал божественный и в то же время это ответственность. В каждом из нас Бог, со своим уникальным набором искр и волшебства.
Takamagahara – это рай, из которого выходят и боги, и люди и в каждом из нас есть нечто божественное, восхитительное, прекрасное. То, как мы рожаем детей и ставим их на ноги, строим большие города, решаем проблемы со стихийными бедствиями. Мы хотели напомнить человечеству о мечте, о сказке, о надежде и преодолении.
В Японии была также представлена твоя персональная выставка. Это были также фотоработы?
– Моя личная выставка была посвящена четырем измерениям искусства. Она проходила в городе, где по приданиям появились первые самураи Nakanojo, в ателье моего знакомого арт-самурая Tamura Yoshiyasu. Я представляла 2 фотоснимка из серии Цветные Вселенные и 1 работу Space, все они выставлялась в Амстердаме в 2015 и 2016 году. Также показала 46 картин, нарисованные тушью и маслом. Во время выставки звучали музыкальные композиции и поэзия, созданные мной. Я посвятила выставку Marfa’s World своей киевской квартире, по которой периодически тоскую – это было сказочное место.
Суть заключалась в том, что практически все рисунки, которые я представила на выставке, были созданы в моей квартире на 8 этаже, там же было фортепиано, на котором создавались импровизации и подоконник, где я написала поэзию. Создавая каталог, я написала: в побеге на работу и домой, представьте, что время становится густым и открывается портал с комнатой, в ней светит красный абажур, слышится музыка и пахнет масляными красками… экран компьютера пестрит фотоснимками, а на подоконнике вы найдете книгу с поэзией.
Читайте также: 10 САМЫХ НЕОБЫЧНЫХ МУЗЕЕВ УКРАИНЫ
Отличается ли по настроению твои фотоработы и живопись?
– Я рисую уже лет семь, и никогда не относилась к этому серьезно, просто рисовала и рисовала. Когда я приехала в Амстердам, мне очень хотелось понять тему искусства: как работают галереи, какие художники интересны и почему. Я посещала выставки, галереи, общалась с художниками, и подумала, что у меня очень много материала, а мои картины очень не похожи на мои фотографии. Все они проходили свои этапы, темные и подземные, когда я что-то болезненно переживала, необычные и страстные, когда я чувствовала новое. В Амстердаме я создала много веселых персонажей тушью и пером, с необычными историями. Я решила уделить внимание другой части своего творчества. Но и от фотографии я не отказываюсь, просто перевожу ее в формат fine art.
За шесть недель, которые я была в Японии, помимо всего прочего мы с Yoshiyasu читали лекции для студентов выпускников и студентов в арт-академии: с чего начинать путь художника, какие этапы необходимо пройти, что такое маркетинг в искусстве. Yoshiyasu – это смесь художника с математиком, он очень системно подходит, к продвижению и коллаборации. Важным моментом, сказанным студентам, лично от меня был тот факт, что, являясь японцами, они уже являются брендом на международном рынке. В силу высокой образованности в стране большая конкуренция и соответственно, если предложение большое, спрос уменьшается, но в мире японский мастер – всегда японский мастер. Так же рассказала о своей истории и шагах, которые предпринимала при формировании своего имени, о коллаборации и ее роли на пути художника, роли коммуникации и нестандартных решений. Быть в сфере значит знать людей и постоянно поддерживать с ними связь и теплые отношения.
Какой у тебя девиз по жизни?
– Не стесняйтесь своей ах…сти. А еще недавно я нарисовала картину – Птица Счастья, которая забыла о своей природе. Так вот — давайте не забывать, что мы птицы счастья, эта мелочь создает симфонию жизни.