В это бурное время, веримся к нашему циклу материалов, от современных исследователей родной культуры Твердый Криц.
Традиционный образ украинской женщины в целом сводится к благочестивой сдержанной жене и матери, а мужа – к трудолюбивому отцу. Впрочем, не все придерживались такого правильного поведения и, бывало, прыгали в гречку. Супружеская измена осуждалась общиной и церковью, однако это прелюбодеев часто не останавливало, реже — заканчивалось разводом.
Наказание за прелюбодеяние было определено еще во времена Киевской Руси – в «Русской правде» Ярослава Мудрого. Мужчину могли наказать штрафом митрополита или наказанием князя. Женщина должна была принять постриг. Такое неравное наказание мужчин и женщин будет властвовать в обществе еще долгое время. В III Литовском Уставе 1588 женщину-предательницу с любовником казнили на смерть. Такое же наказание ждало их и по другому правовому документу – «Правам, по которым судится малороссийский народ». Однако такие наказания были нечастыми, в большинстве своем семейные дела решались на уровне общины. (4)
Муж-предатель
Народное отношение к прелюбодею было достаточно лояльным, особенно если он был хорошим хозяином и отцом. Жена же в такой ситуации должна была оставаться «мудрой», то есть не обращать внимания на измену, не ссориться и не упрекать. (1)
Такое отношение обусловлено экономическими факторами. Женщина не могла справиться с хозяйством и детьми одна. Развод бы разрушил материальное благополучие семьи. Доктор исторических наук Оксана Кись отмечает: «…Со своей стороны и женщина не покинет мужчину, как бы плохо ни относился он к ней, был ли хозяин и пьяница. В таких случаях порядочная женщина сама содержит семью, как бы тяжело ей ни было».
Также развод осуждался народной моралью. Считалось, что супруги должны жить вместе всю жизнь. В противном случае, разведенных осуждала община, упрекавшая в разрушении семьи и неумения справиться с изменой. Поэтому женщина умалчивала предательство мужчины, а свою злость направляла на соперницу. Наказаниями прелюбодеям были избиты окна, публичная брань или драка, задирание юбки с рубашкой выше головы или снятие ворот в доме.
Кандидатка исторических наук Тина Полек приводит такие показания мести за измену из села Салинцы Винницкой области: «Это мой сосед с одной стороны ходил к соседке с другой стороны, у нее было двое детей, и соседка была такая… легкомысленная женщина. А мама очень не хотела его, мама не хотела, чтобы он к ней ходил. А этот парень был такой, ну хороший, хороший. Но и потом мама со своей дочерью расколотила «что-то плохое» [экскременты – Т.П.], пошла по ночам – они спят. Она обмазала тако окна дома, а к утру оно высохло, и люди ходят и смотрят это, ну, это уже немножко и тем, и тем нехорошо. Это уже люди обсуждают: кто прав, кто нет. Да так уж люди не стали считать ее, до самой смерти была сама, бегала-бегала за мужчинами и осталась. Такое бывает в жизни». (4)
Женщина-предательница
Община осуждала женщину-изменницу гораздо строже, чем предательство мужчины. Женщину за измену мужчина мог избить и унизить. Например, Максим Горький наблюдал такое наказание в селе Кандыбовцы Херсонской губернии в 1891 году: потерпевший мужчина привязал обнаженную, связанную жену к телеге, сам залез на телегу и оттуда избивал ее кнутом и в сопровождении толпы возил ее. В других губерниях из предательниц обходились не менее жестоко: «Женщин обнажают, мажут дегтем, осыпают куриными перьями и так водят по улице; в летнее время мажут патокой и привязывают к дереву на съедение насекомым». (3)
Тина Полек приводит пример жестокого наказания невинной женщины в селе Завадка Закарпатской области: «Такое, чтобы муж избивал жену, очень было часто. И у нас был такой случай. Один очень был человек ревнивый, а другой был такой позорный, ну, как вам объяснить, «позорный» — вредный такой, знаете, ехидный, и говорит: «Ну, Геоде, ты тут себе ходишь, а твоя Настуня вон с кумом целится на потому”. Тот пришел: Где? Не может быть, – говорит. «Я видел, — говорит, — она думала, я не вижу, а я окончательно видел». А то правда не было, он так наговорил, тот человек пришел домой, взял мутуз, такой что линь, что завязывать что-то такого большого, то есть толстый, то бил так женщину, что та потеряла сознание и через три дня умерла». (4)
С кем изменяли?
Мужчины прелюбодействовали с социально незащищенными женщинами: покрытиями, молодыми вдовами, московками. Такие связи для самих женщин были опасными: кроме общего порицания, еще и был риск незаконного ребенка, что иногда толкало их на детоубийство.
Следует отметить, что дело об изнасиловании суды не возбуждали, если жертвой была одинокая женщина, потому что она вроде бы сама могла соблазнить мужчину. Примеры таких дел можно найти в материалах судебных дел в Харьковской и Киевской губерниях. (2)
В фольклоре часто упоминается сюжет об интимной связи между кумом и кумой. Такие отношения осуждались церковью и людьми: «Как кума с родным кумом занималась, то есть курвила, то в страшный суд на том свете будет одна борона сверху, а другая снизу, и после того в смоле будет кипеть и в огне будет гореть». /p>
Трудно сказать часто ли случались такие прелюбодеяния, о них сочиняли песни, но чем-то разрешенным такие отношения стать не могли.
Еще одной запретной сексуальной практикой было снохачество – интимные отношения свекра с невесткой. Этнологиня Ирина Игнатенко отмечает, что у украинцев такое почти не случалось, но достаточно известно у россиян. Иван Франко также интересовался этой темой, в своей статье «Следы снохачества в наших горах» он пишет: «обычай этот происходит особенно там, где люди живут по патриархальному, большими семьями (…) и пока сын дорастет, сам заступает невестке мужа», но «у нас, особенно на Подгорье, бывают случаи снохачества как единичные случаи». (1)
В статье использованы материалы и цитаты:
Фото: прессслужба Твердая Крица a>