Многие могли заметить, как быстро растет количество украинских ювелирных брендов. Отрасль, которая могла сильно пострадать из-за переноса производств и деятельности во время войны, сейчас развивается и становится более экологической и современной. Как так вышло? Исследует fashion-журналистка и колумнистка Marie Claire Ukraine Ксения Ковалева.
ZHERNOV Artifactory
«Я начал свою дизайнерскую карьеру в конце 2013-го года. Тогда я познакомился с Лилией, моей женой. Она начала помогать мне и таким образом стала соучредительницей бренда, который окончательно сформировался как ZHERNOV Artifactory примерно в 20-21 годах», — рассказывает Сергей Жернов, который был вынужден закрыть бренд. «На этом пути нам не было легко, мы часто конфликтовали имея разное видение вещей, но мы были командой и понемногу двигались вперед. В конце зимы 2022 года по известным причинам мы решили уехать из Украины. С нами были наши дети и чемодан украшений. Таким образом, я могу выделить период с 2014 по 2022 год. Это 8 лет — как первая часть моего творческого пути и начало бренда». Но будет ли часть друга? «Мы оказались в Швейцарии. На этом этапе мы решили, что Лилия прекратит управление брендом и я самостоятельно начну им заниматься. Пока Лилия работает над своим творческим проектом, а я продолжаю, в пределах текущих возможностей, создавать новые работы: арт-объекты и арт-украшения. Таким образом бренд «отдыхает»… Я верю, что это лишь переходный этап и что в определенный момент бренд начнет возрождаться».
Однако за год жизни в Цюрихе Сергей уже сделал много новых работ — арт объектов и арт украшений. «Отличие арт украшения состоит в том, что это в первую очередь определенное высказывание художника — произведение, ценность которого в идейном наполнении. Другие характеристики это также нестандартность материалов и техник, уникальность работы, возможность ее применения как отдельного произведения искусства вне ювелирного формата. Я работаю над серией, которая называется «OMG» и это несколько колье, изготовленных из мягких детских игрушек с применением эпоксидной смолы, акриловой краски, стальных и серебряных элементов», — продолжает дизайнер. В Украине у бренда сейчас не осталось ни одного представительства: студия закрыта, клиенты молчат, бренд спит.
«Я не знаю, что ждет меня дальше, будем ли возвращаться в Украину. Честно говоря, я больше вижу себя интегрированным в международное сообщество, но тоже потенциально. Сейчас я просто пытаюсь удержаться на течении жизни, просто не потерять связь с самим собой. Среди всех моих украшений, конечно, самые любимые – Феи. Это моя самая известная серия, успешно продолжавшаяся с 2016 года. Последние фей я сделал как раз перед отъездом. Очень скучаю по возможности их изготовления. Я даже так думаю: будут феи – будет бренд», — говорит Сергей.
Поэтому верим, что феи будут и на международной арене, и в Украине.
Brua Jewellery
«Наша история началась в 2017 году в городе Львов. Все началось с нашего большого желания что-либо создавать. Мы – команда художников с художественным образованием. Наше увлечение, вдохновение и ознакомление с разными течениями (которые стимулировались во время обучения) побуждали наш творческий голод и стремление превратить вдохновение в реальные творения. Сначала это было просто стихийным желанием, а потом мы развили его в идею и философию. Одной из идей, сильно повлиявшей на нашу идентичность и ДНК бренда, является идея создания плавных линий, имитирующих формы человеческого тела, в частности, женского », — рассказывает команда бренда, и продолжает. «По материалам, серебро и золото всегда остаются на пьедестале актуальности. Появляются разнообразные эксперименты, но ни один другой материал так и не перепрыгивает эту планку. В нашей работе мы ценим ручной труд. Все наши изделия созданы руками наших ювелиров. Мы считаем, что каждое изделие нуждается в индивидуальном подходе, и именно в этом процессе формируется такая важная составляющая, как тепло и любовь. Наша цель состоит в том, чтобы наши изделия не только отражали нашу любовь к искусству и красоте, но и помогали нашим клиентам выражать свой собственный стиль и индивидуальность. Мы стремимся создавать уникальные изделия, которые будут вдохновлять и доставлять радость нашим клиентам».
Когда же мы говорим о вдохновении в бренде говорят, что именно мировоззрение разных художников становится самым мощным источником. «Мы постоянно окружены формами, цветами, текстурами и другими элементами нашей окружающей среды, которые могут стать источником вдохновения для нашего творчества. К примеру, художник может быть очарован красотой лесов или морского побережья и пытаться воспроизвести их формы или цвета в своих творениях. Кроме того, знания и опыт, полученные в повседневной жизни, могут стать источником вдохновения для искусства, включая культурные, исторические и социальные аспекты нашей жизни. Художник может попытаться отразить свои мысли и чувства с помощью форм и цвета, выражая свое уникальное видение мира. Такие вещи щекочут нашу фантазию и вдохновляют на творчество».
Сейчас, в Brua ищут новых путей и идей в создание украшений, ведь «Стало весомым, чтобы бренд не только изготавливал качественные продукты, но делал это нравственно, имел внутреннюю и внешнюю социальную позицию, чтобы бизнес был прозрачным и честным со своим потребителем». И смысл сейчас действительно часто выше формы, и будем ждать новых украшений, насыщенных идеей и жизнью.
Dukachi
Изысканный бренд появился, как культурная интерпретация в форме современных ювелирных изделий. Название нашего бренда происходит от старинных нагрудных украшений «дукачей». Начиная с 17 века металлические подвески Дукачи занимали центральное место в разновидности украшений украинских барышень. Они были разнообразны и по материальной, и по художественной ценности. К примеру, были дукачи в виде медалевидной подвески, которая крепилась к «банту» — декоративной броши. Мы воспроизвели этот элемент бант в нашей одноименной коллекции колье и браслета Дукач. Дукачами владели украинские гетманы, их носили жены казачьих старшин. Первоначально традиция носить дукачи была распространена на территории Гетманщины. Затем она распространилась и на другие области современной Украины, таким образом дукачи стали одним из самых популярных украинских украшений», — рассказывают в бренде. Следуя такому культурному наследию в собственном производстве, Dukachi используют только классику: золото и серебро.
«Каждый на наше украшение – это ручная работа наших мастеров. К примеру, наша новинка подвеска Кукла-мотанка Веснушка состоит из 16 частей, все из которых соединяются вручную. Одна такая подвеска производится до 3 дней мастером и требует кропотливой ювелирной работы», — рассказывает дизайнер. Но современные тренды не только о новых путях создания изделий: как по мнению Dukachi изменился рынок ювелирных украшений? «Многие пытаются найти опору в это сложное время. И они находят эту опору как в обручальных кольцах, которые покупают семьи гражданских и военных, так и в символических украшениях, имеющих родные ноты украинской культуры. Для клиентов Дукачи такими сакральными украшениями стали изделия из коллекций Колоски и Куклы-мотанки. Иногда покупатели делятся с нами своими историями и фото о том, какое значение теперь будет для них это украшение. Для них это подарок на прекрасное событие, такое как свадьба или помолвка, признание любимому/любимому, рождение ребенка. Так и в память в знак потери кого-то близкого… От этих историй щемит сердце, и война стала частью каждого украинца и, соответственно, частью каждого украинского бренда». Сейчас один из таких знаковых украинских брендов работает над новыми коллекциями — будем ждать дропов!
ZaZaZu
«Я всю свою жизнь сочеталась с искусством и творчеством, окончила академию искусств и некоторое время успешно работала дизайнером, а впоследствии фотографом. Украшения я любила всегда, из каждого путешествия привозила интересные изделия мастеров той страны, мне нравилось найти что-то интересное и не такое, как у всех», — начинает рассказ основательница бренда и продолжает. «Когда начался карантин в 2020-м, я провела четыре месяца за городом, посреди природы, которая просыпалась после зимы и это ее пробуждение вдохновило меня на новые идеи. Помню все тогда одевались красиво дома для себя, потому что события и различные офлайн мероприятия были ограничены. Именно этот момент и стал основой идеи бренда – быть красивым в первую очередь для себя, потому что это внутреннее состояние очень важно и Zazazu – это об ощущениях бабочек в животе от всего, что ты делаешь и чем наполняешь свою жизнь. Стараюсь, чтобы каждый раз, когда вы надеваете наше украшение — это было напоминанием, что мы у себя самые важные».
Работают в ZaZaZu с серебром. «Это не простой в работе металл, требующий много внимания и терпения мастеров. Путь от идеи и к готовому изделию очень кропотливый, ведь на каждом этапе это отдельный творческий процесс, где важен каждый миллиметр в отделке, каждая секунда в покрытии, и если промахнулся – начинаешь заново. Я не допускаю, чтобы было так себе, или лучшее качество или никак. Каждое украшение имеет свое название и содержание, которое я закладываю, создавая новые изделия. Часто слышу от клиентов, что у них складывается своя ассоциация и история с украшением, я очень рад этим комментариям».
Сейчас ZaZaZu вдохновляется коллективной силой украинцев, тем какими свободными, сильными и независимыми мы являемся: «Сменяются события, меняются люди, меняется мода, становится интуитивно соответствовать настроениям, меняется содержание. Ощущается безумная поддержка своих. Из-за украшений наши бренды общаются с миром, внимание которого приковано к Украине. Многие бренды сделали акцент на нашу подлинность, которая отражает нас как нацию и транслирует ценности украинцев и больше рассказывает об Украинской культуре миру». И при таких изменениях бренд уже создает новую коллекцию украшений в коллаборации. С кем? Пока не рассказывают. Будем ждать вместе!
Sa Pasé
«Мы вдвоем очень модные штучки, любим украшать себя украшениями», — рассказывают о себе основательницы бренда Татьяна Ромас и Алина Чернова, — « Все началось с того, что на рынке мы не находили дизайнов, которые могли бы удовлетворить, как мы хотим чувствовать себя, быть качественными и соответствовать сегменту affordable luxury, тогда мы решили, почему бы не создать их самостоятельно. Оглядываясь назад, Sa Pasé произошел с нами очень органично, Алина с детства мечтала быть бизнесменом, как папа, а Татьяна – о собственном магазине украшений. Sa Pasé стал нашим местом силы, в котором соединилось все, что мы хотим делать и транслировать миру – наше желание творить, эстетическое видение, предпринимательский дух и наша дружба». А за кулисами? «За кулисами у нас – контролируемый хаос. Производство, во-первых, это люди. А ювелирное производство – это творческие люди, со своим темпом и видением. По ювелирному делу много места занимает ручная работа и личный подход мастера. Новаторства в процесс всегда добавляют «вызов» дизайну украшения. Самое сложное – это сделать просто. К примеру, для серьги Supernova мы больше года разрабатывали кастомную застежку, чтобы скрыть механизм, при этом оставив форму серьги цельной. Из материалов главный тренд – это sustainability, популярность за последние годы набирает камни, выращенные в лабораторных условиях. Нам нравится этот тренд, планируем задействовать искусственные бриллианты в будущих коллекциях».
Неудивительно, что именно простота, доступность и экологичность вдохновляют соучредительниц бренда сейчас, ведь среди источников вдохновения для них: Panconessi, за их странные формы, сочетание материалов и общую эстетику и Byredo, то, что создает Бен Горхэм, квинтэссенция чувственности. «Сейчас мы набираем обороты и планируем выпустить несколько коллекций до конца года. Чувствуется, что война дала толчок и смелости людям не откладывать жизнь на потом. Нет времени на сомнения, нужно реализовывать свои мечты и идеи здесь и сейчас. Ювелирная индустрия, как и мода в целом, отражает то, что переживает наша страна – дизайны стали более смелыми и выразительными, вдохновленными украинской историей, культурой, традициями».
Solo for Diamonds
«Еще в 2015 году я вообще не знала о существовании бриллиантовой индустрии как таковой. Мне казалось, что бриллиант — это просто блестящий камешек», — рассказывает о своем пути основательница Solo for Diamonds Юлия Кушер. И продолжает: «Впоследствии меня пригласили заниматься экономическими расчетами на завод «Изумруд» относительно алмазного сырья, которое мы закупали на биржах в Антверпене и Тель-Авиве. Начав там свою работу, мне стало действительно интересно. Я начала заниматься этим в 2015 году и к тому времени мы уже экспортировали почти все бриллианты в Америку, поскольку там был основной рынок для выращенных бриллиантов. Через несколько лет мне показалось, что стоит поделиться этим открытием с украинцами. Вирощені діаманти ідеальна альтернатива класичним добутим діамантам, тому що при тих самих властивостях, вони більш доступні в ціні».
Створити бренд Solo for Diamond, який дасть можливість українцям торкнутися до діамантів і зрозуміти, що розкіш може бути доступною і може бути дійсно найкращою, вирішено було створити після того, як Кушнір з командою в 2019 році отримали перший рекорд Гіннеса за найбільший вирощений діамант у світі. Коли ж ми питаємо як такі діаманти вирощують, нам розповідають: «Для вирощування лабораторних діамантів ми використовуємо HPHT-технологію, High Pressure High Temperature. Не можна сказати, що це новітня технологія, адже вона була відомо ще в 50-х роках. Першими її почали застосовувати General Electric, які вирощували з цією технологію алмазну сировину — абразиви — та використовували її для промисловості. Ці діаманти не мали відношення до ювелірної сфери. Лише десь в 2000-х роках почало з’являтися каміння ювелірної якості 30-40 соток. В 2012 році, коли Леонардо Ді Капріо став інвестором Diamond Foundry (компанія, яка вирощує діаманти за допомогою cvd) вирощені діаманти стали дійсно популярними. Ми використовуємо технологію HPHT (висока температура та тиск), яка являється найбільш екологічною. Вона повністю відтворює умови, які відбуваються в земній корі, без людського втручання та додаткової обробки. Не дивлячись на те, що ця технологія не є новою, нам вдалося її удосконалити і тепер ми маємо можливість вирощувати найбільші камені в світі. Поки що ніхто не зміг побити наші рекорди. Кожного дня ми намагаємося стати кращими, покращити і побити свій власний рекорд — він був спочатку 100 карат, потім 150 карат, тепер ми прагнемо зробити 200 карат».
Коли ж мова заходить про натхнення, відповідь стається простою: «Якщо чесно мене дійсно надихають українці. Мені завжди хочеться створити якусь прикрасу, яку вони будуть хотіти носити. Яка буде досить сучасна і вони будуть пишатися тим, що вона створена в Україні для українців, і створена з українських діамантів. Мені здається ми дійсно достойні найкращого і тому мені надзвичайно приємно створювати саме такі прикраси для них. До речі, ми вже працюємо над проєктом, про який розкажемо згодом. Він буде називатись Solo by…, коли ми створимо колекцію обручок спільно з найкращими представниками різних українських сфер: культури, ІТ, бізнесу і так далі. Це абсолютно різні українці, які будуть створювати каблучки своєї мрії».
Балакаючи з кожним брендом, ми питали про зміни на ринку, історію та натхнення. Проте було ще два важливих питання, про які хотілося б поговорити окремо. Наразі світ охоплений фанатизмом щодо ШІ. Він не залишає і fashion-індустрію, частиною якої є сучасна ювелірна справа. І бренди дуже позитивно дивляться на можливості використовувати ШІ в роботі: дозволяти клієнтам міряти прикраси за допомогою лише фронтальної камери, кастомізувати та купувати образами, які можна побачити одразу в дзеркалі, як це вже дозволяють робити GUCCI у власному мобільному додатку. І ми віримо, що такі технології дійсно здатні принести користь та вивести індустрію на новий рівень.
Адже, щодо другого запитання, джен-зі того прагнуть! Технологічність, екологічність, використання різноманітних матеріалів та фактур, на ряду зі змиванням гендерних кордонів — ось до чого прагнуть джен-зі, ось чому зараз золото не класика, а з цікавим дизайном, а нові бренди дозволяють собі інкрустувати металеві вироби діамантами. Чи навіть робити керамічні прикраси, як в [цвіте́ те́рен], або ж використовувати уламки ворожих літаків, як це зробили в MOTRYCH.
Ювелірна справа, що є однією з найстаріших в світі може багато чому нас навчити. І один з її уроків — вміння існувати в балансі між технологією та щоденністю, між красою та користю. Пишаємося тим, як бренди наразі відшукують нові сенси та створюють прикраси, які не соромно назвати мистецтвом.
Автор: Ксенія Ковальова
Читайте також: ЛЮБОВ ДО СЕБЕ: ЯК ВЧИТЬ ПРИЙМАТИ СЕБЕ УКРАЇНСЬКИЙ БРЕНД ПРИКРАС GRAINS DE VERRE