Вряд ли среди нас есть кто-нибудь, кто не знал бы такого выдающегося человека, как Леонардо да Винчи. Скульптор, художник, ученый, изобретатель, музыкант – это далеко не весь список его профессий.
Да Винчи – гений Великого Возрождения, он оставил после себя множество рукописей, рисунков и картин, которые не могут не радовать глаз настоящего эстета. Сегодня мы познакомим вас из десятью картинами художника, которые вы точно еще не видели.
Annunciazione, 1475
Uffizi, Florence, Italy
«Благовещение» – картина ранней эпохи творчества Леонардо, и одна из самых ярких. В основе лежит библейский сюжет: архангел Гавриил говорит Деве Марии, что она чудесным образом родит Божьего Сына, чье господство никогда не закончится. Данный сюжет был довольно популярным в те времена. Интересный факт о картине: ранее она приписывалась многим художникам, но лишь в 1869 году Карл Эдуард фон Липхарт признал ее работой юного Леонардо.
Madonna del Garofano, 1478-1480
Alte Pinakothek, Munich
«Мадонну с гвоздикой» еще называют «Мадонной с вазой» или «Богородицей с цветком». Первоначально считалось, что эта картина была создана Андреа дель Верроккьо, но знатоки искусства сходятся во мнении, что все-таки это работа Леонардо. Советуем присмотреться получше: волосы Марии, положение левой руки, одежда и даже цветы похожи на элементы картины «Благовещения». Кстати, красная гвоздика здесь является символом крови и страсти.
Battesimo di Cristo, 1475-1478
Uffizi, Florence, Italy
Ладно, признаемся: картина «Крещение Христа» написана не только Леонардо да Винчи, но и его учителем Андреа дель Верроккио. Но именно с этой картиной связана довольно интересная легенда: дель Верроккио, увидев талант своего ученика в «Крещении», был так сильно потрясен, что решил после этого бросить живопись.
Читайте также: КНИГА МЕСЯЦА: БРИДЖИТ КВИНН «НЕВЕРОЯТНЫЕ. ПЯТНАДЦАТЬ ЖЕНЩИН, КОТОРЫЕ ТВОРИЛИ ИСКУССТВО И ИСТОРИЮ»
Ritratto di Ginevra de Benci, 1474-1476
National Gallery of Art, Washington
Еще одна ранняя картина Леонардо «Портрет Джиневры де Бенчи». Эта женщина была довольно известной писательницей и интеллектуалом, а еще считалась неописуемой красавицей. Наверное, поэтому Бернардо Бембо заказал себе именно ее портрет. На данное время «Джиневра» является единственной картиной художника, которая находится за пределами Европы.
La belle Ferroniere, 1490-1496
Musée du Louvre, Paris, France
Эта картина выставлена во Франции, в Лувре. Именно поэтому ее называют по-французски «Прекрасная Ферроньера». Нет, Ферроньера – это не ее имя, это украшение на лбу девушки. По самой распространенной версии портрет представляет собой изображение Лукреции Кривелли, любимой девушки герцога Миланского Лудовико иль Моро, покровителя Леонардо (но это не точно). Как бы там ни было, девушка явно была выдающейся личностью.
Читайте также: СПОСОБЫ ПОНИМАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА: ВЗГЛЯД ХУДОЖНИКА
Ritratto di musico, 1490-1492
Pinacoteca Ambrosiana, Milan
Человек на картине – Франкино Гаффурио, маэстро Миланского собора. Так же существует мнение, что на самом деле это автопортрет да Винчи. Советуем присмотреться к нотам в его руках: многие музыканты до сих пор пытаются воспроизвести данную музыку.
Madonna dei Fusi, 1501
Dumfries and Galloway, Scotland
«Мадонна с веретеном» – довольно известная и скандальная картина, по разным источникам принадлежит то ли Леонардо да Винчи, то ли кому-то из его учеников. В чем суть дискуссий? Существует версия, что художник только начал писать картину, а закончили ее его ученики Амброджо де Предисом, Бернардино де Конст или Больтраффио, что, кстати, может быть достоверно. Некоторые эксперты также считают, что оригинал находится не в Шотландии, а в частной коллекции в Нью-Йорке. Основной символ картины – веретено (символ судьбы) в форме креста. Маленький Иисус держит в руках веретено – это символизирует принятие миссии, которая ему уготована. Тем временем Мария полна печали – она боится за сына.
Giovanni Battista, 1513-1514
Louvre, Paris
Отсутствие фона на картине «Иоанн Креститель» концентрирует наше внимание на портрете. Советуем присмотреться и к этой картине: мужчина держит в руке крест. Незаметно, не так ли? Особенностью картины так же является улыбка, которую называют «второй улыбкой Моны Лизы».
Sant’Anna, la Madonna, il Bambino, 1510-1513
Louvre, Paris
Одна из самых интересных картин художника. Объясняем: здесь использован прием «Анна-втроем». Мария сидит на коленях у своей матери Анны и держит на руках младенца Иисуса. Несмотря на то, что Леонардо писал картину на протяжении долгого времени, некоторые элементы на ней так и не закончены.
Bacchus, 1510-1515
Louvre, Paris
«Вакх» – картина с историей. Изначально там был изображен Иоанн Креститель. В конце 17-го века, между 1683 и 1693 годами, да Винчи решил ее немного изменить. Перекраска превратила образ святого Иоанна в языческое божество. Художник добавил мужчине виноградный венок, а меховое одеяние Иоанна Крестителя было закрашено леопардовыми пятнами, что напоминает нам о римском боге вина и опьянения Дионисе.
Автор: Лада Янчук