Кухонный шкафчик из Бородянки, который «держится» даже после мощной бомбардировки, стал музейным экспонатом. Теперь его внимательнее рассмотреть можно в Национальном музее Революции Достоинства. А петушок майоликовой керамики в мгновение ока стал легендой и достойным презентом Борису Джонсону, премьер-министру Великобритании. Богдан Гдаль, художник, дизайнер и соавтор сайта «Рукотворы» совершил экскурс в историю майоликовой керамики и узнал возможно ли возобновить ее производство .
[captionid= «aligncenter» width=»1001″] Фото: Елизаветы Серватинской (Общественное)/rukotvory.com.ua[/caption]В начале апреля после освобождения городка Бородянка фотограф “Общественного” Елизавета Серватинская сфотографировала кухонный уголок, чудом оставшийся висеть после обвала помещения кухни одного из домов. Это изображение сразу растянули на мемы, демонстрируя этим шкафчиком стойкость людей во время войны. Только потом на этом шкафчике пристальные зрители увидели опознанного петуха.
Оказалось, что это петушок, созданный на Васильковском майоликовом заводе. Ему сразу приписали авторство народного художника Прокопа Бидасюка, в 40-х годах 20 века также работавшего на этом заводе. В подтверждение этому исследователи подавали подпись под работой на выставке “Добрые звери”, которую в 2019 году в Национальном музее украинского народного декоративного искусства в Киеве презентовал галерист Павел Гудимов.
Однако позже благодаря одному из художников Васильковского майоликового завода Сергею Денисенко стало известно, что это работа супругов Валерия и Надежды Проторьевых, а не Прокопа Бидасюка. Богдан Гдаль, художник, дизайнер и соавтор сайта «Рукотворы» который всю жизнь посвятил Васильковскому майоликовому заводу, насколько реально возобновить производство.
Чьей работы тот петушок, который стал известен благодаря тому, что сохранился на кухонном шкафчике разрушенного дома в Бородянке?
На 99% это работа Валерия Проторьева. Поскольку раньше, когда мы подписывали работы, давали их на выставки, то мы ее указывали как работу Валерия Семеновича. Указывать его как работу Бидасюка – это ошибка на выставке Павла Гудимова. Отсюда и путаница. Этот петушок из заводских образцов. На эти работы обязательно были паспорта, потому что каждый образец утверждался на художественном совете.
У Бидасюка вообще было очень мало образцов в производстве. Все эти декоративные элементы этого петушка, они присущи творчеству Валерия Проторьева. Прокопий Бидасюк был мастером гипсомодельного участка. Он даже не числился на заводе как художник. Несколько его куманцев пошли в производство, и еще в 50-х годах. А петушок сделан в начале 60-х. Его выпускали до 80-х годов. Всего было создано около нескольких тысяч.
Расскажите, пожалуйста, немного о судьбе Васильковского майоликового завода. В каком он сейчас состоянии и возможно ли возобновить его работу?
Завод прекратил свою работу в 2004 году. До 2021 года действовал отдельный участок декоративных росписей. Наборы тарелки расписывали. Сейчас уже осталось всего 5 художников с этого завода. И они уже в почтенном возрасте. Мне, например, уже 67 лет.
То есть можно что-то восстановить, что будет называться Васильковским майоликовым заводом, но этого недостаточно?
Что-то может называться заводом, но явление существует, когда существует определенная традиция. Когда существует непрерывная традиция. А когда традиция прервана, то оно может называться тем названием, но это будет что-то другое. Дело даже не в нескольких людях-художниках. Потому что керамическое производство – это большой комплекс. И тем более время не стоит на месте, развиваются технологии, все идет вперед. А эти технологии уже устарели.
Отдельные образцы можно было бы воспроизвести, если бы сохранился фонд. У нас было гипсомодельное производство. Если бы сохранились те формы и модели, то образцы можно было бы воспроизводить. Но если их нет, это практически невозможно. Гипсовые модели, формы, они должны храниться в каком-нибудь сухом помещении, потому что гипс подвергается воздействию влаги, морозов.
Завод появился, потому что звезды сошлись в одном месте и в одно время. Туда в 50-м году пришли Валерий и Надежда Проторьевы, туда в 49-м пришел мой отец Михаил Денисенко. Технологическую основу заложил Бибик Михаил Никифорович тоже из села Олешни, родителей земляк, позже Владимир Коваленко и Нелли Исупова работали. Васильковская майолика и пластика возникла благодаря этим художникам.
Какая основная причина, что майоликовый завод начал приходить в упадок?
В Украине фарфоровых заводов была масса. Если у нас работало 450 работников, то, например, на Коростенском, Барановском заводах несколько тысяч работало. В Пленном 2 завода было. 5 или 6 заводов только в Житомирской области. Практически в каждой области был фарфоровый завод. В Киевской, Полтавской, Дрогобыче. Но они все легли гораздо раньше Васильковского. В 90-х был катастрофический скачок цен на газ и на все, и это потеряло цепочку от производителя к потребителю. Наш завод еще можно было спасти. Но несуразность чиновников сыграла роль.
Мне больше всего болит, что при каждом заводе был музей. У нас была большая образцовая комната. И не нашлось ни одного человека, который бы сказал, что все эти музеи передаются государственным музеям. А так все эти коллекции разошлись по рукам. Какую богатейшую коллекцию украинского фарфора при этом имел Художественный арсенал, к примеру.
Насколько сильным было влияние советской пропаганды в работах?
К декоративному искусству влияние было менее причастно, чем в изобразительном искусстве. Если в изобразительном это была пропаганда, то это касалось только работ, которые шли на выставки. А бытовые вещи пропагада не цепляла.
А цензуры не было?
Стилистическая цензура была. Избегали веяний Запада. К примеру форма. Если Европа пошла в направлении простоты формы, геометричности, то у нас придерживались более-менее традиционных форм. И декоры тоже основаны на традиции. А русских влияний вообще не было. Ибо русского гончарства 19 века не существовало. Было только фабричное производство.
Кто сейчас продолжает традицию Василькова?
Традицию базиликовской керамики продолжаю я, Леся Денисенко , но к заводу она не имеет отношения, потому что она там не работала. Она самобытна. Отец ее отказывал от работы художника, считая ее непрестижной. Но она все равно вернулась к этому.
Фото и текст: «Рукотворы»