Закрыть
UA
Жизнь

Почему Стамбульская конвенция не была ратифицирована в Украине раньше: колонка Елены Шевченко, общественной активистки и правозащитницы

Поделись:
"Именно сейчас Стамбульская конвенциярассматривается в сессионном зале. Держимся!", - написала на своей странице в соцсетях Елена Шевченко, общественная активистка, правозащитница, ЛГБТ-активистка. Приводим ее колонку для весеннего номера Marie Claire Ukraine, в которой активистка размышляет, почему Стамбульская конвенция до сих пор не ратифицирована в Украине?

Елена Шевченко

Елена Шевченко, общественная активистка, правозащитница, ЛГБТ-активистка

В последнее время каждый мой разговор о Стамбульской конвенции начинается с объяснения того, что такое гендерное равенство и почему она нужна и женщинам и мужчинам, а не с того, что Стамбульская конвенция - это действенный инструмент против насилия над женщинами. Конечно, это раздражает и смущает, ведь раньше мне казалось, что ни один человек не будет выступать против противодействия насилию над женщинами.

Но не все так просто. Я поняла, что против конвенции выступают организованные радикальные консервативные группы, религиозные организации и так называемые борцы за «семейные традиционные ценности», всеми возможными способами пытающиеся удержать женщину в ее традиционных рамках.

Стамбульская конвенция

Фото: facebook.com/olena.shevchenko.5876

Итак, основной вопрос: почему Стамбульская конвенция до сих пор не ратифицирована? Неужели депутаты, не желающие за нее голосовать, поддерживают и одобряют насилие над женщинами?

Вопрос риторический, ведь никто не скажет прямо, что он за насилие. Более того: депутаты даже клянутся, что против и активно с ним борются. Но! Оказывается, что у нас очень разное понимание того, что есть насилие.

Стамбульская конвенция говорит о введении мер по предупреждению и противодействию гендерно обусловленному насилию – основанному на стереотипном видении роли женщины в обществе. Другими словами, это насилие, возникшее не просто так, а веками процветало на почве отношения к женщине как к инвалиду, неполноценному, «слабому» полу. Именно это отношение и представление о «месте женщины» (на кухне, спальне, частной сфере) и является тем, что поддерживает высокий уровень насилия в нашем обществе в отношении женщин. Это насилие маркируется как несерьезное и нормированное из-за различных приемов, таких как шутки о женщинах и домашнем насилии или устоявшиеся в обществе суждения и стереотипы (бьет – значит любит, она сама виновата: не так одевалась, не так вела себя, сама заслужила, недостаточно сопротивлялась и т.д.). Мы уже даже забыли, что ситуация с насилием не является нормой, потому что насилие не может оправдываться тем, что кто-то не так себя вел или «провоцировал».

Стамбульскую конвенцию 13

Фото: facebook.com/marynakuraptseva

В нашем обществе насилие в отношении женщин (домашнее, сексуальное) считается нормой, и именно поэтому многие выступает против ратификации Стамбульской конвенции. Ведь если она будет ратифицирована, жену нельзя будет воспитывать и держать в страхе. Это уже не назовешь «традиционными ценностями» и не оправдаешь тем, что побои дома – «семейные дела», а сексуальные притязания не назовешь «проявлением чрезмерного мужского внимания», за которое женщина еще и должна быть благодарна любому представителю противоположного пола. /p>
Стамбульская конвенция – это цивилизационный выбор каждой страны и отражение взглядов ее общества. Именно поэтому она нужна Украине – как показатель нашего развития в направлении отказа от средневековых практик, где главен тот, кто сильнее или больше ресурсов. Женщина уже давно не является собственностью мужчины, как это было раньше. Не является нормой убивать людей за еду или другие ресурсы, так почему же до сих пор изнасилование не считается тяжким преступлением, сексуальные притязания оправдываются «традициями ухаживания», а домашнее насилие считается «семейными делами»? Почему мы не понимаем связи между воспитанием в традиционных «женских» и «мужских» ролях и дальнейшей дискриминацией, унижением и насилием в отношении женщин? Как можно говорить о равенстве и равноценности женщин и мужчин в системе, где женщину рассматривают как чью-то любовницу или эскортницу, а вместо обсуждения ее личности смакуют то, как она одевается, сколько ей лет и замужем ли она.

Общество, где есть четко определенный конструкт «женского счастья» из-за наличия рядом мужчины как «главы», обречено. Насилие в отношении женщин постоянно игнорируется или оправдывается. Нужны ли нам такие «традиционные ценности»?!

Стамбульскую конвенцию 12

Фото: facebook.com/marynakuraptseva

Читайте также: ПРЕЗИДЕНТ УКРАИНЫ ВЫНЕС НА ГОЛОСОВАНИЕ В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СТАМБУЛЬСКУЮ КОНВЕНЦИЮ