Оксана, расскажите о своей работе в фильме «Синдром Гамлета». В частности, как вам работалось с польскими режиссерами?
Впервые я встретилась с Петром и Эльвирой в Киеве в 2018 году. Тогда они только искали героев и героинь «Синдрома Гамлета». Они пригласили меня на кофе после просмотра спектакля с моим участием. Это был «Психоз 4.48» в режиссуре Розы Саркисян, которая впоследствии будет режиссировать спектакль «H-effect», репетиции которого вы видите в фильме. Мне сразу показалось, что Эльвира и Петр с большой деликатностью и профессионализмом проводили кастинги, потому что основной тканью фильма должны стать наши частные истории. В процессе съемок это только подтвердилось. Стиль режиссуры Эльвиры – это забота и разумная артистическая провокация. Петр – один из лучших операторов, с которыми мне приходилось работать. Иногда я вообще не замечала, что он что-то снимает. Возможно, потому в фильме так много неподдельных эмоций и неожиданных даже для меня ситуаций. Должен также добавить, что с началом полномасштабной войны Эльвира и Петр активно помогают украинской армии, в частности Кате, Роме, Славику, героям фильма, которые сейчас защищают нашу страну. Находят спонсоров, покупают машины, дроны, профессиональные медицинские рюкзаки. Меня это умиляет и вдохновляет, потому что как фильмовцы они свою работу в Украине закончили, а как люди остались со своими героями. Ну и конечно, через наши истории, они рассказывают миру об Украине и становлении молодого поколения украинцев и украинок на фоне войны.
Каким вы видите портрет молодого украинца/украинки, на юные годы которых выпали две революции и вооруженное нападение соседнего государства?
“В чем больше достоинства? Покориться ударам судьбы и лечь под стрелы или сопротивлением встретить черные волны несчастий и остановить их?» – говорит Гамлет в одном из самых известных монологов в мире. Работая над фильмом я обратила внимание на то, что этот вопрос очень созвучен мне и, пожалуй, моему поколению. Тем более, наша революция и называется Революцией Достоинства. Для меня, идентичность человека основана не на его происхождении, а на его становлении. Мое становление украинкой происходило и происходит на фоне турбулентных и трагических исторических событий. Поэтому это всегда этический, интеллектуальный и просто человеческий выбор, который я делаю на протяжении своей жизни. Быть украинкой – это мой выбор. И это о достоинстве. В фильме для моей героини это становится гамлетовским мотивом «Быть или не быть?».
И конечно я счастлива, что кроме войны и революций, я чувствую культурные потоки, которые сформировали меня. Прежде всего, они связаны с украинской литературой, которую я прочитала. Когда я была в одиннадцатом классе была переиздана «Цитатник» Жадана. Я харьковчанка, а эта книга стала какой-то особенной, кстати, как и книги авторов «расстрелянного возрождения». Тогда Андрухович мне казался живым классиком, а Оксана Забужко — рок звездой украинской литературы.
На кинофестивале в Локарно, где и проходила премьера, команда фильма устроила акцию в поддержку Украины. Какова была реакция иностранных коллег?
Конечно мы устраиваем такие акции на разных фестивалях, потому что кроме презентации фильмов, еще должны напоминать миру о людях, которые прилагают усилия, чтобы спасти украинскую культуру под российскими ракетами, об актерах и актрисах, режиссерах и режиссерах и продюсерах и продюсерах, которые держат оружие в руках.
Я была очень удивлена, когда услышала, что фотографы фестиваля отказались фотографировать нас с плакатами в поддержку Украины. Очень разумно, что режиссеры пригласили с собой личного фотографа и поэтому наша акция все равно попала в щвейцарские СМИ. Также мы дали много интервью немецкой и итальянской прессе. Важно напоминать им, что Украина сейчас не только борется за безопасность всего мира, но предлагает этому миру определенную утопию будущего.
Как война повлияла на вашу профессиональную деятельность?
Начиная с 2014 года, большинство моих проектов так или иначе были причастны к войне. Это и фильмы, и спектакли, и просто арт-терапевтические проекты для демобилизованных солдат. После 24 февраля я почувствовала некоторую бессмысленность своей артистической деятельности, ведь наши усилия не спасли нас от войны. Но сейчас, считаю, что делать искусство, сверхчеловеческими усилиями это подвиг. Поэтому я очень горжусь и теми художниками и художниками, которые сейчас делают представления, или снимают документальные фильмы в Украине, и теми, кто пытается интегрироваться в культурные среды в мире. Миллионы украинцев оказались за границей, спасаясь от войны, я думаю, нам очень важно здесь находить свои артистические сообщества.
Какие изменения претерпевает современный украинский кинематограф?
Я думаю, современный украинский кинематограф сейчас переживает радикальные изменения. Пока украинские фильмы победно ездят по мировым фестивалям, в Украине приостановился процесс съемок. Сотни профессионалов и профессионалок остались без работы из-за войны или сменили профессию. Я думаю, что будет в следующем году, когда у нас закончатся сделанные для инвазии фильмы. Надеюсь, хотя бы удастся выпустить снятые и зависшие на этапе постпродакшена фильмы. А дальше?
Ну и конечно меня ужасает ситуация с Национальным центром Александра Довженко. Власти беззастенчиво уничтожают очень важный институт для украинского кино, а вместе с тем, уничтожение архивов — это всегда удар по нашей идентификации. Поэтому поддержите, пожалуйста, Довженко-центр, подписав петицию.
Читайте также: О ЧЕМ ЖЕНЩИНЕ МОВЧИТЬ: ОКСАНА ЧЕРКАШИНА, АКТОРКА