Закрыть
UA
Жизнь

Small Talk: Оксана Черкашина, актриса о фильме «Синдром Гамлета»

Поделись:
В Киеве в рамках 13 ноября в кинотеатре «Октябрь» состоится показ документального фильма «Синдром Гамлета»Эльвиры Неверы и Петра Росоловского. Фильм был отмечен на фестивалях в Локарно и Кракове. О фильме и его значении для украинского общества с исполнительницей главной роли Оксаной Черкашиной Оксаной Черкашиной поговорила арт-журналистка Дария Кибет.

Оксана, расскажите о своей работе в фильме «Синдром Гамлета». В частности, как вам работалось с польскими режиссерами?

Впервые я встретилась с Петром и Эльвирой в Киеве в 2018 году. Тогда они только искали героев и героинь «Синдрома Гамлета». Они пригласили меня на кофе после просмотра спектакля с моим участием. Это был «Психоз 4.48» в режиссуре Розы Саркисян, которая впоследствии будет режиссировать спектакль «H-effect», репетиции которого вы видите в фильме. Мне сразу показалось, что Эльвира и Петр с большой деликатностью и профессионализмом проводили кастинги, потому что основной тканью фильма должны стать наши частные истории. В процессе съемок это только подтвердилось. Стиль режиссуры Эльвиры – это забота и разумная артистическая провокация. Петр – один из лучших операторов, с которыми мне приходилось работать. Иногда я вообще не замечала, что он что-то снимает. Возможно, потому в фильме так много неподдельных эмоций и неожиданных даже для меня ситуаций. Должен также добавить, что с началом полномасштабной войны Эльвира и Петр активно помогают украинской армии, в частности Кате, Роме, Славику, героям фильма, которые сейчас защищают нашу страну. Находят спонсоров, покупают машины, дроны, профессиональные медицинские рюкзаки. Меня это умиляет и вдохновляет, потому что как фильмовцы они свою работу в Украине закончили, а как люди остались со своими героями. Ну и конечно, через наши истории, они рассказывают миру об Украине и становлении молодого поколения украинцев и украинок на фоне войны.

Кадр «Синдром Гамлета»

Каким вы видите портрет молодого украинца/украинки, на юные годы которых выпали две революции и вооруженное нападение соседнего государства?

“В чем больше достоинства? Покориться ударам судьбы и лечь под стрелы или сопротивлением встретить черные волны несчастий и остановить их?» – говорит Гамлет в одном из самых известных монологов в мире. Работая над фильмом я обратила внимание на то, что этот вопрос очень созвучен мне и, пожалуй, моему поколению. Тем более, наша революция и называется Революцией Достоинства. Для меня, идентичность человека основана не на его происхождении, а на его становлении. Мое становление украинкой происходило и происходит на фоне турбулентных и трагических исторических событий. Поэтому это всегда этический, интеллектуальный и просто человеческий выбор, который я делаю на протяжении своей жизни. Быть украинкой – это мой выбор. И это о достоинстве. В фильме для моей героини это становится гамлетовским мотивом «Быть ​​или не быть?».

И конечно я счастлива, что кроме войны и революций, я чувствую культурные потоки, которые сформировали меня. Прежде всего, они связаны с украинской литературой, которую я прочитала. Когда я была в одиннадцатом классе была переиздана «Цитатник» Жадана.  Я харьковчанка, а эта книга стала какой-то особенной, кстати, как и книги авторов «расстрелянного возрождения». Тогда Андрухович мне казался живым классиком, а Оксана Забужко — рок звездой украинской литературы.

На кинофестивале в Локарно, где и проходила премьера, команда фильма устроила акцию в поддержку Украины. Какова была реакция иностранных коллег?

Конечно мы устраиваем такие акции на разных фестивалях, потому что кроме презентации фильмов, еще должны напоминать миру о людях, которые прилагают усилия, чтобы спасти украинскую культуру под российскими ракетами, об актерах и актрисах, режиссерах и режиссерах и продюсерах и продюсерах, которые держат оружие в руках.

Я была очень удивлена, когда услышала, что фотографы фестиваля отказались фотографировать нас с плакатами в поддержку Украины. Очень разумно, что режиссеры пригласили с собой личного фотографа и поэтому наша акция все равно попала в щвейцарские СМИ. Также мы дали много интервью немецкой и итальянской прессе. Важно напоминать им, что Украина сейчас не только борется за безопасность всего мира, но предлагает этому миру определенную утопию будущего.

Кадр «Синдром Гамлета»

Как война повлияла на вашу профессиональную деятельность?

Начиная с 2014 года, большинство моих проектов так или иначе были причастны к войне. Это и фильмы, и спектакли, и просто арт-терапевтические проекты для демобилизованных солдат. После 24 февраля я почувствовала некоторую бессмысленность своей артистической деятельности, ведь наши усилия не спасли нас от войны. Но сейчас, считаю, что делать искусство, сверхчеловеческими усилиями это подвиг. Поэтому я очень горжусь и теми художниками и художниками, которые сейчас делают представления, или снимают документальные фильмы в Украине, и теми, кто пытается интегрироваться в культурные среды в мире. Миллионы украинцев оказались за границей, спасаясь от войны, я думаю, нам очень важно здесь находить свои артистические сообщества.

Какие изменения претерпевает современный украинский кинематограф?

Я думаю, современный украинский кинематограф сейчас переживает радикальные изменения. Пока украинские фильмы победно ездят по мировым фестивалям, в Украине приостановился процесс съемок. Сотни профессионалов и профессионалок остались без работы из-за войны или сменили профессию. Я думаю, что будет в следующем году, когда у нас закончатся сделанные для инвазии фильмы. Надеюсь, хотя бы удастся выпустить снятые и зависшие на этапе постпродакшена фильмы. А дальше?

Ну и конечно меня ужасает ситуация с Национальным центром Александра Довженко. Власти беззастенчиво уничтожают очень важный институт для украинского кино, а вместе с тем, уничтожение архивов — это всегда удар по нашей идентификации. Поэтому поддержите, пожалуйста, Довженко-центр, подписав петицию.

Автор: Дарья Кибет

Читайте также: О ЧЕМ ЖЕНЩИНЕ МОВЧИТЬ: ОКСАНА ЧЕРКАШИНА, АКТОРКА

Также читайте