Закрыть
UA
Жизнь

От сладких поцелуев до секс-эстетики от Линча: вспоминаем выдающуюся историю постеров Каннского кинофестиваля

Поделись:
Официальный постер Каннского кинофестиваля в этом году украсла муза французского кино -  Катрин Денев. В течение 76-летней истории фестиваля на постерах сладко целовались Жан-Поль Бельмондо и Анна Карина, игриво танцевала Клаудия Кардинале, точивший сексуальным взглядом из-за темных очков Марчелло Мастроянни. Герои постеров Канн отражают настроение фестиваля и черты современного кино. Вспоминаем знаковые постеры кинофестиваля.

Photo © Jack Garofalo/Paris Match/Scoop – Creation graphique © Hartland Villa

Идеологическая КАННИТЕЛЬ

Мало кто знает, но первый Каннский кинофестиваль должен был состояться не в 1946 году, как это собственно и произошло, а в 1939. Планы кинематографистов тогда скорректировала война. Тем не менее, официальный плакат фестиваля прославляет мир и голубое небо над головой в годы, когда европейцы только начали привыкать к тому, что война закончилась.

Официальный постер 1949 года – женщина, одетая в флаги стран всего мира. В знак того, что фестиваль не зависит от мировой политики. И все же красное знамя СССР выделяется из общей канвы. Так и есть советские кинематографисты того года, бойкотировали фестиваль. В общем, после второй мировой войны СССР вступает в идеологическое противостояние с западным миром. В 1951 делегация СССР безуспешно требовала исключения из конкурса швейцарского фильма «Четверо в джипе», посвященного событиям в оккупированной Вене, в то же время привезли на фестиваль пропагандистский фильм «Освобождение Китая». Из опасений, что картина обидит правительство Чан Кайши, ее показали 50 журналистам в зале, окруженном полицией.

Полный сюр

Один из самых сюрреалистичных фестивальных постеров был создан в 1974 году мультипликатором Жоржем Лакруа. В центре картины – большой глаз, из-за чего постер так и прозвали «Большой брат следит за тобой».  Символично, что в том году «золотую пальмовую ветвь» получил фильм «Разговор» Фрэнсиса Форда Копполы, где главный герой – эксперт с прослушивающим устройством.

Под девизом: «Только мечта дает нам возможность преодолевать непреодолимые препятствия» были созданы плакаты с 1975 по 1977 год поляком Войцехом Сюдмаком. Войцех называет себя fantastic hyper realist, критики сравнивают его с Далее за талант создавать трехмерные иллюзии пространства, линейные и пространственные перспективы.

Над постером к юбилейному, 60-му фестивалю колдовали известные магнумский репортер Алекс Маджоли и график Кристоф Ренар. Им удалось вместить на одном плакате Педро Альмодовара, Жюльет Бинош, Пенелопа Крус, Жерар Депардье, Сэмюэль Л. Джексон, Брюс Уиллис и т.д. «Когда ты просишь человека прыгнуть, он сосредотачивается на прыжке, с лица сходит маска, ты видишь его настоящим», — так Маджоли объяснил свою задумку. Собственно, для Канн он подготовил целую коллекцию монохромных портретов известных деятелей киноискусства One Jump, которая в свою очередь является оммажем классической серии Jump выдающегося мастера и родоначальника сюрреализма в фотоискусстве Филиппа Халсмана.

Разного времени авторами постеров для Канн выступали не только художники, но и известные деятели. К примеру, постер 1964-го года создал известный военный деятель Жан-Клод Моро. В восьмидесятых-девяностых организаторы предпочитали кинематографистов – Федерико Феллини, Акира Куросава, Александр Траунер. Наконец, в 2008-ом организаторы использовали для плаката фотографию сделанную певцом сюрреализма режиссером Дэвидом Линчем. По словам организаторов, изображенная на нем женщина символизирует ожидания откровения магии кино. Линч пожимает плечами: «Я люблю фотографировать голых девушек. Видеть, какими они могут быть разными, удивительно и волшебно». Слова подкрепляет делом: несколько лет назад режиссер издал фотокнигу Nudes со 125 эротическими фото.

От поцелуев к бодишеймингу

Кадры из киноклассики – еще один любимый сюжет каннских плакатов. В 2018 году официальный постер Каннского кинофестиваля украсил кадр из фильма «Беспамятный Пьеро» Жан-Люка Годара с Жан-Полем Бельмондо и Анной Кариной, исполнивших главные роли. Дизайнер Флор Макин поместила на плакат момент их поцелуя, придав неестественному, но очень привлекательному цвету изображению. Кстати, за всю историю фестиваля на плакаты попадали только три поцелуя – Жана-Поля Бельмондо с Анной Кариной (2018 год), Пола Ньюмана из Джоан Вудворд (2013 год), Кэри Гранта из Ингрид Бергман (1993 год).

В 2014-ом дизайнеры Эрве Чичиони и Жиль Фраппье выбрали лицом фестиваля героя Марчелло Мастроянни из фильма Федерико Феллини «8 1/2». «То, как Мастрояние смотрит на нас из-под лба, опустив черные очки, дает нам недвусмысленное обещание кинематографического счастья. Счастье присутствия на Каннском кинофестивале», — объяснили дизайнеры.

Та же талантливая парочка выбрала кадр из одного из первых фильмов о кухне кинобизнеса – «Презрение» Жана-Люка Годара для плаката в 2016 году. Лестница на постере отсылает зрителя в Каннский дворец фестивалей, а изображение человека, поднимающегося по лестнице на фоне средиземноморского пейзажа, залитого солнцем, перекликается с цитатой из фильма «Кино раскрывает перед нами мир наших желаний».

>

А вот красный плакат на котором пляшет Клаудия Кардинале вызвал скандал. Дело в том, что оригинальное фото 1959 года, где актриса танцует на одной из римских крыш… отретушировали, подарив Кардинале более тонкую талию и стройные бедра. И что здесь началось! Бодипозитивщики забодишили бодиперфекционистов (которыми оказались авторы постера), обвинили их в сексизме и попытке снова навязать женщинам образ того, как они должны выглядеть. Вопрос оставался открытым, пока сама актриса не выступила в поддержку авторов: «Это изображение отретушировали, чтобы сделать акцент на эффекте легкости и чтобы превратить меня в иллюзию. В мире и так слишком много важных вещей, которые нужно обсуждать. Это всего-навсего кино, не будем об этом забывать.»

По памятияти

В 1985 году с помощью постера в Каннах почтили память Эдварда Мейбриджа, фотографа и одного из основателей хронофотографии, которая затем переросла в кинематограф. (Эдвард Мейбридж, по сути, в 1877 году придумал покадровую съемку, прототип которой через несколько десятков лет всемирно известные братья Люмьер назовут кино и полностью изменят нашу жизнь!)

В 2012 году на плакате было размещено фото Мэрилин Монро, задувающего свечу на праздничном торте. Таким образом, руководство фестиваля одновременно отметило собственный юбилей и почтило память актрисы в пятидесятую годовщину ее смерти. «На афише фестиваля Мэрилин снята фотографом в неофициальной обстановке в интимный, личный момент. Она якобы обещает нам соблазнительный долгий поцелуй. Каннский фестиваль – это храм гламура, и Мэрилин – его лучшее воплощение. Их совместное появление символизирует идеал простоты и элегантности. - прокомментировали организаторы.

Официальный постер Каннского фестиваля-2019 был создан в честь Аньес Варда, единственной женщины-режиссера из когорты «пионеров» «Новой волны», ушедшей из жизни в этом году. «Аньес в ярком свете взобралась на невозмутимую технику. Приклеилась к камере, которая, кажется, ее поглощает. Молодая, 26-летняя женщина снимает свой первый фильм, — комментируют постер организаторы. — Эта фотография уже таит в себе всю Аньес Варда: ее страсть, дерзость, озорство. Ингредиенты рецепта художника, который она будет постоянно обогащать.

"Радостная, смелая и романтичная молодая женщина с длинными светлыми волосами уверенно улыбается своему будущему. 76-й Международный кинофестиваль с помощью этого вечного плаката. Повторить славное настоящее кинематографа и представить его многообещающее будущее. фестиваля выбор на роль музы Каннского кинофестиваля 2023 года – Катрин Деньов.

Авторка текста: Ирина Татаренко

Также читайте