Закрыть
UA
Постановка Раду
Жизнь

Small Talk: хореограф Совет Поклитару о муках творчества и новой постановке «Дискриминация»

Поделись:

21 октябряв «Октябрьском дворце» состоится премьера балета в одно действие «Дискриминация», заслуженного деятеля искусств Украины хореографа Совет Поклитару . «Дискриминация» – это хореографическая фантазия, состоящая из ряда, на первый взгляд, никак не связанных друг с другом новелл-притч, нелинейно и максимально обобщенно рассказывающих о различных видах дискриминации. Объединены между собой идеями, пропагандирующими ценности демократического цивилизованного мира. О новом проекте, культуре во время войны мы поговорили в интервью.

Совет Поклитару

Полномасштабная российская агрессия разрушила привычную жизнь всего украинского общества и театра современной хореографии. Как театр адаптировался к новым реалиям?

Российская вооруженная агрессия против Украины оказала большое влияние на привычную жизнь всего украинского общества, включая и сферу театра современной хореографии. Тем не менее, мы смогли собраться и адаптироваться к новым реалиям и вызовам, сохраняя свое творчество и активность.

После первого периода ужаса и непонимания того, что делать дальше, мы определили главный приоритет – сохранение коллектива и продолжение творческой работы. Одним из первых действий стало ликвидирование пробелов в творческом коллективе, возникших среди артистов из-за потерь (многие артисты уехали за границу в начале войны) и отсутствие возможности работать в привычных условиях. Для этого было проведено несколько кастингов, и как результат мы имеем сильный и объединенный состав артистов.

На сегодняшний день, театр современной хореографии «Киев Модерн-балет» может гордиться тем, что представления идут в полном составе и масштабе, как это было в довоенный период. Творческая команда сумела сохранить свою энергию и креативность, желание работать, создавать новые представления, несмотря на вызовы, с которыми сталкивается Украина. За период войны мы представили одну премьеру (одноактный балет «Завтра» на музыку Ф.Шопена). Сейчас мы в театре работаем над постановкой нового балета «Дискриминация», который реализуется при поддержке Украинского культурного фонда. Обсуждаем, как реализовать еще несколько новых проектов.

Однако важно подчеркнуть, что театры и создатели не сдались перед трудностями и продолжают выполнять свою миссию – реализовывать новые культурные проекты, создавать представления и объединять граждан вокруг искусства.

Каким должен быть культурный продукт – балет современной хореографии, созданный за время войны?

Я бы не выделял культурный продукт во время войны и до войны. Независимо от внешних обстоятельств, таких как война или мир, идеальный культурный продукт должен быть изысканным и качественным. Искусство и культура обладают потенциалом объединять людей, выражать глубокие чувства и идеи, а также оставлять незабываемые впечатления. Поэтому важно, чтобы культурный продукт, такой как современный хореографический спектакль, всегда поднимался на высокий уровень качества и имел значимость для зрителей. Он должен быть «МЫ» – искусством, объединяющим и вдохновляющим.

Сложно сгенерировать одновременно многие актуальные темы. Каждый раз, когда я работаю над идеей нового балета для театра «Киев Модерн-балет» или для другого европейского театра – это трудный поиск темы, музыки, идей. Сгенерировать пять идей одновременно невозможно, каждый раз – это мучения творчества…

Постановка Совет

Почему для нового проекта вы выбрали именно тему «дискриминации» и насколько она по вашему мнению актуальна во время войны?

Тема дискриминации всегда будет актуальна. Проект «Дискриминация» реализуется благодаря поддержке Украинского культурного фонда. Когда мне было предложено разработать концепцию нового балета, я столкнулся с ограниченным количеством тем, которые были включены в приоритеты программы лота «Восстановление культурно-художественной деятельности (культурно-художественные проекты)». Осознав эту ограниченность, я решил выбрать направления, подчеркивающие общечеловеческие, демократические, культурные и социальные ценности, такие как борьба с дискриминацией, поддержание толерантности и противодействие сегрегации. Я потратил много времени на размышления о названии для балета и в конце концов оставил «Дискриминацию», поскольку это название честно отражает цель нашего проекта без сокрытия интенций. Я счастлив, что для работы над спектаклем смог собрать отличную команду.

Художник костюмов Дмитрий Курята, работающий с нами не один проект. Где каждый новый проект с ним – настоящий бестселлер.

Сценограф – Александр Белозуб, делает для нашего балета уникальные сценографические конструкции в виде букв.

Дискриминация во всех ее формах и проявлениях – разнообразна. Какие истории хочеттевы хотите рассказать этой премьерой?

Так вам все и расскажи, какие истории в основе спектакля «Дискриминация». Приходите на балет и смотрите. (Улыбается.) На первый взгляд, исследование такого комплексного понятия, как дискриминация, может показаться неочевидным выбором для главной темы большого танцевального представления. Однако, в основе всех проявлений дискриминации лежит сознательное или бессознательное желание сделать жизнь другого человека невыносимой, это квинтэссенция эмоционального подавления, унижения человеческой личности.  Танец же, в первую очередь, эмоционален по своей природе. Поэтому все ярко эмоциональное, пусть и с отрицательной окраской, в нашей жизни является прекрасным объектом для изучения и размышления путем создания хорео-режиссерского текста – тела балетного спектакля.

Мы все же будем стараться всесторонне рассмотреть проблему дискриминации, и конечно же не будем претендовать на энциклопедическое, микроскопическое рассмотрение ее деталей. Балет «Дискриминация» – несколько на первый взгляд несвязанных друг с другом новелл-притч, которые нелинейно и максимально абстрактно будут рассказывать о различных видах дискриминации. Которые будут объединены между собой идеями, которые будут пропагандировать ценности демократического цивилизованного мира и сосредоточить внимание на проблематике явлений дискриминации и толерантности, пренебрежения и взаимопонимания. Это будут пластические метафоры и аллегории, которые будут глубже раскрывать тему дискриминации, через хорео-рисунок, актерское перевоплощение, эмоции…

Мое видение проблем дискриминации как автора либретто будет отличаться от жесткого и научного подхода социолога. Это, скорее, будет взгляд философа-гуманиста, который, понимая всю сложность человеческой природы, будет пытаться рассмотреть эту проблему больше с точки зрения поддержки и сострадания, поощрения равенства, недискриминации, чем обвинения.

Как вы считаете, движется ли общество в правильном направлении, относительно решения вопросов дискриминации? Как балет современной хореографии будет способствовать решению вопросов дискриминации?

Балет, безусловно, не может решить проблему дискриминации сам по себе, поскольку это сложная общественная проблема, нуждающаяся в комплексном подходе и усилиях от всех сфер общества. И стоит заметить, что это работа не одного балетного театра. Балет может вызвать у людей глубокие чувства и размышления об этой проблеме и усилить обсуждение вокруг нее.

К примеру, сравнивать современную дискриминацию с дискриминацией средневековья – это разные реалии, но оба эти случая следует рассматривать как проявления негативных явлений, требующих внимания и попыток их разрешения.

Общество уже сделало определенный прогресс в борьбе с дискриминацией, но оно все еще существует. Если бы ее не было, это слово давно выпало бы из нашего лексикона… Важно продолжать усилия для преодоления этой проблемы, совершенствуя наши законы, образование и сознание граждан. Дискриминация – это проблема, которая, к сожалению, не исчезнет сразу, но мы должны делать все возможное, чтобы уменьшить ее влияние и чтобы меньше людей страдали от нее.

Почему именно сочетание музыки Генделя и Сильвестрова?

Это могло быть, наверное, любое сочетание музыки: Иоганна Себастьяна Баха и Мирослава Скорика, или Антонио Вивальди и Евгения Станковича… Нахожусь под влиянием современной украинской музыки. Мне нравится, что в ней происходит: свежесть музыкального языка и оригинальность технических приемов. Потому использование музыки Валентина Сильвестрова было закономерным. У меня балет на музыку Скорика, несколько на музыку Родина. А на музыку Сильвестрова нет ничего. Кроме того, мало того, что я ее не использовал в своих постановках, насколько я знаю, не использовал ни один балетный театр в нашей стране и за рубежом.  Поэтому мне очень хочется быть так называемым «мостиком» между Сильвестровым и современным танцем. Если ошибаюсь, напишите мне лично и я почитаю, кто ставил на его музыку.

Почему Гендель?  Я люблю музыку эпохи Барокко. Наверное, из всех периодов в музыке – это мой самый любимый период, в котором я чувствую себя комфортно, как хореограф. Какую музыку Сильвестрова? Он абсолютно контрастный композитор, у него есть большие симфонические произведения, которые никак не назвать тихими и спокойными, а есть огромный цикл, состоящий из небольших фортепианных пьес и все они записаны в исполнении автора. Это больше 30 часов фортепианной музыки и это минимализм. Это невероятная современная музыка. Из этого цикла я использовал шесть богатеев.

Можно сравнить Совет до полномасштабного вторжения и сейчас?

Непростое время переживает вся Украина и каждый артист балета. Хочется, чтобы все приходящие на работу артисты балета получали максимум положительных эмоций. Я никогда не был жестким диктатором, смысла нет в этом. Сейчас стараюсь строить репетиционный процесс так, чтобы и я, и артисты получали максимальное удовольствие от создания нового балета, от репетиций балетов, которые уже есть в репертуаре. Надо уважать друг друга и делать жизнь друг друга немного легче, насколько это в наших силах.

Ваши постановки идут за границей тоже. Как танцевальный мир воспринимает происходящее в Украине? 

Все нормальные, адекватные люди воспринимают войну в Украине как большое горе. Ужас, внезапно появившийся в жизни всей Европы, всего мира. Все сопереживают нашу страну.

Читайте также: SMALL TALK: ПЕВИЧКА ТУЧА О РАВЕНСТВЕ, ПРАВА ЛГБТК+ ЛЮДЕЙ И ВИДЕО «СЛЕЕРКА»

Также читайте