Закрыть
UA
Жизнь

Small Talk: Олесь Журавчак, директор-распорядитель НАОНИ оркестра о кино и музыке в фильмах

Поделись:
17 февраля в Pochayna Event Hall состоится концерт НАОНИ оркестра. Сорок музыкантов удивят авторскими аранжировками известных композиций. Во время концерта прозвучат композиции из следующих фильмов и сериалов: Гарри Поттер, Однажды в Америке, Крестный отец, Звездные войны, Игра престолов и т.д. Олесь Журавчак, директор-распорядитель НАОНИ оркестра рассказал больше о предстоящем концерте и собственных кино предпочтениях.

Вы следите за современным украинским кино?

Конечно, кино является частью культурного продукта, который стал весомой частью культурного рациона большинства людей. Я тоже люблю кино, люблю кино-новинки. Больше слежу, конечно, за украинскими, потому что в некоторых фильмах был привлечен к созданию музыки как исполнитель на украинских этно-духовых инструментах, в некоторых мои друзья снимаются, коллеги приглашают на презентации. В некоторых фильмах даже снимался в роли музыканта, например в «Захар Беркут». Также, в некоторых фильмах я принимал участие как солист в записи музыки с симфоническим оркестром, например, для фильма «Прошедший сквозь огонь».

"Кино люблю разное. Смотрю и авангард, экспериментальное кино. Конечно, знакомлюсь и с выходящими на широкий экран. Иногда в кинотеатр можем поехать посмотреть с дочерью новинки, а иногда смотрю дома, когда есть свободное время.

Какие фильмы сейчас в вашем списке must see?

Из украинских фильмов, которые меня больше всего поразили за последние четыре года, на первом месте мультфильм «Мавка». Это мультфильм, но настоящий украинский продукт. Я очень рад, что у нас появляется такой продукт. Также, по украинскому прокату, это «Захар Беркут», «Сторожевая застава», «Щедрик», «Киборги».

А относительно мировых, мне нравится жанр фантастики, фэнтези. Но там должны быть глубинные, мировоззренческие, философские, мистические, религиозные сюжеты. К примеру, из классических, это «Адвокат дьявола». По фантастике, конечно, фаворитами остаются «Аватар», «Матрица», «Тенет» (там, где идет игра со временем, очень интересные работы).

В кино есть целая категория "фильмы, которые невозможно экранизировать". Есть ли у вас такой список саундтреков, которые вам хотелось бы приобщить к концертному спуску, но это невозможно? Расскажите.

В каждой музыке к фильму есть своя база музыкальных инструментов, музыкальных звуков, гармоний, ритмов, или, говоря профессиональным языком, набора звуковых инструментов, формирующих стилистику саундтрека. Если мы говорим об оркестровом исполнении, то не все саундтреки к фильмам можно воспроизвести только «живым» звучанием оркестровых инструментов, потому что композиторы часто используют в музыке к кинофильмам разнообразные электронные звуки, сэмплы и биты, а исполнение саундтрека, как минимум, должно приближаться к оригиналу. , как было задумано композитором Поэтому, создавая программу Киносимфония, мы тщательно выбирали саундреки, которые будут качественно и оригинально звучать в исполнении НАОНИ.

В программе «Киносимфония» звучит музыка к фильмам, имеющим и 50-летнюю историю и ставшие очень популярными во многих странах мира в последние годы. Также в видеоряде, сопровождающем концерт, мы сделали сюжетную ретроспективу некоторых фильмов, которые имели много вариантов экранизаций, но музыкальный материал имел в основе базовую мелодию, например, фильмы «Запах женщины», «Бондиана», «Миссия невыполнима» – это создает особую атмосферу восприятия музыкальных саундтреков.

В программе «Киносимфония» мы ориентировались на базовое звучание саундтреков написанных для симфонического оркестра, но вместе с этим мы добавили колорит звучания наших инструментов, таких как бандуры, цимбалы, кобзы, отдельные ударные инструменты, панфлейта, свирели, дримба, окарина. Партию наших инструментов мы добавляем очень аккуратно, чтобы выдерживалась музыкальная эстетика фильма. К примеру, саундтрек к фильму «Гарри Поттер» написан для симфонического оркестра, наша аранжировка имеет особую колористику благодаря бандурным переливам, дающим волшебное магическое звучание. В этом уникальность программы Киносимфония и саундтреков в исполнении НАОНИ – мы даем world music колорит с использованием украинских инструментов.

Как вы пополняете репертуар? Кто решает, какие саундтреки войдут?

При формировании программы «Киносимфония» у нас была задача провести людей через разные периоды их жизни. Целевая аудитория концертов очень широка – от тинейджеров, четырнадцати-пятнадцати лет, до более старших людей за шестьдесят пять. Поэтому мы выбрали достаточно широкий спектр узнаваемых фильмов. Мы проводили социсследование и опрос гостей после концертов. Юные гости четырнадцати-шестнадцати лет узнавали три-четыре фильма. А старшие, напротив, могли не знать нескольких новых фильмов, но большинство зрителей среднего возраста знали почти все фильмы. Например, после концерта подошла пара, мужчина и женщина, за шестьдесят пять лет, и они сказали: «Мы вроде бы попали в путешествие, побывали и в юности, и в молодости, и в нашей зрелости». За эти полтора часа зрители действительно могут путешествовать по своей жизни. Киноискусство стало неотъемлемой частью культурной среды, в которой живет человек. И, соответственно, образуется ассоциация определенных фильмов с определенным периодом жизни. Так как и определенная музыка ассоциируется с определенной эпохой. Таким образом в «Киносимфонии» мы создали возможность совершить музыкально-ассоциативное путешествие по разным этапам жизни.

Мы назвали этот проект «Музыкальной терапией», поскольку сейчас мы живем в то время, когда постоянно находимся под влиянием стрессовой информации. И соответственно, людям нужно иногда переключаться из состояния этого напряжения. В течение двух часов, когда гости приходят на концерт, они переносятся во времени, это как «машина времени». Когда вы смотрите фильм, слышите мелодию и вспоминаете себя в определенный период жизни – в юности, в молодости или в другие важные моменты своей жизни. Таким образом, человек перемещается из настоящего времени в другие, где он был в другом психологическом состоянии. Соответственно, это позволяет высвободить накопленное напряжение стресса. И реакции после концертов бывают разные: у кого были слезы на глазах, у кого было чувство радости и смеха. Кое-кто радовался, кто-то просто сидел, плакал, поскольку определенная ситуация, которая происходила, не отпускала. У каждого это по разному происходит.  Думаю, сейчас такие программы необходимо показывать, потому что это становится настоящей музыкальной терапией для людей. Мы стремимся выполнять нашу культурную миссию в настоящее время, нашу миссию как музыкантов, нашу миссию оркестра.

Читайте также: МУЖЧИНА ГОВОРИТ: ТАРАС ТОПОЛЯ, ФРОНТМЕН ОПТЫ АНТИТЕЛА