В музее Thyssen-Bornemisza в Мадриде состоится выставка «В центре бури. Модернизм в Украине 1900 – 1930х». Она станет масштабным украинским проектом за рубежом и имеет целью доказать самобытность украинского модернизма, долгое время находившегося в тени российских художественных течений того времени. Будет представлено около 250 экспонатов из ведущих украинских музеев и государственных и частных коллекций Западной Европы.
Организатором события выступили Центр современного искусства М17 и Art for Victory Charity Foundation. Основатели и кураторы выставки подробнее рассказали о событии.
Екатерина Денисова, докторант Института искусств Курто
Почему именно эта тема была выбрана?
Мы хотели рассказать историю радикального украинского искусства, которое сформировалось в последнее десятилетие Российской империи и было сейсмографическим индикатором будущих тектонических изменений на фоне революции и дальнейших попыток утверждения независимого украинского государства. Украинские модернисты активно участвовали в создании государства, пытаясь создать узнаваемый национальный стиль. В первые советские годы политика «украинизации», первоначально поддерживаемая Москвой по тактическим соображениям, способствовала быстрому развитию национальной культуры с четкой национальной идентичностью. 1920-е годы стали временем смелого художественно литературного эксперимента, периодом настоящего ренессанса в украинском искусстве, литературе, театре и кино. Такая культурная автономия помогла Украине продлить период эстетического экспериментирования в то время, когда он уже был свернут в другие республики Советского Союза. После жестоких волн репрессий 1930-х годов украинский модернизм был обречен на забвение. Те произведения искусства, которые не были уничтожены, были отправлены в секретные специально созданные хранилища. Цель проекта – с помощью искусства познакомить европейцев с этим динамичным периодом украинской культуры, демонстрируя ее богатство и многогранность. То, за что украинцы так яростно борются в этой войне.
Как воспринимает ее европейское сообщество?
Это первый в Европе выставочный проект такого масштаба, который демонстрирует лучшие образцы украинского авангардного искусства из ключевых украинских музеев и международных коллекций. Многие художники, которых мы будем выставлять, исторически известны под баннером «русского авангарда», например Александра Экстер и Казимир Малевич. Мы стремимся исследовать сложные идентичности художников, признавая их принадлежность и важность для художественного пространства в Украине. Имена других художников, которых мы покажем, например, Александра Архипенко и Сони Делоне, прочно вошли в историю международного модернизма, но их украинские корни не всегда известны. Некоторые произведения искусства, которые будут представлены на нашей выставке, например школа Михаила Бойчука, никогда раньше не экспонировались за пределами Украины, поэтому многие имена ключевых украинских художников-модернистов остаются неизвестными в Европе и мире. Наша выставка является первым шагом к изменению такого статуса-кво.
Константин Акинша, доктор искусствоведения, соучредитель Фонда изучения авангарда
Кто из (условно) неизвестных украинских художников может стать для европейцев настоящим открытием?
Для европейцев, практически не знающих украинского искусства, многочисленные художники могли бы стать настоящим открытием. Речь идет не только об отдельных людях, но и о таких течениях, как бойчукизм или такие явления, как украинский театральный дизайн 1920-1930-х годов.
Если Александр Богомазов в последнее время привлек определенное внимание арт-дилеров и музейных кураторов на Западе, то имена Виктора Пальмова, Анатолия Петрицкого и многих других остаются практически неизвестными.
Кто ваш любимый автор-модернист?
Мой любимый художник этого периода – Александр Богомазов. В отличие от большинства своих современников, он был настоящим футуристом, развивавшимся в том же направлении, что и итальянские основатели движения. Я надеюсь, что когда-нибудь можно будет сделать выставку Богомазова в Италии, сравнивая его работы с полотнами итальянских современников.
Наталья Шпитковская, директор Центра современного искусства М17, выступивший организатором проекта.
Кто ваш любимый автор среди современных украинских художников?
Для меня, как человека, работающего в сфере современного искусства, невозможно выделить любимых авторов. Но, без преувеличений, я фанат украинского искусства, отличающего самобытность и харизма. Исторически сложилось, что наши художники почти постоянно находились в «эпицентре бури».
Тяжелые испытания: от репрессий и голода во времена модерного и авангардного искусства, до забвения и навязанной псевдовторковости в советские времена. Поколению современных художников «повезло» немного больше — открыть занавес и иметь возможность свободных исследований, рефлексий и экспериментов, учитывая распространенные западные художественные практики. У нас есть мощная украинская волна 90-х: Арсен Савадов, Олег Тистол, Виктор Сидоренко, Александр Ройтбурд, поколение 2000-х: Жанна Кадырова, Никита Кадан, Леся Хоменко, Николай Родный, и последующие поколения, в которых тем или иным образом мы видим связь с украинской традицией и искусством предшественников.
Свобода всегда имела свою цену. Судьба многих художников времен модернизма сложилась трагически. Наши современники стали свидетелями жестокой беспринципиальной войны, искусство многих приобрело остроту и трагичность: Kinder Album, Игорь Гусев, Влада Ралко, Гамлет Зиньковский и многие другие буквально «документируют» преступления и передают боль, возмущение и пренебрежение.
Елена Кашуба-Вольвач, кандидат искусствоведения, заведующий научно-исследовательским отделом искусства XIX — нач. XX ст. Национальный художественный музей Украины
Кто из художников украинского модернизма вызывает сегодня особый резонанс в художественном сообществе и почему?
В целом украинское искусство сейчас вызывает всюду заинтересованность. К сожалению повод к такому повышенному интересу – это личный трагический опыт каждого украинца в
нынешней войне. Если говорить о художниках модернистов, то европейским музейщикам и их зрителям интересны фигуры таких украинских мастеров как Александр Мурашко, Александр Богомазов, Виктор Пальмов, художники – сценографы 1920-х: Анатолий Петрицкий, Вадим Меллер, Александр Хвостенко-Хвостов. И это понятно, ведь в своем творчестве эти мастера вышли за пределы географической и национальной герметичности. Их картины отличаются эмоциональностью, восхищают тех зрителей, которые ищут в искусстве прежде всего возможности обретения нового опыта сопереживания.
Возможно, чье творчество открылось для вас по-новому? Что интересного Вы открыли для себя в процессе работы над проектом?
Для меня все более очевидным стало то, насколько произведения украинских мастеров органично вписываются в общий европейский модернизм. Особенно это касается художников-графиков школы Михаила Бойчука 1920-х – начала 1930-х годов.
Фото предоставила пресс-служба Центра современного искусства М17
Читайте также: ФЕДИР ВОЗИАНОВ ПОКАЗАЛ ПРЕВЬЮ КОЛЛЕКЦИИ XTR В РАМКАХ КОЛАБОРАЦИИ С ПЕРФОРМАНСОМ «ЭКСТЕР. LIVE»