Закрыть
UA
Жизнь

Мужчина говорит: Александр Яцентюк, актер фильма «Памфир»

Поделись:

Вселенная фильма «< strong>Памфир» полон смыслов, кодов и знаков, которые интересно открывать и исследовать в каждой его сцене. Украинская драма уже завоевала расположение международной аудитории и покорила украинское кино общество, 23 марта картина выходит на экраны украинских кинотеатров. О главном и второстепенном, материальном и духовном исполнителе главной роли, актер Александр Яцентюк рассказал арт-журналистке Дарии Кибец.

Фото: instagram/pamfir_film

Какие жизненные уроки дали вам родители?

Если послушать, у каждого какая-то своя тяжкая судьба. Так же и у меня. Я рано потерял отца, мне было девять лет. Он разбился на мотоцикле, и мы с мамой и сестрой жили втроем. Моя мама работала в продовольственной сфере, обеспечивала нас и всегда стремилась, чтобы мы чувствовали себя не хуже, чем дети, у которых есть полная семья. Но мы всегда были очень близки, и это неизменно. История, которую брат с сестрой не ладят, с самого детства была не о нас. Даже когда мама приносила зарплату, мы вместе садились, считали и откладывали часть на какие-нибудь крупные покупки.  Эта семейная традиция заложила что-то важное у нас с сестрой, то, что мы перенесли и в отношениях с нашими отдельными семьями. То есть, отвечая на вопрос, какой урок дали родители, я скажу, человечность и ощущение, что может быть по-разному. Ты можешь быть бедным, можешь стать немного более обеспеченным, но сохраняется тенденция быть человеком в любом случае.

Какой момент разделил вашу жизнь на «до» и «после»?

Знаете, я был очень похож на своего отца. Когда сестра моего папы рассказывала, что во Львовской области, где они жили, проводили вечера, на которых мой отец был ведущим. И он всегда забывал текст! Но он имел свою «фишку» — по-особому чесал затылок, когда в очередной раз пытался вспомнить слова. И именно от этого зал просто лежал от смеха. Я не знаю, как это было, могу только представить, поскольку папу помню достаточно хорошо. Итак, у него были актерские способности, передавшиеся и мне. Однако в юные годы мне приходилось зарабатывать деньги, ездил по заработкам, и так продолжалось до двадцати восьми лет. И тогда я решил кардинально изменить свою жизнь и уйти в мир творчества. Наверное, этот момент и был переломным. В каком-то смысле я отказался от материального и последовал за тем особым чувством, что сидело в груди и хотело вырваться на свободу в течение двадцати восьми лет. И я рад, что произошло именно так.

Что вас больше всего «драйвит» — в жизни, работе, отношениях?

Наверное, люди. Люди, делающие много полезного. То есть среди моих знакомых две категории людей: одни пассивные, другие активные в своей деятельности. Последние заряжают меня во время общения, внушают энергию. Это может быть незначительное сотрудничество или разговор, но когда видишь, как человек борется, то на подсознании это откладывается. И, может быть, через один-два дня ты начинаешь действовать сродни общению с другими людьми. Это положительный «вирус» между нами всеми.

Вы можете сказать, что уже нашли себя?

Нет… То есть я не могу прожить ни одного дня, не думая о кино и как актере, и как режиссер, который недавно дебютировал, чтобы почувствовать себя по другую сторону камеры и улучшить уровень коммуникации на площадке. Но я не исключаю того, что актерская жизнь может привести меня к чему-то другому, как когда-то прошедшая жизнь привела меня к актерству, где я счастлив. Так что если откроется другая дверь, я не буду противиться.

Какими критериями вы измеряете успех?

Если смотреть не только на себя, но и на других, то, вероятно, в общем успех – в симбиозе духовного с материальным. То есть, когда ты чем занимаешься и даже не замечаешь, что уже начал достаточно хорошо зарабатывать, а просто делаешь любимое дело. Удачный человек не бежит за чем-то одним, теряя другое. В моем понимании успех состоит в том, чтобы заниматься духовным и получить от этого материальное обеспечение. Если же говорить об актерской профессии, то, кстати, не считаю популярность критерием успеваемости. В этой профессии меня больше привлекает та часть, где ты творишь экспедиции, подготовка к роли, вычитка материала. Вторая часть, то есть популярность, неотъемлема, но совсем меня не интересует. Если бы ее можно было избежать, я был бы вполне доволен.

Кадр «Памфир», 2022

Как выглядит ваш стандартный день?

Сейчас, кроме актерской профессии, я занимаюсь ремонтами, с чем имел опыт в «прошлой» жизни. Работаю официально, стараюсь поддерживать жизнедеятельность украинской экономики, чуть-чуть доноть, волонтерить. Пожалуй, не только мне сейчас присуще чувство стресса и вины, что делаешь недостаточно, что не находишься на фронте. Я человек невоенный, но чувство вины порой сковывает. Общение с активными людьми, заряжающими энергией, о чем я уже говорил, активируют и помогают двигаться дальше. К примеру, я понял, что выход «Памфира» открывает новые возможности, но мне не хватает досконального знания английского языка. Я жил в течение пяти лет в Испании и хорошо говорю по-испански, знаю польский, и недавно должен общаться с режиссером на площадке на английском, и понял, что мне не хватает знаний. Пришло осознание, как много я теряю, поэтому стараюсь учить язык.

Какие качества партнера для вас важны?

Я приведу пример по партнерству на съемочной площадке, но, наверное, это может распространяться и на личные отношения. Для меня вопрос не в партнере, а в себе, что ты делаешь с тем, какой твой партнер. Ты либо отказываешься работать, либо находишь ключик. Но считаю эгоистическим требовать от партнера, чтобы он был таким, как тебе нужно. Претензии нужно ставить к самому себе. В нашей профессии перед пробами всегда общение с режиссером, и иногда уже на этом этапе чувствуешь, что тебе сложно. И здесь нельзя сказать, что человек не столько задает вопрос или еще что-то конкретное, это просто энергия, взгляды, движения, замечания. Из этого всего время ты делаешь вывод, что трудно будет работать с этим человеком. Но ее вины в этом нет. Вы просто не совпали, лучше уж на берегу разойтись. Однако очень интересный материал стоит того, чтобы подстроиться. Кстати, на моем пути преимущественно встречаются люди, с которыми мы понимаем друг друга и сохраняем общение на долгие годы.

Какая материальная вещь является для вас самой ценной?

Единственное, что приходит в голову сразу: у меня есть котик (смеется). Но это ведь не материальная вещь. Я даже не знаю. Например, у меня нет квартиры, за которую бы переживал сейчас, когда прилетают ракеты, однако я переживаю за квартиры всех украинцев. Мне нравится, что сейчас меняется сознание наших людей и этому способствовала большая миграция в 2000-х годах. Когда люди возвращались из-за границы, то, прежде всего, привозили новые идеи, новое мировосприятие. Машина – это не роскошь, это средство передвижения. Если и есть что-то материально важное для меня, то, как и для сына или дочери, это обеспечить родителей. А если у меня лично появится возможность приобрести жилье, я это сделаю, но даже тогда в моей квартире будет царить скандинавский стиль, абсолютный минимализм, несмотря на то, что я хорошо разбираюсь в ремонтах.  Я точно не материалист.

Что в жизни самое важное? А что вообще не важно?

Я думаю иногда: если ракета прилетит в место, где я нахожусь, и меня вдруг не станет на этом свете, то по крайней мере я успел сделать то, благодаря чему останусь в памяти людей на определенный период времени. Я говорю о роли в фильме «Памфир». Это был супер-проект, наверное, самые лучшие дни моей жизни. Важно оставить следует в памяти поколений – в моем случае через кино, но это может относиться к любой сфере. А неважной и ненужной считаю неустанную погоню за деньгами, которая всегда приводит к краху, это только вопрос времени.

Какое антивоенное произведение считаете гениальным, изменившим сознание людей в отношении войны?

По мнению сразу приходит Бенкси – художник, оставивший несколько антивоенных граффити в Киеве и Киевской области. Однако на самом деле я считаю, что наше сознание изменяет целый набор картинок войны, которые мы видим каждый день. Как вот изображение молодой девушки, которая вывела из Ирпеня во время оккупации пятнадцать собак с инвалидностью, или собачку по имени Крым, плакавшую на руинах частного дома, где погибли его хозяева. Они запечатлеваются глубоко в память, чтобы мы не могли ни забыть, ни простить происходящее сейчас. Они символизируют цену, которую мы платим за будущий мир, и звучат в нашем подсознании, как камертоны.

С каким украинским режиссером вы бы хотели поработать в будущем?

В украинской киноиндустрии за последнее время появилось так много суперталантливых режиссеров. Я желаю поработать и с Наталией Ворожбит, Екатериной Горностай, Павлом Остриковым, Павлом Остриковым, Антонио Лукич. Сейчас после работы над «Памфиром» для меня Дмитрий Сухолиткий-Собчук – это феномен, зародыш новой волны. Он очень долго готовится к проекту, и никогда не направляет актеров к тому, что хочет достичь, силой или эгоистично. Он имеет уникальный подход, создает условия, в которых ты наслаждаешься работой и даже не замечаешь, насколько ты погрузился в этот мир и уже приносишь пользу проекту. Я желаю украинским актерам возможности поработать с Дмитрием, ведь это удивительно.

Автор: Дарья Кибет

Читайте также: О ЧТО ЖЕНЩИНА МОЛЧИТ: СОЛОМИЯ КИРИЛЛОВА, АКТОРКА ФИЛЬМА «ПАМФИР» С ПРОГРАММАМИ КАНН-2022

Также читайте