Обидно, но факт: в нашей стране мало музыкальных коллективов, которые могут похвастаться столь мощной экспрессией и энергетикой, как Dakh Daughters. Для людей, не знакомых с современным украинским театром и привыкших, что женщины на сцене в основном подпадают под определение «поющие трусы», выход девиц с выбеленными лицами в странных одеждах, отчаянно насилующих инструменты и сознание зрителя, может оказаться травматичным. Конечно, я сгущаю краски, но «дочери» театра Влада Троицкого «Дах», которые одиннадцать лет назад сформировали «коллектив в коллективе» Dakh Daughters – явление действительно незаурядное.
.Прежде я видела группу лишь при сумрачном свете в клубах дыма, поэтому не делаю попыток кого-то узнать, когда участницы коллектива приходят на съемку. О времени я договариваюсь с Соломией Мельник, выполняющей функции и администратора. «Восемь или девять утра – очень рано для нас. Мы же люди творческие, выступаем допоздна», – говорит мне она. Мы находим компромисс – девушки будут приходить по очереди. Накануне концепцию съемки приходится изменить – банально, но мы мечтали увидеть Dakh Daughters на крыше киевской высотки с видом на Олимпийский стадион, однако поздно вечером начинает лить дождь, и я звоню в студию, чтобы забронировать зал.
.На съемке царит суета: кому-то делают прическу и макияж, кто-то из девушек уже примеряет один из смокингов с помощью нашего стилиста, кто-то болтает по телефону, стучит по барабану или пьет чай. А я наконец-то начинаю их различать. Говорят, что первое впечатление – самое верное, но не решусь утверждать, что угадала даже приблизительно. Тем не менее, мне кажется, что Руслана Хазипова в группе – миротворец, Соломия Мельник – организатор, Наташа Галаневич – генератор эмоций, Аня Никитина – вселенское спокойствие, Zо (Наташа Зозуль) – прирожденный комедийный талант, не боящийся выставить себя в смешном свете, а Таня Гаврилюк – секс-бомба. Нины Гаренецкой, седьмой участницы Dakh Daughters, сегодня нет – она в Европе на гастролях с «Дахой Брахой».
.Сами девушки категорически против четких ролей в коллективе и навешивания ярлыков. «Давайте оставим это для людей, пусть приходят на концерты и придумывают нам роли, какие хотят», – говорит Соломия, и в подтверждение этой мысли я слышу хор голосов. «Одна из идеологий Влада – в этом храме искусства у тебя нет роли, ты отвечаешь за декорации, монтаж, уборку, встречу гостей у гардероба. Ты – человек-трансформер, универсальный солдат. Так нас воспитал театр “Дах”, – четче всех формулирует мысль Руслана. Наташа уточняет: «Ни нам, ни зрителю неинтересно, когда ты придумал и играешь один образ. Эта дорога никуда не ведет». Мои настойчивые попытки классификации внутри коллектива терпят крах. «Можете упомянуть, что мы из разных областей Украины, – смягчается Наташа. – У нас тут есть Кривой Рог, Киев, Прилуки, Львов и Запорожская область».
.Пока мы сдаем наш материал в печать, Dakh Daughters готовятся к самому значимому событию в году – международному культурному фестивалю «Гогольfest», настоящей лаборатории творческих идей, инициированной все тем же Владом Троицким. «Перед фестивалем ты две недели не ешь, не спишь, ходишь, как работник завода, в одной и той же робе, настолько тебе нравится это дело», – замечает Таня.
.Сегодня мы тоже примерим на девушек своего рода робы, только модные – строгие смокинги. Переодеваясь, они забавляются друг над другом, а Аня говорит, что в таком виде уж очень смахивает на свою бабушку. «Вот и порадуешь бабушку», – смеюсь я. У нашего фотографа Глеба, который прилетел на неделю из Милана, сегодня день рождения. И пока его нет в студии, я сообщаю об этом коллективу. Артистки ни секунды не сомневаются, как именно его поздравить. И когда внезапно в процессе съемки шесть женских голосов, как по команде (что в небольшом зале звучит просто оглушительно), заводят «Многая лета», словами это не передать. Не передать даже с помощью видео, которое я записываю на телефон. Ошарашенный именинник не сразу приходит в себя, да и остальная съемочная команда тоже. На наших глазах девушки превращаются в единый сильный организм. Позже Руслана говорит: «Многие пишут, что Dakh Daughters – как одна женщина, большая, добрая, теплая, нежная, но одновременно колючая». Что же, верно.
Многие пишут, что Dakh Daughters – как одна женщина, большая, добрая, теплая, нежная, но одновременно колючая
Собирательный образ украинской женщины расшифровывает Соломия: «Это очень сильный персонаж. Женщины всегда были хранительницами очага – муж на войне, двенадцать детей и старые родители в доме, а у них столько любви, энергии и сил, чтобы это все удерживать. Да и сейчас ничего не изменилось, посмотрите на украинок: как они самостоятельно могут решать все проблемы. Но, нужно отдать должное, мужчины у нас тоже есть – сейчас они на войне». Потрясения, которые произошли в стране, затронули и творческих людей. «Нас это тоже касается, — констатирует факт Соломия. — Мы не являемся людьми искусства, которые абстрагируются и только лишь развлекают людей. Мы – граждане этой страны, и мы хотим посредством искусства людей поддержать, сказать им, что мы переживаем».
.Поведение Dakh Daughters на сцене иногда похоже на хаос. Но хаос этот контролируемый. «Это со стороны выглядит абсолютной свободой, – говорит Аня. – У каждого из нас жесткие рамки по отношению к себе, к проявлению себя в коллективе». Соломия развивает тему: «Свобода – это когда слово “нет” ты используешь как “да”, наоборот». То есть, по сути, играя, от ограничений они отталкиваются, находя новые пути и формы выражения. А ведь часто новому сопутствует страх. «Это хорошо, когда он есть, – считает Таня. – Страх можно использовать как позитивную энергию, как трамплин, избавляющий от зажимов, которые не позволяют двигаться дальше в нужном направлении».
.Кстати, все участницы Dakh Daughters не замыкаются на игре в коллективе: список их коллабораций весьма длинный. В основном они происходят, опять же, под крышей «Даха», о котором девушки говорят с обожанием и исключительно как о семье. Некоторые мои друзья после концерта Dakh Daughters жалуются на «сырость» и незавершенность номеров. Руслана предполагает, что таким людям просто чего-то не хватает внутри себя, и дает совет быть открытыми к миру, как можно больше брать и отдавать. Аня и Таня вспоминают об украинских реалиях, отсутствии финансирования и «вылизанных» певцах под фонограмму. «Ты на сцене – как голый на танке», – смеется Аня, которая фактически «склеила» группу, однажды предложив другим девушкам сделать что-то особенное вместе, когда они собирались на гастроли с «Дахом» в Париж. Теперь Dakh Daughters знают во всей прогрессивной Украине. И, определенно, любят. За что? «Мы – живые люди, и наше искусство тоже живое», – уверяет меня Таня.
.Во второй раз я встречаюсь с Dakh Daughters через неделю после съемки, в помещении театра «Дах». Я немного опаздываю, а подходя к зданию, застаю девушек сидящими на крыльце. Тут и дочь Наташи, Лукия, – с ней и ее игрушечными русалочками мы познакомились еще на съемке (на семерых у артисток пока двое детей, и скоро будет третий). Мы проходим внутрь и рассаживаемся полукругом. Лукия тихонько стучит на барабане, а я рассматриваю фотографии, висящие на стенах. Наташа указывает на снимок смеющегося пожилого мужчины. «Это Владимир Николаевич Оглоблин, он учил Влада режиссерскому искусству и десять последних лет жизни работал тут. Когда-то я брала у него интервью, и он сказал, что люди растут не благодаря университетам, а благодаря тем, с кем они встречаются. “Дах” – это наш университет, энергетически сильное место, где мы встречаем людей и растем».
Мы – граждане этой страны, и мы хотим посредством искусства людей поддержать, сказать им, что мы переживаем