ГЛАЗА — лейбл электронной музыки Дмитрия Светлова (be_ca_di) из Харькова, который сейчас живет и работает в Германии. Более семи лет Дмитрий занимается электронной музыкой. О лейбле и роли музыки во время войны Дмитрия расспросила арт-журналистка .
Фото: Anna Perepechai
Вы уже комментировали, что новый лейбл «ОЧИ» призван объединять электронных музыкантов со всей Украины. Когда возникла идея и как подбирались участники?
Все началось больше года назад. В октябре 2021 года группировка shum.rave из Славянска, которая организовывала вечеринки, помогала нам с вечеринкой в рамках восточноевропейского тура от Boiler room. Я был очень счастлив участвовать в этом, поскольку играть на boiler room считалось хайлайтом для любого художника. А в декабре 2021 года после лайф концерта в киевском клубе «К41» почувствовал, что имею энергию и ресурсы создать что-то свое. Возникло желание сделать все своими руками, с нуля. С этого времени с помощью open call в Instagram я начал собирать треки разных украинских исполнителей. С этих треков, демо-версий, релизов я делал shum-касты, то есть серии миксов на платформе shum.rave. Я назвал их Made in Ukraine, и до полномасштабного вторжения мы успели выпустить два таких шум-каста. На тот момент это были треки от не очень известных художников из разных уголков Украины. Третий shum-каст мы производим уже под названием Ukraine at War в апреле-мае 2022 года. При создании shum-кастов мы поддерживали связь с исполнителями, которые присылали свои треки, сложилось непринужденное общение, поэтому отдельного подбора участников для нового лейбла не было. Мы просто объединились с этими людьми, создали общий чат в Telegram, начали обсуждать название. Так и возник наш лейбл ГЛАЗА.
Вы утверждаетевы, что у ваших артистов нет форматов, жанров и дедлайнов. При этом производите впечатление пунктуального человека, имеющего деловой подход к делу. Какие же правила в работе для вас существуют?
Действительно я считаю себя дисциплинированным человеком. Так на меня повлияла и Германия, и сфера деятельности: обучение и работа в архитектуре накладывают большой след на характер. Ты следишь за временем, уважаешь его, постоянно держишь себя в рамках. И как раз потому, что к искусству я отношусь как к сфере, в которой я хочу отдыхать, для меня важна свобода каждого художника. Творчество не должно быть частью моей работы. В нашем лейбле создается свободный контент-план. То есть если у кого-то есть материал для релиза, мы это обсуждаем, согласовываем и вставляем в сетку контента. Однако художник может не иметь материала год или два. Я не ожидаю от резидентов лейбла работы на конвейере. Мы готовы не выпускать релизы даже полгода, но это маловероятно, потому что тогда у нас будут гостевые релизы, guest mix. Мы планируем развивать электронную музыку по всей стране. Так что в каждом городе мы сможем найти себе материалы от художников. Отвечая на вопрос о правилах, могу подытожить, что основным моим правилом является не ожидать от музыкантов конкретного продукта в конкретном стиле, что позволяет быть на определенной волне или вписаться в тусовку. Главное, чтобы каждый художник чувствовал свободу и не был ничем обязан лейблу. Относительно того, что недопустимо в работе, скажу, что очень хорошо всех почувствовал еще на первом этапе общения в общем чате, и до сих пор не возникало красных линий в нашем сотрудничестве. Наверное, для меня вообще красное знамя это употребление наркотических веществ, поскольку мы хотим изменить индустрию, лишить электронную музыку такого бекграунда, что под нее можно употреблять запрещенные вещества. Если художник будет заниматься этим, что, конечно, повлияет и на нашу работу, мы прекратим сотрудничество. И, конечно, мы не ожидаем, что кто-нибудь из наших резидентов может поехать выступать в российские клубы. То есть красные линии очень очевидны и просты. Ни одна из них еще не встречалась на нашем пути и, я надеюсь, никогда не случится.
Фото: Vitalii Shupliak
Какими критериями измеряете успех?
Мы с участниками лейбла настолько спокойно относимся к своему творчеству, что не ожидаем от него многого. Не хотим становиться заложниками успеха, то есть творить ради него, каким бы ни было представление об успехе у каждого из наших художников. Для меня лично успех это получать в директ «Спасибо за музыку», «спасибо за труд». Считаю, если хотя бы один человек, кроме меня, почувствовал что-нибудь от моих произведений или произведений моих коллег, то этого уже вполне достаточно. Мы не измеряем успех цифрами или статистикой. Для нас важна возможность непринужденно создавать музыку и организовывать вокруг себя таких слушателей, которые будут воспринимать наши музыкальные эксперименты. Мы ведь находимся в постоянном поиске и не все наши находки являются тем «прямым» успехом, которым его обычно привыкли видеть люди.
Вы уже нашли себя?
Да, благодаря родителям и близким людям, которые меня окружают, я всегда имел возможность заниматься тем, чем действительно хотел. Считаю ответом на этот вопрос то, может ли человек уверенно сказать: «Я знаю, что будет написано на моем надгробном камне». Для большинства это очень страшный вопрос. Но если я умру архитектором и музыкантом, мне будет достаточно этой надписи. То есть, я доволен тем, что получил степень бакалавра в архитектуре и сейчас выбираю лучший вариант работы для себя в этой сфере и одновременно занимаюсь музыкой. Архитектура и музыка – едва ли не единственное, чем я могу заниматься в жизни в долгосрочной перспективе. Они могут дать мне все: и кормить, и отвлекать, и поддерживать. Это то, чем я живу. Кстати, последние месяцы в поисках ответа на вопрос, счастлив ли я, ответил так, поскольку нашел себя. И мне не страшно покинуть этот мир, потому что в любой момент я покину его архитектором-музыкантом. Я ценю уверенность, что никакая другая деятельность не может сбить меня с избранного пути.
Фото: Anatoliy Katselko
Как это быть художником во время войны? Насколько важно чувствовать себя «полезным» и как этого добиться?
Считаю, что буду отвечать и за себя, и за других художников, с которыми общаюсь. Мы все ощущаем эмоциональные американские горки. В начале было ощущение, что ты как музыкант здесь излишний и никак не можешь помочь. Но впоследствии мы сделали сборник фонда Musicians Defend Ukraine. Сто процентов средств из сборника уходят в фонд. Понимание того, что мы можем перевести творчество в средства, идущие на защиту государства, несколько перекрыли чувство растерянности и ненужности работы художников во время войны. Лично о себе могу сказать, что ментально очень тяжелыми были прошлые весна и лето. В конце лета у меня было несколько лайф-концертов, на которых плакал во время выступлений. Они стали для меня терапией за весь период, пока приходилось держать себя в руках и работать. А начиная с сентября у меня были выступления на вечеринках, где наоборот захотелось быть энергичным, показать, что жизнь продолжается. Сейчас я больше иду в кураторство нового лейбла, потому что это самый быстрый способ монетизировать творчество и передать средства на разные инициативы. Так что могу сказать, что быть художником во время войны это постоянная рефлексия через музыку и попытки облегчить свое состояние, душу, мысли через творчество.
Читайте также: БЕЗОПАСНЫЙ ПРОСТРАНСТВО: В КИЕВЕ ПРОИСХОДИТ ДОКУМЕНТАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПЕРФОРМАНС ОТ VIDLIK PROJECTS