В прошлом году в украинском прокате была французская лента «Школа хороших жен». Режиссер ленты Мартен Прово в интервью Marie Claire рассказал, почему события картины, по сюжету разворачивающиеся в 70-е, не потеряли актуальности по сей день, а также поразил своей искренностью и искренностью. пониманием женщин.
Мартен, какую цель вы ставили перед собой, начиная работу над картиной?
Впервые я услышал о «школе домохозяек» в одном из регионов Франции, где писал сценарий другой картины. Меня это очень заинтересовало, но появилась идея создать фильм, события которого разворачивались бы вокруг школы. В начале это должен быть комедийный, сатирический фильм. Потому что роль женщины в обществе в 70-х годах показалась бы нам сегодня очень необычной, мягко говоря. Уже во время работы над фильмом я понял всю его политическую значимость. Так случилось, что именно в этот период стало набирать обороты движение #MeToo.
Вы подчеркиваете важность движения #MeToo. Хотя эта тема остается контраверсионной. Не все женщины ее поддерживают. К примеру, Катрин Денев высказалась в поддержку обвиняемых мужчин.
Движение #MeToo произошло очень вовремя. Это новая революционная волна. Как и все революционные волны, она несет определенную эмоциональную зашкалу. Но это не ужасно. Главная суть движения, что женщины получают большую свободу слова, больше прав. А мужчины должны задуматься о положении вещей в мире.
Во Франции в конце 60-х также произошла революция. Именно поэтому сюжет фильма разворачивается в это время?
Да, в те годы произошли очень важные события для изменившего его французского общества. Если в 1968 году школы домохозяек еще существовали, то в 1970 году уже не было ни одной, они просто исчезли. После этого началось движение во Франции.
Раньше я не слышала о школах домохозяек, как подавляющее большинство украинок. Мне интересно, как вы осуществляли свое исследование, работая над фильмом?
Конечно, я исследовал архивные видео, которые демонстрировали в школах домохозяек как католического, так и светского типа, записи разговоров, интервью с учениками-домохозяйками и их преподавателями. Много общался со своими друзьями: у кого мама или бабушка посещали в свое время такие заведения. Они делились своими впечатлениями. Кто-то разрешил пользоваться дневниками, которые вели женщины, посещавшие школы. Я был поражен, сколько женщины прилагали усилия, чтобы овладеть всем, что преподавали в школе, то есть то, что должна уметь делать домохозяйки в то время – вышивать, гладить, кроить одежду и т.д.
© 2020 — Carole BETHUEL-LES
Одну из ролей сыграла Жульет Бинош, почему вы выбрали именно ее?
Роль была написана специально для нее. Когда я позвонил Жюльетту, и рассказал об этой роли, она сразу согласилась. Мы уже работали с Жюльеттом, к сожалению, проект не был реализован. Но мы все наверстали в этой картине.
В ваших фильмах вы часто фокусируетесь на судьбе женщин. Благодаря кому вы узнали так много о мире женщин? И почему для вас это так важно?
На мою жизнь большое влияние оказали женщины – мои мама и бабушка. Мой папа был офицером военно-морских сил, он был очень мужественным человеком. У нас были очень сложные эмоциональные отношения. Поэтому мама и бабушка оберегали меня, я благодарен им за это.
Моя мама была очень талантливым и артистическим человеком. Она имела большие амбициозные планы относительно своего будущего в искусстве. Когда они познакомились с моим отцом, ей было 19 лет. Папа был против того, чтобы мама строила карьеру. И поставил ей условие: либо я, либо карьера артистки. Мама выбрала папу, они обручились. Отец стал преградой для мечтаний моей мамы. Этот конфликт между ними я испытывал всю свою жизнь. Думаю, он очень сильно повлиял на меня. Я унаследовал от мамы восхищение искусством, от папы настойчивость. Я много работал перед тем, как стать режиссером. Но еще больше я работал над тем, чтобы достичь мира в отношениях со своим отцом. Для меня было очень важно – постараться понять его. И мне это удалось. В это время я понимал, что во мне внутри находятся две части – женская и мужская. Я – мужчина, но я достиг мира со своими мужскими и женскими частями. Возможно, именно поэтому я хорошо понимаю и поддерживаю женщин в их стремлении отстоять свои права.
Современной женщине не важно быть домохозяйкой, а какой важно быть?
Вряд ли я могу ответить на этот вопрос. Но я вижу, что самой современной женщине важно получить признание в мире, в котором доминируют мужчины. Женщины все еще незаслуженно остаются в тени мужчин. Мы часто забываем об одной из главных женских ролей – рождении детей. И мы недостаточно ценим эту способность женщины. Если бы не женщины, не было бы мужчин. И, мне кажется, что порой мужчины относятся к женщинам не так как они этого заслуживают, именно из-за осознания того, что женщина может рожать, а мужчина – нет.
По вашему мнению, кому из женщин удалось выйти из тени мужчин?
В ленте «Школа хороших жен» есть фрагмент, где мы перечисляем всех женщин, в свое время повлиявших на изменение отношения к женщинам в обществе. Мы вспоминаем многих, среди них Симона де Бовуар, Жана Моро, Жизель Алени – каждая из них делала почти революционные изменения, чтобы женщины жили в более свободном мире. Имена многих нам неизвестны. Но борьба продолжается, и я надеюсь, что мы будем жить в лучшем мире.
Авторка: Ирина Татаренко
Переводчик: Роман Билозир, Французский институт при Посольстве Франции в Украине
Все фото: © 2020 — Carole BETHUEL-LES FILMS DU KIOSQUE
Читайте также: THE HARDKISS, ЛУНА, LATEXFAUNA, ФИОЛЕТ: НОВАЯ УКРАИНСКАЯ МУЗЫКА, С КОТОРОЙ НАПРАВЛЯЕМСЯ В ЛЕТО