Закрыть
UA
Жизнь

«Финальная версия фильма должна нравиться каждой клетке моего тела»: Софи Бартез, режиссер фильма «Репродукция будущего»

Поделись:

В честь украинского релиза «Репродукция будущего» известная режиссер Софи Бартез поделилась с читательницами журнала «Marie Claire Украина» мыслями о жизни и творчестве.

Фото: Petr Novák, Wikipedia

Кого вы считаете творческими вдохновителями?

Несмотря на то, что это имя фактически запрещено в США, я считаю Вуди Аллена одним из тех, кто побуждал меня снимать кино. Мои родители – французы, и я прекрасно помню такие ленты, как «Пурпурная роза Каира» и «Воспоминания о звездной пыли». Меня поражает умение Аллена мастерски совмещать разные жанры. Я также была в восторге от Федерико Феллини и до сих пор считаю «Восемь с половиной» своим любимым фильмом. Конечно, нельзя не упомянуть об Ингмаре Бергмане и таких лентах, как «Молчание», «Персона» и «Стыд». Кроме того, я люблю французский кинематограф, особенно то, что снималось в 1960-х.

Почему пуританцы считают американский кинематограф примером плохого вкуса?

Это – довольно пренебрежительное и неоправданное отношение. По-моему, семидесятые годы стали звездным временем американского кино, и отличным примером этого расцвета я считаю фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Разговор». Также не забудьте о творчестве Мартина Скорцезе. Только не думайте, что я считаю хороший американский кинематограф частью прошлого. Настоящим шедевром, снятым сравнительно недавно, можно назвать фильм Пола Томаса Андерсона «Магнолия». Так что когда речь идет о независимом американском кино, там есть чем гордиться. Конечно, я большие студии типа Marvel, но это не значит, что все должны играть по их правилам. Может, в Европе не все могут увидеть образцы независимого американского кинематографа, поэтому я советую чаще посещать кинофестивали. Дело в том, что режиссерам типа Дэвида Линча иногда трудно найти средства для съемок того, что они хотят, а не того, что им приказывают. Поэтому вышеупомянутый Дэвид Линч на определенном этапе карьеры нашел финансирование именно в Европе. А сейчас, с расцветом потокового мультимедиа, независимым режиссерам стало все труднее выживать.

Какой творческий подход ближе вам в кинорежиссуре?

Скажем так, мне гораздо более близок подход Стэнли Кубрика, чем творчество Стивена Спилберга. Я считаю чувственность фильмов последнего довольно искусственной, хотя мне вполне ясны его мотивы. Проблема, по-моему, в том, что господин Спилберг хочет понравиться всем, тогда как Кубрик стремился оставить послание человечеству. Поэтому его фильмы касаются таких неприятных для общества тем, как война. При этом Стивен Спилберг даже проблемные темы представляет довольно вкусным соусом. Подтверждением тому можно считать последний фильм режиссера «Фабельманы». Спилберг олицетворяет Голливуд и желание зарабатывать на индустрии развлечений, хотя и делает это мастерски. С другой стороны, Кубрик снял всего восемь лент, потому что во всем стремился к совершенству. К счастью, его наследие поддерживается другими режиссерами, в частности, уже упомянутым Полом Томасом Андерсоном.

Попадая в новое сообщество, чем именно вы интересуетесь – культурой, людьми, кухней?

Прежде всего, меня интересует культура. В детстве я часто путешествовала с семьей, что, в частности, заставляло учить новые языки. Когда жили в Бразилии, я полюбила португальский. Конечно, текущий процесс глобализации постепенно уничтожает культурные границы, но в моем детстве они еще существовали. Меня тогда поражало, что люди могут быть невероятно добрыми по всему миру и одновременно нести совершенно разное культурное наследие. У меня была возможность это сравнить, ведь после Южной Америки я жила на Ближнем Востоке, а затем в Азии. Относительно национальной кухни, у меня нет шовинизма по поводу непревзойденности французской. Если честно, то итальянский мне нравится больше, прежде всего, богатством и разнообразием. Сравните, например, кухню Сицилии и Северной Италии. Ингредиенты и рецепты разные, поэтому национальные кухни тоже помогают мне обогащать культурный уровень. Французская кухня тоже отличается в зависимости от региона и может иметь достаточно много масла и сливок.

Почему вы сами пишете сценарии собственных фильмов?

Не всегда, ведь, например, сценарий фильма «Мадам Бовари» мне прислали из агентства. Конечно, я внесла определенные правки, но всегда открыта к диалогу. Если сценарий интересен, трогает и заставит зрителя задуматься, почему бы и нет? Снимая фильм, ты посвящаешь проекту по крайней мере несколько лет – от творческого замысла до кинопроката. Итак, конечный результат должен нравиться каждой клетке моего тела. К тому же, у меня дочь, и я не хочу передавать ее воспитание посторонним людям. Работая над сценарием, я могу быть дома с ребенком, тогда как съемки превращаются в цирк. К примеру, сценарий последней ленты «Репродукция будущего» я ​​написала в Нью-Йорке, а снимался фильм в Бельгии!

Должен ли кинематограф провоцировать зрителей?

Конечно, но в хорошем смысле. Возьмем мою первую ленту «Холодные души», навеянную творчеством вашего соотечественника Николая Гоголя, а именно романом «Мертвые души». Собственно, мысль, что души можно пересаживать, априори шокирует. Кстати, Гоголь этим романом поднял тогдашнюю тему рабства. Напомню, что в 19 веке эта проблема была актуальна и в Америке. Со всем уважением к американским зрителям, если фильм не дает ответа на все вопросы, его просто не поймут. Меня до сих пор сплошь и рядом спрашивают, что я имела в виду лентой «Холодные души». Работая над такими проектами, без юмора и сатиры точно не обойтись. Но фильмы должны поколебать верования людей и поставить эти верования под сомнение.

Как работалось с ведущими актерами фильма «Репродукция будущего»?

Очень легко, ведь все они – совершенные профессионалы. Это касается и Эмилии Кларк, и Чиветела Эджиофора. Хотя съемки осложнялись еще неотложными тогда ководными ограничениями, так что приходилось носить маски и после работы сразу прятаться в трейлерах. Но это было очень необходимо, хотя бы ради здоровья актеров. Обычно в перерыве между съемками можно выпить кофе или что-нибудь поесть и одновременно обсудить героев. В этом случае такое исключалось. Так что я очень рада, что ковид закончился.

Сможет ли ваш фильм предсказать будущее?

Однозначно. Напомню, что в ленте речь идет о молодой паре, которая живет в скором будущем и идет на эксперимент, чтобы испытать радости и трудности беременности. Несколько дней назад я получила письмо от руководителя медицинской компании, занимающейся разработкой искусственной матки. Многое, о чем идет речь в фильме, скоро станет возможным, в частности, спасение и нормальное здоровье ребенка, родившегося значительно раньше срока. Это было уже в кинематографе. Вспомните фильм о появлении социальных сетей и Цукерберга, который должен был в реальной жизни оправдываться в Конгрессе из-за российского вмешательства в президентские выборы в США в 2016 году.

Может ли фильм стать на защите женских прав?

Я на это очень надеюсь. Речь идет не о псевдо-феминизме, продвигаемом крупными корпорациями в Америке. Многие компании в США предлагают работницам 10,000 долларов, если те заморозят собственные яйцеклетки. Псевдо-феминистки болтают о якобы улучшении женских прав, ведь женщины остаются в рабочем процессе и могут конкурировать с коллегами-мужчинами. А на уровне подсознания вас призывают отказаться от рождения ребенка. Мне нравится настоящий феминизм, вроде того, что существует в Скандинавии, когда женщину воспринимают такой, какой она сама хочет быть.

Напоследок, позвольте пожелать украинцам всего наилучшего. Пусть эта ужасная война поскорее закончится вашей победой, чтобы вы могли вернуться к нормальной жизни. Слава Украине!

Автор: Алексей Бердник

Читайте также: НАКОНЕЧНО! ФИНАЛЬНЫЙ УКРАИНСКИЙ ТРЕЙЛЕР ЛЕНТЫ “ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ: РАСПОЛОЖЕНИЕ О ПЕВИТЕЛЬНЫХ ПТАШКАХ И ЗМЕЙ”

Также читайте