О малобюджетных фильмах, съемках одним кадром и работе режиссера: создатель «Конечного монтажа» Мишель Азанавичюс рассказал о ленту, открывавшую Канны, а теперь откроет фестиваль французского кино в Киеве.
С 15 по 18 декабря в киевском кинотеатре «Октябрь» состоится фестиваль «Уикенд в Париже» , сочетающий в себе новинки и классику кинематографа Франции. В программу вошли мелодрама о любовниках «Дневник мимолетного романа», комедия об осуществлении мечтаний «Отряд кулинаров » и классическая комедия с легендарным Бельмондо «Непревзойденный».
Фильмом-открытием и главной изюминкой фестиваля станет комедийный фильм ужасов «Конечный монтаж» от лауреата премии «Оскар»Мишель Азанавичюс («Артист»). Сюжет разворачивается вокруг начинающего режиссера, который решает снять малобюджетный горор о зомби с группой непрофессиональных кинематографистов. Съемки идут кувырком: главная актриса неумело изображает испуг, а ее партнер полностью напивается. Но вдруг команда оказывается в эпицентре настоящего зомби-апокалипсиса.
В этом году лентой открывался фестиваль в Каннах. Первоначальным названием фильма была Z (Comme Z), однако она была изменена в знак солидарности с украинцами, ведь символ Z ассоциируется с российскими войсками. В преддверии украинской премьеры Marie Claire узнала больше о картине и истории ее создания у режиссера.
Какая предыстория «Конечного монтажа»?
Я давно хотел написать комедию о съемках фильма. За свой режиссерский опыт я часто был свидетелем смешного поведения людей, у меня было немало съемок, иногда удивительных, смешных, иногда трогательных. Это стало источником вдохновения — съемочная площадка, которая является несколько преувеличенным микросоциумом, где эффектно раскрываются герои.
Итак, я принялся за дело во время первого локдауна — начал делать заметки и работать над историей, которая вращалась вокруг идеи длинного дубля. Совершенно случайно это повергло в разговоре с Винсентом Маравалем, который был очень рад слышать мой интерес к теме. Он сказал мне, что его компания только что приобрела права на One Cut of the Dead, японский студенческий фильм 2017 года, абсолютно отвечающий тому, что я рассказал.
Я посмотрел фильм и увидел, что он действительно красивый, с блестящей структурной концепцией. Я сказал Винсенту и Ноэме Дэвиде, которые открыли оригинал на фестивале, что готов сделать ремейк. «Конечный монтаж» — это ремейк фильма Синичиро Уэды, который, в свою очередь, является адаптацией пьесы «Призрак в сундуке».
А сам вы являетесь фанатом малобюджетных фильмов?
На самом деле, не очень. Я смотрел некоторые, потому что считал их смешными, но я не могу сказать, что я фанат. С другой стороны, мне нравится идея, что режиссер снимает фильм, несмотря ни на что, с бюджетом или без. Что важно делать, творить. Я считаю этот подход не только смелым, но прежде всего красивым. В этом жанре «Эд Вуд» Тима Бертона – настоящее достижение. Кроме того, до создания «Конечного монтажа» я просмотрел достаточно много фильмов и сериалов о зомби, я посмотрел всего Джорджа Ромеро. Возможно, основная сцена напоминает торговый центр в «Рассвете мертвецов» (1978). Но мой фильм совсем не фильм о зомби, это не «Поезд к Пусану»…
Но в вашем фильме нет пренебрежения к жанру…
Нет никак. На самом деле для меня переосмысление работает только при уважении и нежности к начальному произведению. Именно это придает любопытству и многомерности. Иначе можно быстро упасть до издевательства, даже издевательства. Часто это тонкий предел, но мне нужен надежный фундамент, чтобы сделать надстройку. За чем-нибудь смешным всегда кроется реальная история, и мне нужно быть в тонусе с ней.
Можно ли это считать данью уважения?
Это действительно весело — взять хорошо узнаваемые атрибуты кинематографа и поиграть с ними, чтобы создать динамику между нашими воспоминаниями об определенных фильмах и тем, что я предлагаю.
Да, это дань уважения DIY-фильмам, созданным без бюджета, на энергии, а не деньгах. Но, прежде всего, это дань уважения людям, снимающим фильмы: актерам и режиссерам, а также техникам, стажерам, всем — тем, кто создает и распространяет, изо дня в день.
«Конечный монтаж» — это прежде всего комедия.
Да, прежде всего. Может быть, своеобразная, но большая комедия. Я был очень рад вернуться к жанру, призванному смешить людей. Я пытался сделать насыщенное, обильное кино, к которому привлечен зритель. Я всегда стараюсь снимать фильмы, которые можно пересмотреть еще раз, и я надеюсь, что «Конечный монтаж» один из таких. Я советую не только посмотреть фильм, но и вернуться к нему впоследствии, посмотреть снова. Несколько раз, если это возможно. И с другими людьми.
Вы задействовали в фильме японскую актрису, сыгравшую продюсершу в One Cut of the Dead. Соответствует ли ваш фильм оригинальной версии?
И да, и нет. С одной стороны, адаптация должна быть другой. В то же время, я сохранил структуру и все, что мне нравилось. Также я пытался оставить энергию оригинала, снятого за шесть дней, за очень небольшие деньги. Мы, конечно, работали в другом масштабе, но наш фильм тоже был не слишком дорог. Его сняли за шесть недель, а бюджет составил 4 миллиона евро. Относительно актрисы Йосиро Такехара она невероятна. Она привносит безумие, которое не только развлекает, но и помогает рассказу. Вы действительно можете поверить в проект, похожий на то, что в фильме, когда он возникает в голове такого персонажа, как ее.
Насмешки из этих мастеров кино в вашем фильме идет рядом с огромной любовью к ним.
Да, в этом и заключалась идея. Персонажи борются, сначала они не слишком блестящие, и они сталкиваются со своими проблемами, но в какой-то момент они объединяют усилия, чтобы дойти до конца. Здесь они становятся героями. Фильм, который они снимают, не шедевр, но они его делают. Они туда попадают, и это важно. Знаете, тяжело снимать фильм. Даже плохой. Иногда критики говорят нам, что мы сняли плохой фильм. Но это не так. У меня много друзей-режиссеров, и я никогда не слышал, чтобы кто-то из них говорил: «Я сейчас делаю глупость». Мы каждый раз делаем все возможное. Иногда мы не на высоте, или мы волнуемся о деньгах, или у нас нет актера, которого мы хотели, или он не знает своих реплик, или у нас идет дождь, когда нам нужно солнце… словом, мы сталкиваемся со многими проблемами, и не всегда их одолеваем. Мы можем облажаться. Но в то же время это может быть прекрасное происшествие. Создание фильмов — это всегда удивительный опыт единения, когда шесть, восемь, двенадцать недель мы работаем и живем вместе, и каждый делает все, что в его силах. Коллектив сильнее совокупности отдельных людей, а приключение иногда интереснее или прекраснее объекта, который вы создаете. И это не обязательно столь большая проблема. Вот о чем этот фильм.
Фильм рассказывает историю семьи, и в ней играет настоящая семейная история…
Да! Моя жена играет жену режиссера. Моя дочь играет ее дочь. Это история истории. Съемки фильма в фильме, который сам по себе рассказывает о съемке фильма, который является ремейком японского фильма, рассказывающим историю ремейка японского фильма, актеры, играющие актеров, сцены, рассмотренные с разных сторон… даже мы иногда терялись на съемках…<< /span>
Действительно ли первая часть является целым дублем?
Это настоящий 32-минутный кадр с одним небольшим моментом монтажа, который мне пришлось сделать по техническим причинам. Я никогда не был одержим съемкой одним кадром как Гаспар Ноэ или Альфонсо Куарон. Это никогда не было моим святым Граалем, даже если это, очевидно, часто имеет большую повествовательную силу. Я, конечно, делал кое-что, но для комедии я, как правило, монтирую, чтобы получить лучшее из каждого кадра, выделить актеров, освоить темп…
Здесь нам пришлось столкнуться с этим упражнением. Итак, я все раскадровывал. В общем, я воспринимаю этот снимок как 250 кадров, соединенных одним движением камеры. Мы работали с актерами, репетировали пять недель из шести подготовительных. Актеры приходили на съемочную площадку каждый день, как и занимавшийся светом и обрамлением оператор Джонатан Рикбур. Ситуация развивалась, и я переработал раскадровку, чтобы каждое движение, каждое расположение камеры, каждое время репетировалось и репетировалось снова. В последнюю неделю подготовки мы работали с кранами, спецэффектами, каскадерами, гримом, гардеробом… У нас были поддельная кровь, обезглавливание, персонажи превращались в зомби с несколькими секундами в смену грима, протеза, линзы и т.д. Мы поставили все в хореографию, чтобы движение и время были максимально точными.
В конце концов, мы сняли эту сцену за четыре дня, каждый раз с удовольствием от исполнения спектакля. Но правильный дубль получился во второй половине четвертого дня. Надо сказать, что вся съемочная группа была чрезвычайно сплоченной, и то, что мы пережили, было несколько не столь далеким от того, что описано в фильме.
Режиссер, которого сыграл Ромен Дюри, все время бегает. Это то, что делают режиссеры?
Не обязательно, но на съемки, конечно, лучше обуть хорошую обувь. Всегда есть срочность, потому что на съемочной площадке много людей на работе, а значит много денег. Время дорогое. А для работы нужно время. Так что метафорически, да, вы постоянно бегаете. За фильмом, который вы надеетесь снять, и который постоянно ускользает от вас.
В конечных титрах есть благодарности Бертрану Тавернье, Жану-Полю Бельмондо, а также Квентину Дюпье.
У Квентина есть небольшая неразговорная роль режиссера фильма, который не кажется таким замечательным. Я участвовал в его фильмах, поэтому попросил его оказать мне услугу. Тавернье и Бельмондо, это нечто другое. Мы им так много должны. Оба многое означали для меня в моей жизни, я благодарен им за то, что вообще снимаю фильмы, и то, как я их снимаю. Оба покинули нас при создании этого фильма, и я хотел их отметить. Я очень любил их обоих.
В конце концов, довольны ли вы фильмом?
Чрезвычайно! В нем многое, и, как ни парадоксально, даже если это ремейк, я считаю его очень личным фильмом.
Читайте также: ИНТЕРВЬЮ С ГЛАВНОЙ ГЕРОИНЕЮ «ТРЕУГОЛЬНИК ПЕЧАТЬ»: ЧАРЛБИ ДЕНЬ