Для нас подготовили цикл материалов современные исследователи родной культуры, авторы паблика. «>Russian Aesthetics.
В нашей истории есть целые семейства, посвятившие свои жизни развитию украинской культуры. Крушельницкие покоряли мир музыки, в ряде профессий прославились Драгоман-Косачи. Звездами в кругах творческой интеллигенции излома ХІХ-ХХ веков стала и семья Старицких. Среди них ярко сияла писательница, феминистка, переводчица и общественный деятель Людмила Старицкая-Черняховская. Дочь Михаила и Софии Старицких, племянница Николая Лысенко, сестра Оксаны Стешенко и Марии Старицкой – она всегда была в прекрасной культурной среде. Знаменитыми были и посещаемые гости: Драгомановы, Тобилевичи, Чубинские, Косачи. Да, с дочерью последних, Лесей, Людмила близко сдружилась еще в юности.
«Мы были первыми украинскими детьми. Не теми детьми, которые вырастают в селе, в родной сфере стихийными украинцами, — мы были детьми горожанами, которых родители воспитывали впервые среди враждебных обстоятельств сознательными украинцами из свитка», — писала Людмила.
Зацикливаться на семье, впрочем, не стоит: Людмила вошла в историю как независимый самородок. Родилась она 29 августа 1868 года. Посещала первый в Киеве детсад — частное заведение сестер Линдфорс (София Линдфорс известна вообще под фамилией Русова). Затем Людмила поступила в женскую гимназию, где демонстрировала большие успехи в учебе. Начала писать. Дебютная повесть «За Украину» вышла в разгар антиукраинских реформ Олесандра ІІ и продемонстрировала нонконформистский характер писательницы. Но не патриотической прозой единственной: сохранились по сей день и стихи, в которых она с «любовью» высмеивала директора.
Но пока — насыщенные литературные будни. Молодая интеллигенция погружается в культурную жизнь так бурно, как может: днем — переводы и обучение, вечером — пиршества у Косачей, Старицких или Лысенко; музыка, дискуссии, фехтование и чаепитие, а главное — безудержное творчество. Не гнушалась эти собрания посещать и старшая генерация: приходили Николай Лысенко, Елена Пчилка, Михаил Старицкий.
Уже в раннем творчестве Садовская-Черняховская освещала проблемы гендерного неравенства, становясь в основе движения за эмансипацию, как раз распространявшегося кругами интеллигенции. В 1900 году Людмила Михайловна присоединилась к новой Женской Общине (с 1917 — Союз украинок). Занималась благотворительностью и просветительством среди женщин. Пропагандировала идеи феминизма.
В течение 1880–1890 годов вместе с отцом начала писать исторические романы. До сих пор трудно узнать, чья рука писала какие фрагменты. Когда же в 1904 году Михаила Старицкого не стало, Людмила осталась, как говорила, «с половиной сердца». В 1895 году она вошла в Киевское литературно-артистическое общество. Переводила с итальянского, немецкого и русского. Устраивала благотворительные представления и литературные мероприятия, путешествовала. В путешествиях познакомилась с Иваном Трушем, Ольгой Кобылянской, Михаилом Грушевским и Иваном Франко. С началом революции вы
ходила на уличные демонстрации, прятала евреев от погромов. Народный гнев дал плоды: наконец-то появилась возможность писать на родном языке. Людмила обосновалась в газете «Рада». Совсем скоро власть начала изымать все экземпляры; проводить обыски в домах интеллигенции, арестовывать около полусотни ее представителей.
Людмила продолжала активно писать: мемуары, драму, поэзию, статьи. Во время Первой мировой войны занималась благотворительностью, работала в составе Общества Украинских Поступающих, выступала в поддержку украинской автономии. Занималась организацией военных госпиталей, ссыльных комитетов и детских приютов. Когда в империи вспыхнула Февральская революция и в Киеве создали Украинский Центральный Совет, Людмила Старицкая-Черняховская, близкая товарища Михаила Грушевского, вошла в Малый совет. Она стала соучредительницей общества «Украинский национальный театр». Писала киносценарии, работала в Академии наук. Политической деятельности не оставила и при Директории. Твердо решила: в случае поражения эмигрировать не будет.
Людмила Михайловна пользовалась глубоким уважением среди молодого поколения украинских художников: поддерживала контакт с Лесем Курбасом, Игнатом Юрием, Павлом Тычиной, Валерьяном Подмогильным. Ее квартира снова стала культурной ячейкой, и это не осталось незамеченным: в 1930 году она — один из фигурантов пресловутого дела СВУ. Ее пятилетний срок осуждения заменили условным. После увольнения выслали в Донецк. Там Старицкая-Черняховская занималась переводами. Однако спокойная смерть ей не суждена: 20 июля 1941 года к ней и ее сестрам пришли из НКВД, забирали документы и вывезли в Харьков. Людмилу Старицкую-Черняховскую обвинили в антисоветской деятельности и организовали перевозки в Казахстан. 73-летняя писательница скончалась в пути.