В это бурное время, веримся к нашему циклу материалов, от современных исследователей родной культуры Твердый Криц.
Балет — это искусство языка танца. Ведь сюжет балетного представления раскрывается через сочетание пластики, костюмов, декораций, музыки и танцевального стиля. Даже те, кто не интересуется этой темой, точно слышали о «Лебедином озере» Петра Чайковского. Ведь именно с этого спектакля начинается профессиональное развитие украинского балета.
Конечно, еще в конце ХVIII века существовали постановки национальных танцевальных картин, а небольшие балетные труппы оперных театров имели свой репертуар. Но только это были первые шаги к будущему украинскому балетному театру.
О серьезных изменениях можно говорить с 1925 года, когда в тогдашней столице Украины — Харькове создали первый Государственный театр оперы и балета. Он стал колыбелью для будущих звезд искусства.
И искусство балета стремилось к новым формам и путям развития. Этот вопрос волновал деятелей, и в 1925 году ленинградский журнал Жизнь искусства начал дискуссию Что делать с балетом?. Предложения и варианты были разные. Следует помнить, что речь идет о временах Советского Союза. В пролетарской культуре балета было не место, потому что он способен отражать чувства только аристократии и буржуазии, а не подчеркивали отечественное хореографическое наследие. Озвучивалось мнение, что он должен был базироваться на фольклорных образцах танца.
Поэтому дальнейший путь развития украинского балета увидели в сочетании классической хореографии и национального танцевального искусства.
Постепенно волна балета перешла и на другие города. На сцене Киевского театра в 1926 году Леонид Жуков поставил «Лебединое озеро». Одетту сыграла его жена Мария Рейзен, Одилию — балерина Вера Мерхасина, роль Зигфрида исполнил сам Жуков.
Балет — это не только о красоте телодвижений. Он нес идейную нагрузку. К примеру, балет «Красный мак» Глиера — это героико-революционная картина, ставшая дебютом для Павла Вирского и Николая Болотова. В спектаклях воспроизводились современные события, как, например, в балете-пантомиме «Футболист» (комп. Оранский, реж. Форрегер).
Важную роль в создании первого героического балета сыграл Василий Верховинец. Он осуществил постановку балетного спектакля «Пан Каневский», посвященный борьбе украинского народа против господ в ХVІІІ ст. Здесь впервые в истории балетного театра переплелись две танцевальные струи — классическая и украинская народная. Вместе с балетмейстером Василием Литвиненко они попытались выстроить на фольклорной тематике балет классической формы.
С каждым новым сезоном на балетных сценах Украины появлялись новые таланты: Валентина Дуленко, Александра Гаврилова, Антонина Ярыгина, Василий Литвиненко, Александр Соболь.
В период экспериментов, когда вся советская хореография прокладывала новый путь, украинские балетмейстеры, стремились к художественному своеобразию. После 1934 года, когда столицу из Харькова перенесли в Киев, в Государственном академическом театре оперы и балета УССР в балетную труппу входило 80 артистов. Они ставили «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Запорожец за Дунаем», «Бахчисарайский фонтан», «Спящую красавицу», «Лилей», «Щорс». Павел Вирский и Николай Болотов продолжали развивать народно-сценический танец.
Украинские труппы начали выступать за границей. Летом 1935 года группа артистов киевского балета — М. Сивкович, В. Федотова, А. Соболь во главе с балериной Галиной Лерхе исполнили гопак в Лондоне.
Коллективы в больших городах имели свой путь и репертуар. К примеру, труппа львовского театра в 1940 году начала свою деятельность с балета «Красный мак» Глиера, осуществленном Николаем Трегубовым. Донецкая труппа в 1941 году поставила балет «Лауренция». В Одессе свою работу начал талантливый хореограф-режиссер Вахтанг Вронский, поставив «Ромео и Джульетту». В Киеве ставили Лилею (Константин Данькевича) и Лесную песню, которую называли самым поэтическим хореографическим произведением. На сцене зажглись новые звезды балета: Лидия Герасимчук, Клавдия Васина, Зинаида Лурье, Р. Савицкая. А балерина Валентина Переяславец засияла и на сцене США. Она стала главной балетмейстершей в «Нью-Йорк сити балета». Покорила мирового зрителя и балерина Рома Прима-Богачевская.
Большую роль в балетном искусстве сыграл ансамбль народного танца под руководством Павла Вирского. Каждый номер был самодостаточным шедевром, по-новому подчеркивающим черты национального характера. Он вывел искусство на международную сцену постановками «Запорожцы», «Подоляночка» и «Гопак».
Художественно-выдающимся произведением в начале 60-х стал балет Виталия Кирейко «Тени забытых предков». Он был первым из художников, обратившихся к одноименной повести. И из-за идеологии партии, спектакль сняли с репертуара.
Украинские балетмейстеры ставили на сцене как мировые шедевры, так и балеты современных композиторов. В 70-90-х гг. работал и воплощал собственное видение классики XIX в. Анатолий Шекера. В репертуар театров входили спектакли «Рассветные огни» Леси Дичко, «Каменный хозяин» Виталия Губаренко, «Каменщики» Мирослава Скорика.
Путь украинского балетного искусства продолжается до сих пор, ведь перед художниками встают новые задачи. Они опираются на многолетнюю традицию известных балетмейстеров и работают над собственным стилем, который будет интересен современному зрителю.
Фото прессслужба Жесткая Крица.