Кинофестиваль «Молодость» — это одно из важнейших культурных событий Украины. И не только мы гордимся им, но и иностранные гости, ставшие частью мероприятия. Сегодня говорим с Колетт де Кастро об умении критиковать, объективность и лучшие фильмы отечественных режиссеров.
— Помните, какой фильм стал поворотным в вашей жизни? После какой картины вы решили стать кинокритиком?
— Думаю, это «Вторая игра» Корнелью Порумбой. Это было в 2014 году и это был мой первый кинофестиваль в качестве молодого критика. Я смотрела этот фильм в маленьком кинотеатре на Берлинале. Людей там было немного. Для меня это было как молния. Это заставило меня понять, что у кино есть безграничные возможности — у кино нет предела.
— Наверняка этот вопрос вам задавали тысячу раз, но сколько фильмов вы посмотрели?
— На самом деле мне никогда раньше не задавали этого вопроса. И, конечно, мне затрудняюсь ответить! Я люблю смотреть фильмы и делаю это постоянно, но количество зависит от недели. Во время фестивалей я обычно просматриваю четыре-пять фильмов в день, в то время как в течение обычной недели я смотрю меньше фильмов, но все равно стараюсь посмотреть максимальное количество.
Читайте также: КАКОЙ БЫЛА ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ 49-ГО КИЕВСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ «МОЛОДОСТЬ»
— Что нужно знать, чтобы препарировать фильм на части, видеть скрытые смыслы и символы, выделять главное и разжевывать для читателей сложную терминологию?
— Как оставаться беспристрастным в профессии, если вы испытываете симпатию к режиссеру и его предыдущим работам, но именно этот фильм вам кажется слабым?
— это замечательный вопрос. Конечно, важно видеть каждый новый фильм новыми глазами и оставаться беспристрастным, когда ты в жюри. Но в общем, я бы сказала, что если определенный фильм кажется вам слабым, вы можете просто скрестить пальцы, надеясь на лучшее в следующий раз, для вас как для зрителя, так и для режиссера!
— И вообще как правильно критиковать, чтобы не задеть чувство команды, работавшей над лентой, но оставаться условно объективной в своей оценке? >
— Я утверждаю, что невозможно быть объективным, когда пишешь о фильме, разве что ты пишешь новости о производстве, в которых излагаешь факты именно о производстве и объясняешь сюжет фильма. Вся суть кинокритики состоит в том, чтобы иметь свое мнение. Обычно в любом фильме всегда можно найти что-нибудь хорошее (конечно, к сожалению, есть исключения). Так что приятно указать на эти хорошие моменты, даже если ваш отзыв отрицательный. Но важно говорить правду.
У меня есть роскошь выбирать то, о чем пишу большую часть времени, поэтому обычно выбираю писать о фильмах, которые мне очень нравятся.
— Расскажите о вашей работе в East European Film Bulletin. Какой статьей вы гордитесь больше всего?
— Я работала в EEFB с самого начала проекта. Я пишу для них так часто, как могу, а также помогаю готовить специальные выпуски. Я, пожалуй, больше всего горжусь своей статьей о фильме Густава Махаты «Экстаз» a> (1933), в которой пытаюсь развенчать миф о том, что в нем был представлен первый пример женского оргазма на экране в истории кино. Я радовалась во время работы и думала о том, как в кино создаются мифы.
Читайте также: ЗИГМУНД ФРЕЙД И ВЕНСКАЯ ОПЕРА: ЧТО ПОСМОТРЕТ В ЧАС «НЕДЕЛЯ АВСТРИЙСКОГО КИНО»
— Вы писали обзор на фильм «Дикое поле» украинского режиссера Ярослава Лодыгина. Если сжать текст до одного предложения, каким оно будет?
— Лихая сказка о ковбоях и бандитах: убегающий автобус, загадочный поезд, новый рубеж, а в завершение — прекрасная музыка, которую исполняет талантливый пианист Фима Чупахин.
— С творчеством каких украинских режиссеров вы еще знакомы? Кто бы вошел в ваш список must watch?
— Я познакомилась с работами Киры Муратовой в прошлом году, когда в Париже было несколько ее ретроспектив. Одну из них организовала ученый Евгения Звонкина, давшая прекрасный обзор жизни и творчества Муратовой на прошедшей в парижском кинотеатре конференции. «Долгие проводы» (Long Farewell) – один из лучших фильмов, которые я когда-либо видела. Я тоже люблю «Цвет граната» Параджанова. Мне тоже нравятся фильмы Сергея Лозницы, недавно я смотрела «Государственные похороны» и думала: «Это было очень интересно».
— Вашей активной деятельности можно только позавидовать: вы не только пишете материалы для East European Film Bulletin, но и преподаете в Université Paris Nanterre. Как вам удаётся оставлять время в плотном графике для себя? Кстати, у вас есть увлечения, кроме кино?
— Ну, у меня еще нет детей, поэтому это, безусловно, дает больше возможностей для хобби. Я могу вернуться домой и делать все, что я хочу. Кроме кино, я люблю играть на пианино – я вернулась к нему во время самоизоляции в Париже. Я нашла замечательного преподавателя, проводящего занятия по Skype. И читаю литературу, конечно. И мне еще нравятся скалолазание.
— Чего вы ожидаете от кинофестиваля «Молодость»?
— Я думаю, что концепция показа первого и второго полнометражного фильма просто невероятно. Я никогда еще не была на подобном фестивале, и это приятно. Я чувствую себя исследователем Марса, который каждый день открывает столько новых талантов. И, конечно, я надеюсь завести здесь много украинских друзей, которые когда-нибудь посетят меня в Париже.
— Опираясь на свой опыт скажите, чем украинское кино отличается от Восточноевропейской сцены и какие режиссеры были для вас открытием?
Читайте также: ПРОЩАНИЕ С КАРАНТИНОМ: 5 КИНОРЕКОМЕНДАЦИЙ ОТ ДМИТРИЯ АВДЕЕВА
— Вы как опытная журналистка были на многих фестивалях, чем среди них отличается кинофестиваль «Молодость»?
— Здесь довольно молодая команда, и они дают фестивалю много энергии. Они действительно увлечены кино. Зрители тоже достаточно молоды, есть много студентов и любителей кино. Раздел ЛГБТ+, который, как мне сказали, существует уже более 20 лет, – это также отличная вещь для фестиваля. Наконец, хотелось бы добавить, что программа просто отличная. Я редко наблюдала за конкурсом с таким количеством жемчужин. Мне было очень приятно быть на «Молодости» в этом году, и я надеюсь вернуться.
Фото: Лолита Пилипчук
Локация: отель Radisson Blu Hotel, Kyiv City Centre
Совторник интервью: Ульяна Калуш