Кто-то заглядывает в будущее, а кто-то не дает пропасть знаниям прошлого. Музыканта группы US Orchestra Андрея Левченко не устраивали… магазинные бубны. Он объехал с экспедициями пол Украины, научился изготавливать этот традиционный музыкальный инструмент собственноручно, создал сайт о бубнах, Youtube-канал и вместе со своей организацией Рысь записал онлайн-курс игры на бубне.
«На бубне играли почти по всей Украине, – говорит Андрей. – Это были не шаманы, а обычные люди, желавшие развлечь себя и других людей, играя до танца вместе со скрипками, цимбалами, басами. Бубны делали разных размеров, они имели даже разные названия, а самое интересное – на них по-разному играли».
Креативные индустрии, работающие с артефактами и традициями народной культуры, — темаспецпроекта «Круг традиции», который мы начали совместно с онлайн-курсом о традиционной культуре «Знай свою Украину».
Я люблю музыку и путешествия. А экспедиция – как раз гремучая смесь этих двух компонентов: ездишь от села к селу, записываешь музыку, и встречаешься с людьми, прожившими 70-80 или более лет. И у них есть чему поучиться, кроме музыки: доброты, простоты и мудрости. В фольклоре важен именно человек – все передавалось от человека к человеку. Поэтому экспедиция – это, можно сказать, способ продления жизни фольклора и знаний.
За моим изготовлением бубнов стоит исследовательская составляющая, хочется поподробнее понять нюансы игры, звука и инструмента, докопаться до глубины. Начинаешь разбираться в принципах, слушаешь, записываешь, ищешь информацию, делаешь и одновременно учишься. И так потихоньку затягивает. Меня безумно увлекает эта идея продолжения ремесла: создание руками чего-нибудь физического из натуральных материалов. Это особенно ценно в наше цифровое и пластиковое время.
Я экспериментирую с реконструкциями старых бубнов для себя (играю в группе US Orchestra), некоторые дарю друзьям, а также делаю под заказ . Работаю сам. Первый бубен на продажу сделал парню из Латвии. Большинство заказывают в Украине, но есть заказы из США и Израиля. Объемы на самом деле небольшие, но рад, что сообщество заинтересованных и спрос постепенно набирают обороты: сейчас имею заказ на 10 инструментов. Заказывают преимущественно молодые люди, играющие или желающие играть традиционную музыку.
Сейчас в Украине только я занимаюсь изготовлением украинских бубнов на таком уровне. Есть пару людей, которые сделали себе инструменты для игры или для реконструкции, но есть также молодежь, которой интересно попробовать и себе сделать бубен.
А еще в прошлом году в рамках стипендии УКФ мне удалось записать на видео процесс изготовления бубна от старого музыканта Ивана Прокоповича Сулы из села Мельники Черкасской области. Я старался максимально детально зафиксировать каждый этап, чтобы желающие смогли понять принципы работы и по этим видео создать собственный инструмент. Все видео, чертежи и инструкции выложены на youtube канале.
Мечтаю о мастерской, где желающие смогут учиться мастерить украинские традиционные музыкальные инструменты. Такая, например, есть у Юрка Фединского в Крячковке Полтавской области, у Юрия Кочержинского в Мощуне под Киевом, но было бы круто, если бы таких мастерских становилось все больше.
По конструкции украинский бубен похож на ударные традиционные музыкальные инструменты других народов мира. Популярное название для таких инструментов – frame drum. Это обечайка (рамка или frame), на которую натягивают мембрану. Добавьте тарелочки и палочку для игры – получится украинский бубен. Однако не все так просто. Если купить в магазине бубен с такой конструкцией, то звук будет «далек от оригинала». Все потому, что в Украине выработались свои способы изготовления этих инструментов, использовались определенные типы материалов, был определенный канон. И своя особенность: бубен мог быть с ручкой или с крестовиной для держания. Даже палочки для игры были разных форм. Все это удалось узнать во время экспедиций по селам, посещая музеи, читая литературу и рассматривая старые фото со свадеб.
Сначала меня интересовала музыка: я учился играть на бубне, много слушал, играл. Искал старых бубнистов, записывал их игру, изучал приемы и техники. Уже тогда заметил, что все случавшиеся мне музыканты играли на фабричных инструментах. В советское время их производили в городке Кременная в Луганской области, и десятками тысяч рассылали по домам культуры, и даже продавали в магазинах. Их до сих пор можно найти чуть ли не в каждом селе: в доме музыканта или в клубе за кулисами.
Однако на старых фотографиях я видел другие инструменты по размеру и виду. Те же музыканты рассказывали о более древних самодельных инструментах, о другом звучании. Я понял, что хочу и себе сделать такого, поиграть на нем и услышать «тот звук». 5 лет назад я вместе с отцом сделал своего первого бубна. .jpg» alt=» Коль традиции 19″ width=»958″ height=»768″ />Читайте также: КРУГ ТРАДИЦИИ: ДЕВОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ — ВЕНКИ И Ожерелья
Это был большой эксперимент! Для изготовления бубна нужно подготовить древесину, выпарить ее и согнуть в колесо. Сырую кожу вычинить по старой технологии, а затем высушить. Эти два этапа наиболее сложны, однако больше всего влияют на звук инструмента. Еще нужно вырезать тарелочки, подобрать их по звуку, сделать ободки для натяжения кожи и специальные крючки с резьбой. Непростая и медленная работа. А в конце складываешь все вместе, как лего. Но сколько радости, когда осознаешь, что ты покорил стихию: из прямого совершил колесо, а кожа начала издавать звук. В руках музыкальный инструмент.
С тех пор я запустил сайт https://bubny.in.ua/ и youtube-канал Bubny in Ukraine посвященный украинским бубнам . Вместе с командой организации Рысь в прошлом году мы записали видео-курс по игре на бубне. Это первый в Украине курс по игре на традиционных музыкальных инструментах вообще и его можно пройти совершенно бесплатно.
Понял, что нужно производить реконструкцию не конкретных инструментов, а реконструкцию самих принципов, определенных деталей и механизмов. Мне удалось найти, снять размеры и оцифровать более полусотни самодельных бубнов со всей Украины. Хотя и были общие тенденции по регионам, однако нет ни одного одинакового бубна – каждый мастер создавал оригинальный инструмент. И сейчас можно и нужно продолжать этот опыт – не пальцем в небо, а наблюдая и анализируя. Подробную реконструкцию я тоже не исключаю — это важная штука, особенно, для настройки собственной оптики, понимания основ.
Раньше почти никак не покрывали инструменты, могли лишь покрасить обечайку краской того цвета, что был под рукой. Первые свои инструменты я покрывал лаком, а теперь пробую растительные масла с воском, обжиг и т.д. Так можно добавить новые оттенки, подчеркнуть фактуру древесины и поискать новую эстетику в традиционных вещах. Хотя с эстетикой и так все было хорошо: все продумано до мелочей. Люди не делали ничего лишнего, а потому, что все создавалось руками, каждая единица была по-своему красивой и особенной. А еще в прошлом году я записал свидетельство о том, что на обечайку бубна наносили узор – это действительно мини-открытие. Оказывается бубны разрисовывали, то чего бы не продолжать делать это и сейчас!
Автор текста: Валентина Клименко
Фото: Андрей Левченко, Юлия Ивакина, Марта Иванек