
Круг традиции: Бубен не для шаманов, а для забавы
Кто-то заглядывает в будущее, а кто-то не дает пропасть знаниям прошлого. Музыканта группы US Orchestra Андрея Левченко не устраивали… магазинные бубны. Он объехал с экспедициями пол Украины, научился изготавливать этот традиционный музыкальный инструмент собственноручно, создал сайт о бубнах, Youtube-канал и вместе со своей организацией Рысь записал онлайн-курс игры на бубне.

«На бубне играли почти по всей Украине, – говорит Андрей. – Это были не шаманы, а обычные люди, желавшие развлечь себя и других людей, играя до танца вместе со скрипками, цимбалами, басами. Бубны делали разных размеров, они имели даже разные названия, а самое интересное – на них по-разному играли».

Креативные индустрии, работающие с артефактами и традициями народной культуры, — темаспецпроекта «Круг традиции», который мы начали совместно с онлайн-курсом о традиционной культуре «Знай свою Украину».
В наше цифровое время безумно захватывает ¦идея создания руками физических предметов из натуральных материалов
Я люблю музыку и путешествия. А экспедиция – как раз гремучая смесь этих двух компонентов: ездишь от села к селу, записываешь музыку, и встречаешься с людьми, прожившими 70-80 или более лет. И у них есть чему поучиться, кроме музыки: доброты, простоты и мудрости. В фольклоре важен именно человек – все передавалось от человека к человеку. Поэтому экспедиция – это, можно сказать, способ продления жизни фольклора и знаний.
За моим изготовлением бубнов стоит исследовательская составляющая, хочется поподробнее понять нюансы игры, звука и инструмента, докопаться до глубины. Начинаешь разбираться в принципах, слушаешь, записываешь, ищешь информацию, делаешь и одновременно учишься. И так потихоньку затягивает. Меня безумно увлекает эта идея продолжения ремесла: создание руками чего-нибудь физического из натуральных материалов. Это особенно ценно в наше цифровое и пластиковое время.


Я экспериментирую с реконструкциями старых бубнов для себя (играю в группе US Orchestra), некоторые дарю друзьям, а также делаю под заказ . Работаю сам. Первый бубен на продажу сделал парню из Латвии. Большинство заказывают в Украине, но есть заказы из США и Израиля. Объемы на самом деле небольшие, но рад, что сообщество заинтересованных и спрос постепенно набирают обороты: сейчас имею заказ на 10 инструментов. Заказывают преимущественно молодые люди, играющие или желающие играть традиционную музыку.
Сейчас в Украине только я занимаюсь изготовлением украинских бубнов на таком уровне. Есть пару людей, которые сделали себе инструменты для игры или для реконструкции, но есть также молодежь, которой интересно попробовать и себе сделать бубен.
А еще в прошлом году в рамках стипендии УКФ мне удалось записать на видео процесс изготовления бубна от старого музыканта Ивана Прокоповича Сулы из села Мельники Черкасской области. Я старался максимально детально зафиксировать каждый этап, чтобы желающие смогли понять принципы работы и по этим видео создать собственный инструмент. Все видео, чертежи и инструкции выложены на youtube канале.

Мечтаю о мастерской, где желающие смогут учиться мастерить украинские традиционные музыкальные инструменты. Такая, например, есть у Юрка Фединского в Крячковке Полтавской области, у Юрия Кочержинского в Мощуне под Киевом, но было бы круто, если бы таких мастерских становилось все больше.
Сделать бубен — значит покорить стихию дерева и кожи
По конструкции украинский бубен похож на ударные традиционные музыкальные инструменты других народов мира. Популярное название для таких инструментов – frame drum. Это обечайка (рамка или frame), на которую натягивают мембрану. Добавьте тарелочки и палочку для игры – получится украинский бубен. Однако не все так просто. Если купить в магазине бубен с такой конструкцией, то звук будет «далек от оригинала». Все потому, что в Украине выработались свои способы изготовления этих инструментов, использовались определенные типы материалов, был определенный канон. И своя особенность: бубен мог быть с ручкой или с крестовиной для держания. Даже палочки для игры были разных форм. Все это удалось узнать во время экспедиций по селам, посещая музеи, читая литературу и рассматривая старые фото со свадеб.
Сначала меня интересовала музыка: я учился играть на бубне, много слушал, играл. Искал старых бубнистов, записывал их игру, изучал приемы и техники. Уже тогда заметил, что все случавшиеся мне музыканты играли на фабричных инструментах. В советское время их производили в городке Кременная в Луганской области, и десятками тысяч рассылали по домам культуры, и даже продавали в магазинах. Их до сих пор можно найти чуть ли не в каждом селе: в доме музыканта или в клубе за кулисами.
Однако на старых фотографиях я видел другие инструменты по размеру и виду. Те же музыканты рассказывали о более древних самодельных инструментах, о другом звучании. Я понял, что хочу и себе сделать такого, поиграть на нем и услышать «тот звук». 5 лет назад я вместе с отцом сделал своего первого бубна. .jpg» alt=» Коль традиции 19″ width=»958″ height=»768″ />Читайте также: КРУГ ТРАДИЦИИ: ДЕВОЧНЫЕ УКРАШЕНИЯ — ВЕНКИ И Ожерелья
Это был большой эксперимент! Для изготовления бубна нужно подготовить древесину, выпарить ее и согнуть в колесо. Сырую кожу вычинить по старой технологии, а затем высушить. Эти два этапа наиболее сложны, однако больше всего влияют на звук инструмента. Еще нужно вырезать тарелочки, подобрать их по звуку, сделать ободки для натяжения кожи и специальные крючки с резьбой. Непростая и медленная работа. А в конце складываешь все вместе, как лего. Но сколько радости, когда осознаешь, что ты покорил стихию: из прямого совершил колесо, а кожа начала издавать звук. В руках музыкальный инструмент.
С тех пор я запустил сайт https://bubny.in.ua/ и youtube-канал Bubny in Ukraine посвященный украинским бубнам . Вместе с командой организации Рысь в прошлом году мы записали видео-курс по игре на бубне. Это первый в Украине курс по игре на традиционных музыкальных инструментах вообще и его можно пройти совершенно бесплатно.
Новая эстетика традиционных инструментов
Понял, что нужно производить реконструкцию не конкретных инструментов, а реконструкцию самих принципов, определенных деталей и механизмов. Мне удалось найти, снять размеры и оцифровать более полусотни самодельных бубнов со всей Украины. Хотя и были общие тенденции по регионам, однако нет ни одного одинакового бубна – каждый мастер создавал оригинальный инструмент. И сейчас можно и нужно продолжать этот опыт – не пальцем в небо, а наблюдая и анализируя. Подробную реконструкцию я тоже не исключаю — это важная штука, особенно, для настройки собственной оптики, понимания основ.


Раньше почти никак не покрывали инструменты, могли лишь покрасить обечайку краской того цвета, что был под рукой. Первые свои инструменты я покрывал лаком, а теперь пробую растительные масла с воском, обжиг и т.д. Так можно добавить новые оттенки, подчеркнуть фактуру древесины и поискать новую эстетику в традиционных вещах. Хотя с эстетикой и так все было хорошо: все продумано до мелочей. Люди не делали ничего лишнего, а потому, что все создавалось руками, каждая единица была по-своему красивой и особенной. А еще в прошлом году я записал свидетельство о том, что на обечайку бубна наносили узор – это действительно мини-открытие. Оказывается бубны разрисовывали, то чего бы не продолжать делать это и сейчас!
Автор текста: Валентина Клименко
Фото: Андрей Левченко, Юлия Ивакина, Марта Иванек
Больше от
- Война как лакмус: насколько украинский рынок труда готов к настоящему гендерному равенству
- MOJAVE и пилот Qnesko создали благотворительный стикерпак в поддержку военных
- В стиле Джеймса Бонда: Крис Дженнер отпраздновала 70-летие с семьей и звездами — фото
- Мужчина говорит: фронтмен группы Latexfauna Дмитрий Зезюлин
- Анджелина Джоли о терроре россии: «Местные называют это ‘сафари на людей'»