У каждого героя рубрики «Круг традиции» свой путь к традиционной культуре, свои причины, мотивы, триггеры, но все они нашли в этой сфере чувство своего места, радость и причастность к коллективной памяти народа.
Валентина Ткач из Богуслава — известная на всю Украину ткаля, коврика, за изделиями которой в Instagram охотятся дизайнеры интерьеров, а также их показывают на выставках декоративно-прикладного искусства. Ковры — их династичная страсть: отец Валентины Иван Вовкула с 1970 до 1990 года руководил фабрикой художественных изделий «Победа» в Богуславе, которая производила скатерти, шторы, полотенца, салфетки, а впоследствии и ковры, мама, Мария Вовкула разработала много популярных ныне орнаментов и знаменитый ковер «Маки», дочь и внук Валентины тоже умеют ткать.
Сегодня рассказываем о том, что отличает богуславский ковер от всех остальных, почему в советские времена не брали для ковров голубой цвет, и где записаться на мастер-класс, чтобы выткать собственноручно подставку под чашку или салфетку.
Тема спецпроекта «Круг традиции», начатого совместно с онлайн-курсом о традиционной культуре «Знай свою Украину», — креативные индустрии, работающие с традициями народной культуры и развивающие их с помощью современные технологии.
Ковер – на пол или на стену?
Ковроводство – древняя традиция в Богуславе, она сочетает техническое мастерство, художественный вкус и народные мотивы и орнаменты. Исследователь художественного ткачества Сергей Нечипоренко рассказывал, что в 1960-е годы они ходили по домам в Богуславе и собирали старые образцы ткачества, раритеты. На их основе профессиональные художники фабрики «Победа» – Андриевский, Иван Нечипоренко, Надежда Скопец – разрабатывали эскизы ковров, налавщиков. А затем руководство фабрики предложило и ткалям придумать орнаменты и эскизы, поскольку считали, что местные мастера на подсознательном уровне нарисуют аутентичные ковры с поперечно-полосатым орнаментом.
Моя мама тоже попробовала, и хотя ее предупреждали, что художники работают над такими эскизами месяцами, она за ночь нарисовала ковер «Маки», и в Киеве утвердили эскиз.
Читай также: Флюид — альтернатива крему в жару: 5 флюидов по доступной цене от украинских брендов
Мне же захотелось воплотить эскизы богуславских ковров и мамины эскизы с фабрики, и впоследствии вместе с матерью мы соткали за ними ковры и в 2016 году сделали выставку «Богуславские ковры» краеведческом музее. Мамин эскиз ковра «Поцелуй солнца» (ширина 2 м, длина 3,5 м) в свое время Укрхудожпром не утвердил из-за чрезмерной сложности для производства, а в 1918 году мы его соткали и выставляли в Национальном музее украинского народного декоративного искусства.
По образованию я искусствовед-эксперт. Когда училась в Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств, меня заинтересовали ковры с Киевщины XVIII — начала XIX века, поэтому ездила по музеям, фотографировала, чтобы точно воспроизвести эти орнаменты. Однажды Мамаева слобода предложила наткать для них ковров времен Казаки, а я на основе музейных наткала авторские работы. Так что могу воспроизвести старый ковер, но он уже будет несколько другим.
Сейчас мечтаю воспроизвести старинные ковры на основе фотографий, а также сохранившегося от отца альбома гуцульских ковров.
Ковровище – счетное ткачество, богуславское – поперечно-полосатое, в основном был белый фон, в полотенцах орнаменты ткали преимущественно красным, но и совсем немного добавляли голубой или черный цвет. Эту народную традицию художники подхватили и развили.
Богуславский ковер богат цветом — травяной зеленый, коричневый, оранжевый, (голубой в советские времена не использовали, чтобы не сочетали с желтым), желтый, красный, черный.< /p>
Сейчас тчем традиционные ковры, с цветами, иногда – модерновые орнаменты, или же подбираем узоры для заказчиков в их гамме. Мама увидела в каком-то из журналов геометрический орнамент четырехлепесткового цветка и придумала по-своему этот цветок ткать в ковре с разными цветами на разном фоне. А потом мы увидели, что такие цветы очень напоминают нам цветы георгины в мамином цветнике, тогда и мы вдохновенно обращаемся к природе, пересматриваем старые узоры. Например, когда-то мама поразила эти орнаменты георгинами. И из них продолжили брать идеи для сочетания цветов для последующих ковриков. И эти георгины пользуются большим спросом. Я также тчу ковры, сумки, подушки, клатчи. Сырье покупаю на фабрике «Ярослав» в Киеве – это шерстяная или полушерстяная пряжа, которую складываю в 3-4 нити и получаю качественный ковер.
Я открыла мастерскую в 2013 году. Нанимаю 4 комнаты, в одной из которых – 6 станков разных размеров, новый станок с автономными педалями европейского типа, а также старый мамин, еще 10 настольных ткацких станков для мастер-классов, на которых можно создавать небольшие салфетки, дорожки, коврики для сервировки стола. , подставки для чашек. Будем ткать также пончо и жилеты. В других трех комнатах – склады.
В мастерской работаем мы с мамой, периодически моя дочь, также научила ткать сына и внука. Я не принуждаю, но хотелось бы, чтобы династия ковровщиков продолжалась. Когда готовились к выставке «Богуславский ковер», нанимала мастеров, приглашала ткаль, еще работавших на фабрике, но сейчас это прекратилось из-за карантина.
Пока продаю ковры в магазине «Мечты Марии» в Киеве и через соцсети, имеем сайт на трех языках . Иногда заказывают ковры для украшения ресторанов, баз отдыха. Мы ездим на фестивале, на ярмарки, на Все свои, периодически к нам приезжают туристы, иногда большими автобусами, но хотелось бы большей активности и интереса. Долго мечтала найти единомышленников, чтобы в Богуславе делать фестивали, но пока это только мечты.
Я не представляю себя без ткачества. Раньше могла не выходить из мастерской и по нескольку дней.
Автор текста: Валентина Клименко