Режиссер Мария Кондакова сняла игровой короткометражный фильм "Черничное лето", рассказывающий о подростках настоящего. Эта лента была показана на французском телевидении, не часто встречающемся с украинскими фильмами даже сейчас. Также была представлена в рамках Одесского международного кинофестиваля. Известной в Украине Мария стала после выхода документального фильма "Моя война", в котором она рассказала истории украинских военнослужащих. Мы поговорили с Марией и расспросили ее о новом фильме, особенностях работы во Франции и дальнейших планах.Мария, ваш фильм вроде и не рассказывает о войне и боевых действиях, но подчеркивает, что даже вне линии фронта жизни людей в Украине находится под постоянным влиянием войны. Почему вам важно показать именно этот аспект наших реалий?
Я сняла документальную ленту "Моя война" (Inner Wars), о женщинах-воинах, добровольно приобщившихся к участию в боевых действиях тогда еще во времена АТО. После такой серьезной темы и тяжелых съемок на передовой, где я была ранена, я решила снять фильм о любви, юность украденную войной.
После того как Inner Wars было куплено и показано на Arte France (ленту было куплено и показано на телеканалах в 10 странах), я регулярно выхожу на телевидение в Париже, где отстаиваю в информационной борьбе Украины. Возможно, тот факт, что именно человеческие истории во время войны имеют большее влияние на зрителя, тоже стал для меня существенным. Ведь важно, чтобы о нас не забыли и чтобы истории украинцев были услышаны.
Как пришла идея фильма "Черничное лето"?
Я всегда ищу вдохновение в реальной жизни, но идея обычно возникает, когда я принимаю душ (улыбается - прим. ред.). Естественно, это неизменный процесс чтения литературы и просмотра авторских кинофильмов.
Летом 2022 года я приехала в Киев к родителям. Мы с Крестной поехали по городам, которые были под оккупацией. На обратном пути мы остановились, чтобы купить чернику на обочине трассы. Меня поразило, что ее продавала молодая пара, обычно я вижу женщин пожилого возраста. Я спросила, неужели это безопасно? Леса же были заминированы. Молодой человек побледнел, пока его жена пересыпала чернику в пакет, и ответил, что надо смотреть, куда ставишь ногу.
Я была очень ошеломлена, они объяснили что в селе работы нет, им нужно кормить ребенка. Эта история, а именно лица этих молодых родителей, так чисты, остались в моем сердце.
После промотура документального фильма “Моя война” в Индии, где он тоже вышел на национальном телевидении, я поехала на Каннский кинофестиваль. По возвращении в Париж, у меня снова появился образ этой пары, а вместе с ним боль и ярость.
Я увидела историю первой любви, беззаботного лета, которая была украдена войной. К тому же я выросла у леса, для меня это место имеет огромное значение. Возмущение, что враг мое любимое место превратил в опасное, обязало меня безотлагательно снять этот фильм. Хотя уже был сезон черники и каждый день был на счету. Три французских продюсера предлагали мне перенести съемку на следующий год, чтобы собрать финансирование и иметь больше времени на разработку. Но когда я посоветовалась с оператором ленты Вовой Ивановым, он просто так ответил мне: «Маша, война такое дело, в следующем году меня может просто не стать».
После этого все мои сомнения исчезли, я нашла финансирование и приехала снимать фильм. Также, продюсер нашего фильма Ольга Бесхмельницына заверила меня, что в кадре будут черника, сгоревший БТР и олененок.
Вы снимали документальное кино? Почему вы решили переключить ваш фокус на игровое?
Все как раз наоборот. Я училась в мастерской известного режиссера Павлова в университете Карпенко-Карого.
После диплома, при поддержке ГосКино, я сняла художественный короткометражный фильм "Ноябрь", который имел премьеру на Международном кинофестивале в Локарно в конкурсе Pardi di Domani и на Одесском международном кинофестивале (лучший короткометражный фильм и приз FIPRESCI). В общей сложности этот фильм принял участие в более чем 70 кинофестивалях, получил 14 наград и Canal+ во Франции приобрел фильм.
Документальный фильм это, напротив, был необычный для меня опыт. Но я всегда хотела снимать художественное кино, иметь особый взгляд и показывать реальность на основе увиденного, пережитого в особый момент времени. После опыта съемок документального фильма я решила вернуться в художественное кино. Я разрабатываю свой первый полнометражный фильм «Воин», который получил награду от Eurimages для проектов на стадии девелопмента, когда я была в резинции TorinoScriptLab, где я разрабатывала проект. Он также участвовал во французской жанровой резиденции SoFilm, где я была финалисткой, и получил специальное отличие на Фестивале Les Arcs в индустриальной секции.
Краткометражный игровой фильм — это возможность потренироваться снимать в лесу (ибо история фильма “Воин” происходит в лесу), работать с актерами и практиковать сценарное мастерство.
Актёры в фильме – это профессиональные актеры или это обычные подростки? Как искали героев?
Продюсер фильма Ольга Бесхмельницына сразу обратилась к Алле Самойленко, кастинг-директору. Мы с ней уже сотрудничали на моем первом фильме "Ноябрь". Через короткое время Алла предложила очень талантливых подростков. Трудно было выбрать, но когда Ульяна Золкина (Ксюша) и Эдуард Поляков (Миша) вошли в комнату, я сразу поняла, что это мои герои. От них исходила такая безумная энергия, словно между ними уже были чувства, хотя они впервые друг-друга видели.
Ульяна играет в кино и телесериалах с 9 лет, поэтому имеет богатый опыт как актриса. Но ее мама Лобов признавалась, что такая подготовка и репетиция перед съемками у них впервые.
Эдуард учится на актерском в Карпенко-Карого в мастерской Дмитрия Богомазова, кроме студенческого короткометражного фильма, это его первые профессиональные съемки.
Сестра по роли, Милана Солодовник (Маша), мне попала в сердце после первой встречи. Но по возрасту она была немного взрослее, поэтому я очень рада, что для нее нашлась роль в фильме. Девушки сразу подружились. Благодаря их хорошей актерской работе ощущается контраст в начале фильма и конце. Это было для меня ключевым в этой короткой истории, передать это ощущение взросления. Все актеры, Екатерина Дубина-Дуплихина (мать), Сергей Воляновский (Муж) и Анастасия и ее сынишка Никита Свиридовы (мать и сын) очень талантливы. Мне повезло, что они доверились и согласились на съемки, несмотря на персональную занятость. В Анастасии, в день съемок мужчина, папа Никиты, вернулся с передовой. Мне было так неловко, что они на площадке вместо того, чтобы быть рядом с отцом семьи вместе. Но Анастасия меня обрадовала, что после съемок они пойдут вместе гулять. Хорошо что мы закончили снимать вовремя. И, конечно, я благодарна за помощь в последней сцене Софии Кушнир и за участие Елены Иванко, которая приехала из другого города на съемки.
А еще, случайность или нет, у главных героев зеленые глаза. Вообще, в кастинге у троих актеров зеленые и двое – голубые глаза. В лесу на крупном плане это играет особым образом.
Вообще, этот кастинг был уникальным: мы смеялись и плакали. Это исторический опыт – снимать во время полномасштабного вторжения. Каждый актер, актриса, приходившая на кастинг, делилась со мной как война вошла в их жизнь и как это их изменило. Я сберегла все видео, считаю это документом истории.
Расскажите о съемках, вы привлекали специальные подразделения для разминирования лесного участка?
Это первое, о чем сказала Продюсер фильма Ольга Бесхмыльницина. Мы выполняли все по правилам безопасности.
Моя крестная Ольга, помогла найти первую локацию для съемок с настоящей черникой. Конечно, перед тем, как туда идти, мы убедились, что лес безопасен. Перед съемками я консультировалась с работниками Харьковского ГСЧС. Художник фильма Иван Левченко получил пустую, но настоящую мину. Все было по-настоящему но согласно правилам безопасности.
Как удалось договориться о показе украинского фильма на французском телевидении? Известна ли уже какая реакция зрителей?
Мне повезло. Такой фильм во Франции разрабатывается не менее года. Я смогла написать, найти финансирование и снять его через 2,5 месяца. Благодаря настойчивости, труду и моим предыдущим фильмам, продюсеры и партнеры доверяют мне.
Финансирование на фильм дал сначала Французский продюсер Thierry Lounas, (Capricci) и один меценат. Потом я узнала, что Французский канал France 3 заинтересовался сценарием, его прислал им Тьерри. Я представила проект комиссии, и фильм приобрели предварительно. Так конечно, реакция поразительна - все тронуты, очень переживают за судьбу главной героини и в конце остается мнение, что в такой опасности сейчас находятся все дети Украины.
Мне написали добрые слова о фильме консультант из Министерства образования и молодежи, Министерство Обороны и глава комиссии France 3. Она сообщила, что фильм пригласили на показ в Сенате в Париже. Также фильм покажут во всем мире на TV5 Monde и еще три раза фильм будет транслироваться на канале Franсe 3.
Я только что получила статистику просмотра зрителей: показ на ТВ собрал 106 000 зрителей. Это на 2,6% больше традиционного количества зрителей во вторник вечером. А количество онлайн просмотров – более 120 0000.
Вы давно живете во Франции и снимаетесь там в кино. Расскажите, какие фильмы ваши любимые и самые яркие?
Фильмы в которых я снимаюсь… Шучу! Я обожаю последние фильмы режиссерок Жустин Трие, Джулии Дюкорно, Рунгано Ниони, Мии Хансен-Лев, Ребекки Золотовские,
Одри Диван. Очень нравится фильм "Невинный" режиссера Луи Гарреля. А также ленты Джонатана Глейзера, особенно "Зона интереса". И конечно, среди моих фаворитов Кристофер Нолан и господин Мартин Скорсезе.
Расскажите о сотрудничестве с Леа Сейд.
Она талантливая актриса и суперзвезда. Мне повезло с ней познакомиться на площадке.
Меня поразило, что несмотря на летнюю жару, она и другие актеры были одеты в холодную погоду. Я ни разу не слышала, чтобы кто-то жаловался на жару или критиковал что-нибудь. Атмосфера на площадке была невероятной – тишина, уважение, полная концентрация каждого члена съемочной группы. Присутствие телефонов было, но очень незаметно. Все были включены в процесс.
Когда я должна была заходить в палату перед началом сцены, все кто был у меня в зоне досягаемости, если мы пересекались взглядом – они меня поддерживали. Все с уважением относились к работе другого, никто никого не отвлекал, а наоборот, все были дисциплинированы. Я снимаюсь и снимаю с 18 лет в Украине, а также во французских сериалах и телефильмах. Такого уважения и профессионализма на съемочной площадке я еще не видела. Также, они снимали на пленку и не более трех сцен в день. Из них только две с текстом, другая – переходы или действие. Леа воспитано и на расстоянии относится к новым партнерам на площадке. Но когда мне удалась сложная сцена, я почувствовала, что меня кто-то взял за плечо. Возвращаюсь – это Леа. Она заинтересовалась кто я и откуда. Она оценила мою работу, сказав, что то, что я сыграла сложно и мне это удалось сделать хорошо.
Мы обменялись контактами до сих пор на связи. В последний раз мы виделись на гала-ужине на открытии Каннского Кинофестиваля в этом году. Я рада быть ею принятой в свой круг знакомых. Общение с такими личностями очень вдохновляет!
Уже знаете, каким будет ваш следующий фильм?
Да, это фильм “Воин”, о женщине снайперши, которая едет в отпуск в родную деревню, находящуюся в Карпатском лесу. Единственное, чего она хочет - увидеться с отцом и отдохнуть. Но все идет не так, когда расхитители леса срубают семейное дерево, которое посадил прадед героини, а отец исчезает…
Фильм полон экшена и элементов триллера. Я уже упоминала ранее, что фильм принимал участие в международных резиденциях и питичнгах и получил награды. Это очень вдохновляет, ведь это означает, что проект имеет международный потенциал.
Это французско-украинская копродукция с возможным подключением партнеров из других стран. Я несколько лет разрабатывала этот фильм и, наконец, мы начинаем поиск финансирования. Я очень excited и рада, что, несмотря на войну, кино в Украине существует, продолжает создаваться и поражает зрителей со всего мира.
Читайте также: «МОНТЕ-КРИСТО — ЭТО ИСТОРИЯ НЕВИНОВНОГО МУЖЧИНЫ, КОТОРЫЙ ВЕРИТ, ИСЦЕЛИТЬСЯ ОТ СТРАЖДЕНИЙ ЧЕРЕЗ МЕСТ» ЛЕНТЫ