Арт-выставка ABOUT US (RU) продолжается в киевской галерее SWAP на Подоле. В ней принимают участие 12 талантливых украинских художников, среди них — художница и дизайнер Ксения Гнилицкая. В своей практике она обращается к живописи, графике, керамике и видео. Соучредительница и участница групп Р.Э.П. и «Худрада». О «терапевтической живописи», границах творчества и маленьких культурных открытиях она рассказала в Small Talk.
Какие темы вам сегодня интересно исследовать в искусстве, а какие нет?
Сейчас в моей практике милитаристская тема часто выходит на первый план, сплетаясь с социально-критической, ибо чувствую потребность в рефлексии, какой-нибудь даже «терапевтической живописи». Так в последнее время «работаю в стол» или точнее «в чемодан» (улыбается), хотя я стараюсь не прекращать участие в художественных событиях и ситуация для ТПО (временно перемещенного лица) имеет свои сложности. Здесь в Европе, где тебя не все знают как дома, есть необходимость в определенном завоевании внимания зрителя. Еще в начале войны возникла серия о новостях из будущего — работу по серии, которую я сейчас впервые показываю в Украине. Это как способ заставлять себя смотреть в будущее, вместо оцепенела. жить сегодняшним, а то и вчерашним. В свободное время мастерю минимакеты и минидиорами своих, еще невыполненных монументальных проектов, по которым в определенный момент все застыло.
Какие цели вы сегодня преследуете как художник? Как человек?
Я воспитываю своих двух мальчиков, учу немецкий язык и передвигаюсь из одной временной мастерской в другую, создавая проекты и налаживая новые связи, поддерживаю любую благотворительность. Сейчас больше слежу за настроениями. Нам нужно быть бдительными всякий раз, когда идет какое-то осуждение и кенселлинг. Эта стратегия брать кого-то нового «на вилы» каждый день — с одной стороны, говорит о волеизъявлении, высоком уровне социального сознания, но с другой стороны может просто уничтожить и личность, и доверие.
Что в художественном пространстве за последние полгода стало для вас открытием и вы хотели бы этим поделиться с другими?
Как раз дочитала остроумный сборник эссе Димитра Зайца о военном Харькове. Взялась за «Страну женского рода» Вахтанг Кипиани — бестселлер о вдохновляющих украинках. Запомнилась выставка «Ночи. Клубная культура Мюнхена» в музее города, где тщательно с поразительной тщательностью перенесены целые интерьеры клубов времен, когда сюда ехали записываться в культовые звукозаписывающие студии. Она и о гендере, и о сексуальности, и о сообществе и его кодах, опьянении и эйфории. Собственно, в воображении переводила это на нашу историю клубной жизни, когда, когда уже на подобные кураторские темы потребуется ресурс, было интересно сделать такое основательное исследование.
Фото: Елена Джурина
Читайте также: ВОСЬМ УКРАИНСКИХ ПРЕМЬЕР И ПЕРВЫЕ ПОКАЗЫ ФИЛЬМОВ В УКРАИНЕ — ФЕСТИВАЛЬ НИКОЛАЙЧУК OPEN ОБЪЯВЛЯЕТ НАЦИОНАЛЬНЫЙ