Закрыть
UA
Жизнь

Культурный код певицы Кристины Соловой

Поделись:

 

 

Кристина Соловой год назад выпустила авторский альбом «Любой друг», вдохновленный личными историями. Но в собственных историях никак не обойтись без кино и литературы, сопровождавших исполнительницу на протяжении всей жизни. В декабре Кристина исполнит свои лучшие песни в Киеве и Льву, а пока читайте интервью певицы.

 

 

Книги и детство

 

 

Не представляю свою жизнь без литературы. Чтение для меня – это возможность проживать много жизней. Бывают периоды, когда времени на любимое занятие катастрофически не хватает и я ощущаю опустошенность. Но стоит найти интересную книгу и мир снова становится безграничным и удивительным.

 

 

Мама научила меня читать в очень раннем возрасте. Дома всегда было много книг, в бабушкином доме еще больше. В нашей семье был культ книги. Мой прапрадед был основателем и управляющим читальными обществами «Просвита». Я не просто люблю читать, я обожаю книги. Коллекционирую любимые романы в разных изданиях, отыскиваю редкие книги у букинистов и до сих пор увлекаюсь самой идеей письменности и механизмом ее восприятия.

 

 

 

 

«Цветные гусята» Неонилы Стефурак — самая милая и остроумная детская поэзия. Досталась мне от старшего брата вместе с целым ящиком других книжечек, но большинство стихов из этого сборника до сих пор знаю наизусть и рассказываю теперь детям моих друзей. 

 

 

Сказки Ганса Кристиана Андерсена — самое удивительное издание, которое когда-то подарил маме мой дед Стефан. Дедушка умер, когда маме было 11 лет и мама нежно хранила эту книгу всю жизнь. Там были невероятные иллюстрации, которые не встретишь в современных книгах. 

 

 

«Пеппи Длинный чулок» Астрид Линдгрен — пожалуй, самая любимая книга детства. Перечитывала ее с десяток раз. Пеппи была мне едва ли не лучшей подругой. Помню, мы с бабушкой летом отдыхали в семейном доме и я придумывала даже собственные истории о Пеппи и записывала в блокнот разноцветными гелевыми ручками. Пеппи научила меня быть сильной, мечтать, верить в то, что нет ничего невозможного и достигать своего, даже если весь мир против тебя. 

 

 

 

 

Любимые книги

 

 

«Лолита», Владимир Набоков

 

 

На протяжении всего романа Гумберт и Лолита путешествуют по штатам Америки. Гумберт ищет возвращение утраченного рая, Лолита — легкомысленно наслаждается кока-колой, только что появившимися на рынке жвачками, листает модные журналы, мечтая о карьере актрисы и бегстве от своего «покровителя». Между тем, Набоков с мастерством художника описывает атмосферу того времени, с ее автомобилями, гостиницами, правилами и модой, которая в наше время воспринимается уже винтажной.

 

 

К большому сожалению, такие романы, как правило, становятся «масбескультурными» версиями своих оригиналов. Мало кто спрашивал, но все «знают», о чем там идет речь. «Старый развратник», «педофилия» и т.д. Не стоит также исключать тот факт, что каждый автор, пишущий о других – пишет прежде всего, о себе. Как сказал Флобер «Госпожа Бовари — это я». Мне бы очень хотелось, чтобы, прежде чем осуждать и открещиваться от Лолиты, читатели ознакомились, о чем же на самом деле идет речь. Самая большая проблема «Лолиты», а также ее популярности в том, что ее оценили по обертке, как часто все оценивают в потребительском обществе. 

 

 

«Девушка с мишкой», Виктор Домонтович

 

 

«Девушка с мишкой» Виктора Домонтовича в свое время произвела на меня настолько сильное впечатление, что, выбирая тему для дипломной работы, не сомневалась ни секунды. В одной из глав диплома я упорно доказывала, что героиню с психотипом нимфетки Домонтович ввел в литературу почти на 30 лет быстрее Набоков.

 

 

Не секрет, что поклонницей Набокова я стала еще в очень юном возрасте. Домонтович же открыл для себя только будучи студенткой филологического факультета. В это время очень остро воспринимаются прописные истины. Домонтовича интересовал человек на изломе эпох, которым и есть героиня романа «Девушка с мишкой» (с концепцией эпох Виктора Домонтовича в мировом историософском контексте можно ознакомиться даже на википедии).

 

 

На сегодняшний день Доктор Парадокс (так называли Домонтовича) остается для меня самой выдающейся и недооцененной фигурой в украинской литературе. Очень раздражает, когда слышу или читаю, что в украинской художественной литературе нет ценности для современности. Почти свыклась с мыслью, что Домонтович так и будет светить только избранным одиноким мореплавателям… Вдруг — афиша под названием «Девушка с мишкой, или Несовершеннолетняя» в киевском театре на Подоле от режиссера Стаса Жиркова. Но это уже совсем другая история о спектакле, который я тоже очень рекомендую к просмотру.

 

 

 

 

«Очарованная гора», Томас Манн

 

 

Это философия, написанная изложением, доступным почти каждому человеку. Такую прозу можно сравнить с музыкой.

 

 

Роман построен вокруг истории жизни Ганса Касторпа, молодого немца, который приезжает посетить своего больного брата в санаторий для больных туберкулезом. В конце концов сам Ганс остается в санатории с той же болезнью. И здесь начинается самое интересное. 

 

 

Сам санаторий, будто и является главным героем романа. В нем люди живут, общаются и мыслят совсем другими категориями. К концу романа становится понятным, что автор намеренно собрал таких разных личностей в одном месте. Все они описаны столь подробно, что даже отталкивающие черты вызывают симпатию к героям. Книга именно о сложности психологии человеческого общения при таком невероятном расхождении взглядов. Диалоги построены так, что каждая фраза вкусна как изысканное блюдо.

 

 

«В поисках потерянного времени», Марсель Пруст

 

 

Мои друзья с филологического факультета говорят, что Пруста лучше читать поздней осенью, когда за окном холод и туман, а в комнате тепло и уютно, желательно еще попивать что-нибудь согревающее. Я же начала читать этот роман-эпопею жарким летом. Больше всего мне запомнилась вторая часть «В тени девочек-цветков». Мне показалось, что в этой части еще меньше действий и больше раздумий, настолько, что роман перестает быть романом, а перетекает в сплошной поток сознания. Это еще раз доказывает, что роман не просто для особого читателя, а даже для особого настроения читателя.

 

 

Тексты Пруста — это удивительный мир. Здесь не стоит торопиться. Лучше остаться в потерянном времени, среди благоухающего сада, пения птиц, можно даже почувствовать себя в раю. Особенно приятным роман читается в те периоды, когда хочется отдохнуть от суеты.

 

 

«Степной волк», Герман Гессе

 

 

Душа главного героя разделена на человека и волка. Если не приписывать сюда Юнга с его архетипами, то для Гессе, скорее всего, волк — это одиночество, животные инстинкты и желания. «Степной волк» – это об одиночестве интеллектуала. Здесь можно обнаружить атмосферу декаданса.

 

 

Герой знакомится с девушкой, которая учит его любить жизнь даже в такой период. На рубеже эпох человечество всегда переживало кризисы, связанные с изменениями обычаев. Многим сложно приходилось принять смену культурных ценностей и увидеть новое. Я люблю Гессе за то, что он показывает в своих книгах, как меняется мир и как мы иногда отказываемся это принимать. После «Степного волка» хочется наслаждаться каждым мгновением и ценить самое дорогое, что у нас есть — время.

 

 

 

 

Кино

 

 

Я киноманка. В последнее время испытываю страх, предпочитая просмотр кино, а не чтение. Думаю, современные сериалы во многом заменили людям чтение романов. Люблю драмы и психологические триллеры, иногда артхаус.

Не успела еще просмотреть «Джокера», но последний фильм, который меня больше всего поразил — это «Суспирия».

 

 

 

 

Я была в «лолитнем» возрасте, когда мне впервые разрешили переночевать у подруги. В тот вечер по телевизору мы наткнулись на «Лолиту». Уже тогда я прониклась фильмом как драмой, а моя подруга скучала в ожидании эротических сцен. И все же я до сих пор помню свои эмоции от этого просмотра. Казалось, мир больше никогда не будет таким, как был. Кажется, с этого момента я начала взрослеть. Ассоциировала ли я себя с героиней? Наверное, так.

 

 

 

 

Экранизация устрашающих сказок Карела Эрбена. Кто скажет, что это сказки для взрослых. Они увлекательны, местами жуткие и назидательные. При просмотре вы обязательно почувствуете в себе ребенка, которому очень хочется верить, что это когда-то было.

 

 

 

 

Я люблю почти все фильмы этого режиссера. В свое время была очень увлечена его личностью и прочитали биографическую книгу «Меланхолия гения». После этого фильма мне показалось, что Ларс фон Триер – это самая лучшая женщина. Идеальное существо женского пола, болезненно и тонко чувствующее природу, вселенную, уродство материального мира и животный страх неизвестного мрачного завтра.

 

 

Сериалы

 

 

«Эйфория»

>

 

 

«Эйфория», пожалуй, произвела бы на меня впечатление в подростковом возрасте. Думаю этот сериал стал трендсеттером не только для подростков. Это несомненный хит. Первые две серии меня поразили. А дальше появилось ощущение, как после съеденного фаст-фуда. 

 

 

 

 

>

 

 

Я просматривала десятки документальных фильмов о Чернобыле и ни один из них не посягнул на то, чтобы установить и признать наконец, во что на самом деле вылилась политика СССР для всего мира. Это самый скандальный и ценный релиз компании HBO.

 

 

«Борджиа»

 

 

>

 

 

Сколько святости и греха хоронят люди в красных мантиях. Все происходит за темными дверями: секс, битвы, богослужения, измены и переговоры. Эпоха Возрождения. Италия. Любимый Джереми Айронс в роли Папы Римского. Я отдана поклонница эстетики католицизма и даже интро и саундтрек этого сериала передают идею творцов. Сериал исторический, хоть и судьба художественного домысла не имела – это только побуждает узнать больше о реальных биографиях персонажей. 

 

 

«Пуститься берега» (Breaking Bad)

 

 

Уолтер Уайт — пятидесятилетний школьный учитель по химии, которому врачи поставили страшный и неутешительный диагноз — рак легких на последней стадии. . Узнав свою беду, он начинает заниматься производством метамфетамина для продажи. 

 

 

После просмотра сложно смотреть любой другой сериал. Все кажется пресным, банальным и проходимым. Драма огромной глубины. Каждое слово имеет значение. В сериале нет ничего лишнего, случайности здесь не случайны. Герои лишены привычных кинематографических клише, все они – сложные персонажи с богатым эмоциональным миром. 

 

 

«Игра престолов» 

 

 

>

 

 

Включила, чтобы рассмотреть персонаж Даенерис и просмотрела весь сериал. Думаю, у меня не было шансов. Очаровательная экранизация, вышедшая за рамки литературного произведения. Я считаю, что это культовое явление в кинематографе.

 

 

«Бумажный дом» (Money Heist)

 

 

 

 

«бумажный дом» — одно из самых увлекательных шоу. Просмотрела на одном дыхании. Казалось бы, кого сейчас удивишь сюжетом о погобеении банка, но это не тот случай. Испанцы отличились лихо закрученным сценарием. А теория справедливости финансовой системы от преступников заставляет задуматься. Клишейных персонажей здесь тоже не встретишь. А мой любимец — Берлин, особенно завораживающий под саундтрек любимой песни «Bella Ciao». 

 

 

«Черное зеркало»

 

 

>

 

 

Я не поклонница научной фантастики, но это впечатляющие истории о том, как технологии меняют нас, а мы этого даже не замечаем .  

 

 

«Доктор Хаус»

 

 

 

 

Не могу не вспомнить, потому что очень нежно его любила. Кажется, создатели сериала исчерпали справочник заболеваний, на фоне которых можно удивленно наблюдать за персонажем Хью Лори, который харизматично ведет себя по-свински и знает, что ничего ему за это не будет.

 

 

Музыка

 

 

Кроме классики и французского шансона в моем плейлисте можно услышать и те песни, которые полюбились в последнее время. Некоторые из них вас, возможно, удивят.

 

 

Bilderbuch — Spliff

 

 

>

 

 

 

 

 

 

Morcheeba — Paris sur Mer

 

 

 

 

 

 

>

 

 

 

 

 

 

Fishbach — Mortel

 

 

>

 

 

 

 

< /p>

 

 

 

 

 

 

Я непредсказуема сама для себя, а в музыкальных предпочтениях подавно. В моем плейлисте, пожалуй, точно не услышать heavy metal и dram&bass. 

 

 

Из мировых звезд интересно наблюдать за Billie Elish. Украинских коллег по цеху слушаю время от времени, когда вижу новые релизы и новые проекты, но украинских исполнителей в плейлисте маловато. Жду альбом Крошки. Больше всего звучит у меня Даха Браха. Им удается сохранять свою идентичность, и это завораживает.

 

 

 

 

Личности

 

 

В разные периоды детства у меня появлялись кумиры. От Раисы Кириченко в три года до Брижит Бардо, которой я до сих пор увлекаюсь во многих аспектах. 

 

 

Но страстнее в раннем детстве я пыталась походить на Деву Марию. Иконы Матери Божьей, которые были в бабушкиных покоях, не давали мне покоя. Я часами вгляделась в лицо прекрасной женщины и пыталась повторить ее выражение. Надела на голову тюли или полотенца и позировала перед зеркалом. Моя бабушка была очень религиозной и мы молились с ней к иконе Матери Божьей, а я всегда выпрашивала походить на ее образ, Чистота и утонченность которого, волновала меня до фанатизма. 

 

 

Сейчас я чту религию больше как традицию, но до сих пор увлекаюсь эстетикой католицизма и считаю, что она существенно повлияла на популярность христианства в мире. 

 

 

Также на меня повлияла Ирина Корчинская, моя первая учительница музыки. Очень креативная и тонкая личность. У нее тогда была нелегкая жизнь, пришлось уехать в Италию, где она сейчас преподает уроки фортериано в музыкальной школе в Риме. Она учила меня всего два года, но первое занятие началось с импровизации в четыре руки. За это короткое время она отдала мне столько своей любви и опыта, что без них, я была бы не я. Ирина Юрьевна научила меня не просто чувствовать музыку, а вкладывать в нее всю себя, свои эмоции и получать энергию от сыгранного произведения или импровизации. 

 

 

Через много лет что-то похожее дал мне Святослав Вакарчук. До встречи с ним у меня не было авторских амбиций. Никогда не забуду его реакцию на мою первую песню «Держи». Я чувствовала, что он поверил мне. Ми обговорювали і мої наступні пісні, Святослав дав мені багато цінних порад зі свого досвіду і важко описати, наскільки багато вони для мене означали і значать досі. Тоді я остаточно зрозуміла, що хочу поєднати своє життя з музикою.