2021 год кино прошел под знаком «Стоп-Земля» Екатерины Горностай, сильной стороной которого стала именно музыка. Собственно так в плейлистах многих появились треки Kurs Valüt и ТС Брехунец. Автором музыки и слов в проектах выступает Евгений Гордеев. Он и Евгений Касьян, участники группы Kurs Valüt о неделях турбулентности, нарциссизме и просвещении от современных экстрасенсов рассказали накануне фестиваля kontrabass VS 4.5.0,который состоится 5 мая во Львове.
Как быстро вы смогли вернуться к творчеству после 24 февраля?
Евгений Гордеев: Первые несколько недель была сплошная растерянность.
Евгений Касьян: Я не мог ни создавать свое, ни слушать чужое. Половина моих мыслей была в Киеве, половина в Днепре, а сам я сидел в Коломне. Это было несколько недель турбулентности.
Евгений Гордеев: Месяцы, продолжающиеся война, – это слишком масштабное и динамичное время, чтобы сразу на него творчески среагировать. Мы все еще не отреагировали достаточным образом. У нас нет релизов с 24 февраля. Потому что это время требует всматриваться в него и понимать его, а не реагировать публицистическими фельетонами на однодневные темы. Песни о байрактарах и Чернобаевке размножаются в геометрической прогрессии. Кто-то нашел себя в этом, кому это помогло – ну и прекрасно. Мы считаем это безвкусицей. Мы хотим позиционировать Украину как стильную, кайфовую и креативную в музыкально-поэтическом формате страну. Ибо гивняров хватает. Конечно, такой формат также должен быть для людей, которые не ищут скрытых смыслов.
Что вы не относите к «фейлетонам»?
Евгений Гордеев: «Поезд: Киев – Война» Корнея Грицюка. Где рандомные спичи рандомных реальных людей сложены в полухудожку-полудокументалку. В ней есть вольность высказываний, в ней любой может сказать кому угодно. Для меня война началась в 2014 году. Не в полный рост, но это была война. Я же из Донбасса полгода сидел без воды со своим аутистом и женой. Я видел, как люди из фонтана вычерпывали воду. Мы переехали в Днепр, потому что там у жены много друзей. Я еще спросил ее, что будут делать жители Днепра, если у них начнется сепаратизм? «Стрелять из каждого окна», – ответила по телефону ее подруга. Жители Днепра готовы сопротивляться. И я тогда сказал жене: «Поедем в Днепр, мне так нравится этот муд». Мы проезжали 4 блокпоста. Там стояли люди из близлежащих поселков, они были вооружены охотничьими ружьями, а местные бабки носили им продукты… Я смотрел на это и думал: «Ну, это же просто регион мечты». Радостно показывал им на шмонах, что мы везем, и меня это не обижало. Уже на месте нам помогали с реабилитацией моего сына-аутиста по израильской методике. До сих пор я на сцене воспроизводю движения этих пациентов согласно методике. Там есть такая эстетика. Я посмотрел их на видеоотчеты врачей, работающих с пациентами.
Еще я тогда подумал, что могу сделать для этого города? Тогда в моей истории днепровской появился клуб Module. Мы с Евгением организовали минимал-вейв-вечеринки. Назвали их «Эстрада» и привозили разных музыкантов, а сами играли в них на разогреве. Но вечеринки быстро кончились, когда мы заметили, что после разогрева люди… расходятся. То есть, мы создали группу Kurs Valüt ради других музыкантов, а слушатели начали приходить на концерты ради нас.
Евгений, кого ты можешь отнести к нефейлетонным создателям?
Евгений Касьян: Жанну Кадырову. Ее хлебчик, изготовленный из речных камней из проекта «Паляница», пользуется бешеным спросом за границей.
Евгений Гордеев: Она в нашем топе по изобретательности, остроумию и качеству исполнения. Знаешь, у меня вообще есть идея создать галерею современного искусства, которая будет называться ТЦ («Торговый Центр») и будет выглядеть типичным ТЦ. И по ней будут ходить такие накрашенные продавщицы среди дорогих произведений искусства. И обычные люди будут ошибочно заходить в заведение и смотреть на современное искусство. Это была бы красивая мистификация с интересным антропологическим эффектом.
Евгений Касьян: Мне кажется, это будет ТЦ друзей. И там обязательно должна быть палатка Олега Семака.
Евгений Гордеев: Да. Мечтаю, чтобы его иллюстрация украсила обложку нашего альбома. И можно еще палатку Никиты Кадана. Я считаю его очень талантливым. Кадан навел меня на тяжелые размышления: нарциссизм – это хорошо или нет? Мне кажется, что он, что я – нарциссики дерзкие.
Недавно вы вернулись из евротура. За границей вас просят рассказать, о чем ваши песни?
Евгений Гордеев: Да, и я часто не знаю, что им ответить. Европейцы в общем-то теряются на песне Transgender, не знают, как к ней относиться – это ирония или нет? Сама песня – чисто форма, бессмысленно.
Евгений Касьян: По рейтингу прослушивания Spotify больше всего нас слушают в Киеве, Берлине и Мехико. Дальше идут города Южной Америки, и это необъяснимый и непонятный феномен для нас.
Евгений Гордеев: Все понятно – они слушают форму музыки, чувствуют состояние, которое мы продуцируем. Песня Ni – завершена, потому что это универсальный код. Там энергия не теряется в зависимости от контекста, который может быть каким угодно – об отношениях, об отношении к жизни.
Каков ваш собственный рейтинг песен Kurs Valüt?
Евгений Гордеев: Pozyka – самая примитивная наша песня. Ikla – просчитана. Ni – интимная и серьезная. Она отражает мое отношение к судьбе – это разговор с фатумом. Он всегда лелеет мне кузнечики, которые я должен разгребать и через сопротивление карабкаться дальше к своей цели.
Евгений Касьян: Love Inspektor ненавижу.
Евгений Гордеев: Ненавидит, потому что там раздается звук зеленого света днепровского светофора.
Евгений Касьян: Нет, потому что это очень длинная песня. Но ее очень часто просят.
Кто из украинских современных музыкантов на вас больше всего повлиял?
Евгений Гордеев: ТНМКонго повлияли на мой интерес в украинском языке как восточника. Олегу Скрипке инкриминируется мое восхищение красотой украинского языка в его песнях «Весна», «Любовь».
Что вы слушаете, смотрите, читаете, когда вас никто не слышит и не видит?
Евгений Касьян: Мама приучила меня читать. Она приносила домой стопками книги Донцовой, и мы начинали их читать с разных сторон: она снизу, я сверху – кто быстрее все прочтет. Я до фига того шлака перечитал. Иногда могу убить вечер, просматривая «Любовь с первого взгляда» с Борисом Крюком и Аллой Волк. Самое зашкварное, что смотри вообще – в марте мы компанией смотрели «Давай поженемся».
Евгений Гордеев: Всех женщин почему-то вышибает, когда я говорю, что люблю самую попсовую и сладостную из песен The Cardigans «Fool Me». Мне она нравится. Я обожаю «Битву экстрасенсов». Экстрасенсы – это скрытое просвещение. (На фоне раздается смех.) Я серьезно. В одной серии о небинарном чуваке экстрасенс так все вернул, чтобы крестьяне перестали его шеймить и начали толеровать его выбор. А еще это источник украинских оборотов, оттуда можно учить украинский язык по регионам. Это шоу – источник лексической пищи.
Автор: Ирина Татаренко
Читайте также: ПАЛИНДРОМ: «ВСТРЕЧАЯ ЗАМКНУТЫЙ ЧЕЛОВЕК, ЧУВСТВУЮ К НЕМ ИНТЕРЕС, ИБО Я Ж ЗНАЮ, КАК ЭТО – БЫТЬ ТАКИМ» /p>