Неделю назад в древнем Чернигове произошло нестандартное событие: первый украинский фестиваль монументального искусства «Перезагрузка». Его организовала и провела по собственной инициативе вновь сообщество местных любителей «Чернигов-Монументализм». Оказывается, есть еще в этой стране люди, которым не безразлична судьба самобытных арт-объектов прошлого, и которые при всем прилагают усилия для их сохранения. Сергей Гулюк, колумнист «Marie Claire», и автор телеграмм-канала о музыке «НЕЖНОСТЬ» посетил мероприятия фестиваля, набрался положительных эмоций и делится впечатлениями .
Монументальное искусство (живопись, скульптуру, мозаику и т.п.) у нас почему-то обычно ошибочно связывают с советским прошлым, возможно – из-за строгого идеологического наполнения тогдашних панно и витражей, и, вероятно, из-за небывалого расцвета этого жанра во второй половине прошлого века . На самом деле его корни уходят значительно глубже – достаточно лишь вспомнить уникальные мозаики и фрески Софии Киевской. Кстати, художники бывшей УССР, особенно из городов с тысячелетней историей, довольно часто использовали старинные сюжеты и исторические фигуры в своих работах.
Видимо, что в каждом областном центре страны остались художественные монументальные работы недавнего прошлого, которые не всегда вписываются даже в нынешний модерновый пейзаж муралов, не говоря уже о рекламных бордах, и лучшего выхода в «власть имущих», чем молча попрощаться с ними иногда не находят. Они остались на зданиях универмагов в райцентрах, на сооружениях почтамтов и в фойе и на фасадах гостиниц, а больше всего, пожалуй, на одиноких автобусных остановках, которые встречаются по дорогам в большие города, и носят оригинальные, иногда сюрреалистические топонимы. За границей, в европейских городах подобные объекты становятся предметом усиленной заинтересованности, а иногда – и ожоги со стороны музеев и арт-фундаций, у нас же в последнее время – предметом шумных споров и «срачей» в социальных сетях – демонтировать, уничтожить, декоммунизировать , или встать на защиту, потому что это история, а ее не выбирают. До сих пор до хрипоты продолжаются споры между «активистами» и местными властями о судьбе почти сорокалетнего панно на здании Главпочтамта в Ровно – кому-то оно мозолит глаза, а кто-то – видит в нем классический образец искусства прошлого. Подобные местные «войны» шли и по поводу подобного арт-объекта на почтамте в Запорожье. Таких примеров много.
А вот другой пример: недавно неравнодушные активисты добились снятия современного рекламного баннера с мозаичного панно «Дерево Жизни» (1981) художника Ильи Толкачева на фасаде одного из Черниговских ТЦ. Из здания местного Роддома удалось сохранить мозаику «Материнство» Евгения Павлова, и переместить ее в фонды Художественного музея им. Григория Галагана. Спасенное, по-другому не скажешь, также уникальное керамическое панно «Древний Чернигов» художницы Галины Севрук из разрушенной несколько лет назад гостиницы «Градецкий». Кто эти энтузиасты? С недавних пор они называют себя «Чернигов-Монументализм», и называются информационной просветительской платформой, цель которой – сохранение и популяризация украинского монументального искусства. Именно с этой целью местные художники организовали первый и своего рода уникальный фестиваль «Перезагрузка», который состоялся сразу в нескольких черниговских локациях.
Посетить этот старинный город в мае уже праздник: все в зелени и бережно ухоженных цветах, на солнце блестят купола старинных храмов, в парках и скверах людно и звучит музыка. А одним из пунктов программы мероприятия была экскурсия по городу от организаторов и знакомство с его мозаичными панно. Эпицентром фестиваля стала территория старинного музея Галагана, в просторных залах которого были представлены экспозиции, а во внутреннем дворике музея работала эксклюзивная арт-площадка, где каждый из присутствующих мог принять участие в создании оригинального Монумент-сада, добавив к нему собственные кусочки керамики или стекла. Особенно это было интересно детям. Среди других мероприятий – лекции и встречи с разными украинскими художниками на дискуссионной платформе, презентации инициатив и книг, показ фильмов. Одним из самых трогательных моментов «Перезагрузки» стал приезд из столицы художницы Галины Севрук, которой на днях исполнилось 92 года, и презентация в стенах музея ее панно «Древний Чернигов», а также показ фильма о ней.
Ближе к субботним сумеркам (и это было очень эффектно) под сопровождение световых эффектов в одном из залов музея, как всегда ярко и экстравагантно состоялось выступление заслуженного украинского арт-шамана Дмитрия Куровского, лидера формации Foa Hoka. Происходило это под музыкальное сопровождение Dubmasta, и яркие образы, которые менял во время выступления музыкант, и его мощный перформанс органично вписались в программу фестиваля монументалистики.
По слухам, кое-что подобное в скором времени планируют организовать и в столице, и мы только за то, чтобы таких мероприятий было как можно больше.
Читайте также: О ЧЕМ ЖЕНЩИНЕ МОЛЧИТ: КРИСТИНА СОЛОВОЙ, ПЕВИЧКА
>