HAMBONE
К середине XVIII века в юго-восточных провинциях Британской Америки (в частности, в Каролине) стали все чаще вспыхивать восстания завезенных из Африки рабов-негров. Бунтующие коммуницировали между собой, в числе прочего, посредством игры на барабанах, различной перкуссии. Чтобы пресечь практику, белые землевладельцы повсеместно стали забирать у рабов любые ударные.
Не имея возможности не только обмениваться информацией, но и элементарно музицировать, поддерживая свою культуру, выходцы из Африки научились воспроизводить ритмические, музыкальные фигуры, используя лишь части своего тела. Хитроумные комбинации хлопков в ладоши, хлестких касательных ударов ладоней по бедрам, груди, локтям, щекам, предплечьям со временем образовали уникальный стиль hambone.
Название его метафорично: у рабов было совсем туго с пищей. Всего на одной почти обглоданной hambone (кость ветчины) они готовили несколько больших казанов супа. Потом ее же могли варить снова. То есть делать что-то из ничего. Так и музыкальный hambone рождает произведения без инструментов.
Считается, что hambone во многом сохранил негритянское наследие для Северной Америки, пронес его через времена запретов, чтобы позже отобразиться в ритмических кодах различных афроамериканских поветрий, включая регтайм и джаз. Сегодня «хэмбоуном», как ни удивительно, увлечены многие белые исполнители.
GUMBOOT
Похожая история в другой части света способствовала возникновению феномена gumboot, который, как и hambone, относится к категории body percussion, но одновременно является и танцем.
В ХХ веке на приисках Южной Африки в районе Кейптауна и Йоханнесбурга местные рабочие трудились в больших резиновых сапогах, ведь шахты почти всегда были подтоплены, а хозяева-колонисты и слышать не хотели о дорогой откачке воды. Отсюда взялось слово gumboot.
Похлопыванием по ногам, животу, голеням в резине, стуком об землю сапогами, бряцанием подвешенных на них колокольцев и специфической артикуляцией тела чернокожие работяги не только общались друг с другом, но и разыгрывали аудиовизуальные сценки – часто пародийного характера, насмехаясь над начальниками и надзирателями в лишь им, шахтерам, понятном ключе. Эта традиция берет начало еще от старинной практики зулусов nguni – серии танцевально-музыкальных перекличек с элементами соперничества, по-современному «батлов».
Gumboot развивался в естественной среде почти до наших дней, поэтому его нельзя назвать покрытой пылью столетий штукой. После падения режима апартеида в ЮАР, минуя период забвения, gumboot сразу нырнул в поп-культуру. Вплоть до постановок на Бродвее, цитирований на альбомах заокеанских фолк-рок-артистов и попаданий в рекламные ролики.
БИТБОКСИНГ
Сегодня наиболее известная и, пожалуй, самая виртуозная техника в рассматриваемой сфере. В ход идут возможности воспроизведения различных звуков голосом, исключая очевидное пение, с помощью полости рта, губ, языка и так далее – с целью трансформации этих звуков в еще более удивительные, новые.
По сути, речь идет об имитации традиционных инструментов, их сложных партий, мелодий, а также ритмических рисунков, всяческих эффектов, шумов. Мастера битбоксинга голосом-дыханием-губами точь-в-точь повторяют любые биты и комбинации битов. Басовые линии, духовые, гитары. Скретчи, хруст виниловых пластинок и многое другое.
Самое поразительное, что битбоксеры умеют одновременно воспроизводить несколько элементов – таким образом, мы слышим полноценные композиции.
Хотя основной упор все-таки на каскады ритмов и грув, ведь битбоксинг сформировался на заре 1980-х как один из кирпичиков хип-хоп-культуры. Другое дело, что уже давно перешагнул ее границы, превратившись в целое искусство телесной музыки.
Статьи по теме:
Уникальные музыкальные жанры из Франции
Shake it: музыка с помощью ягодиц
Жанровые перевоплощения популярных артистов