Дочь Ингрид Бергман, которая прославилась знаковыми ролями в культовых фильмах и успешной карьерой модели в Lancôme, рассказала о работе над ролью монахини в фильме Эдварда Бергера «Конклав».
Ее улыбка, невероятно заразительна, будь то на экране или в реальной жизни. На самом деле она мастер улыбаться глазами. Неудивительно, что она становилась лицом Lancôme не один раз, а дважды: сначала в 30-летнем возрасте на целых 13 лет, а затем, когда ей исполнилось 63 года.
С того времени уже прошло почти 10 лет. Хотя, она и не гонится за совершенством, кажется, что возраст ей к лицу.
Снявшись в главной роли в фильме Дэвида Линча «Синий Бархат», Изабелла Росселлини навсегда вписала свое имя в историю кинематографа. При этом, сыграв более сотни ролей в кино и на телевидении, она никогда не упускала возможности попробовать себя в различных областях артистической деятельности. Изабелла успела выпустить четыре книги, которые она описала как вымышленные воспоминания. В 40-летнем возрасте она снялась в музыкальном видео Мадонны «Эротика».
Изабелла не сидит и не ждет проектов, она создает их сама. Получив степень магистра в области поведения и общения животных, она снялась в многочисленных комедийных монологах и сериях короткометражных фильмов о сексуальном поведении животных. Многие из них, такие как «Зеленое порно» или «Соблазни меня», где она часто выступает в роли дельфина, пчелы или даже постельного клопа, которых соблазняют другие, можно увидеть на YouTube.
Последний раз я говорила с Изабеллой Росселлини в 2020 году, как раз после выхода ее телешоу «Секс и Последствия». Рассказывая об этом шоу, актриса тогда объясняла: «Это 45-минутное шоу, за которым следует сессия вопросов и ответов. Оно основывается на моих знаниях о науке и на том факте, что я всегда рассказываю истории о науке и животных, но в комической форме».
Вот почему я не могла сдержать улыбки, когда увидела Изабеллу Росселлини на киноэкране в роли монахини в фильме «Конклав». Лента снята немецким режиссером Эдвардом Бергером и рассказывает о процессе избрания Римского папы. Но превращение актрисы было настолько впечатляющим, что не возникало никаких сомнений, что перед нами действительно Сестра Агнес. Это превращение было еще более невероятным, если помнить о том, что Изабеллу Росселлини монахиней точно не назовешь.
Это первое, что я сказала Изабелле во время интервью по поводу выхода на киноэкраны фильма «Конклав». В этот раз наша встреча была виртуальной. Изабелла была в Лондоне, тогда как я находилась в Лос-Анджелесе, но благодаря Zoom, мы могли поговорить о ее роли в фильме. Хотя фильм, как и одноименная книга Роберта Харриса, по которой он снят, основаны на реальных правилах и традициях избрания римского Папы, сами его герои вымышлены. Но вымышлены, а главное, сыграны так талантливо, что иногда во время просмотра об этом напрочь забываешь.
Создатели фильма предоставляют зрителям возможность заглянуть за кулисы Ватикана, и не только стать свидетелями таинственного процесса, но и почувствовать накал борьбы между основными кандидатами, каждый из которых имеет свои скелеты в шкафах. За всем происходящим внимательно следит сестра Агнес. В ее подчинении находятся монахини, которые занимаются хозяйственной частью: готовят на кухне, разносят еду, следят за чистотой помещений.
Изабелла Росселлини, выросла в Риме и училась в католической школе, и поэтому хорошо знакома с монахинями. Может быть именно поэтому, ей удалось создать такой запоминающийся экранный персонаж, что несмотря на то, что ее героиня произносит за весь фильм всего несколько фраз. Уже сейчас понятно, что 72-летняя Росселлини, несомненно, будет номинирована на «Оскар» как лучшая актриса второго плана.
Как получилось, что Изабелла Росселлини превратилась в сестру Агнес? Как вам досталась эта роль?
Во-первых, сценарий был написан Эдвардом Бергером, режиссером, которым я восхищаюсь. Поэтому я была очень рада, когда получила от него предложение принять участие в съемках фильма. Когда я прочитала сценарий, я поняла, что мой персонаж имеет не так много реплик. При этом было важно, чтобы моя бессловесная героиня создала контраст с мужчинами, которые говорят и говорят, принимают все решения. В отличие от женщин, которые там как тени. Такая расстановка должна была подчеркнуть патриархальную структуру католической церкви.
Одним словом, именно потому, что сестра Агнес не имела много реплик, то Эдвард Бергер объяснил, что ему нужна актриса с харизмой. На что я сказала: «Ну, спасибо, что подумали обо мне». Он заверил меня, что хотя у моей героини мало реплик, ее присутствие в фильме очень важно.
А как вам тогда удалось понять свою героиню?
Подсказку о том, кем была сестра Агнес, мне дала одна из ее немногочисленных реплик: «Я знаю, что моя роль — быть невидимой, однако Бог дал мне глаза и уши». Я четко поняла, что Агнес очень наблюдательна. Она служит молча, но при этом внимательно наблюдает за происходящим, замечая, где правда, а где ложь. И поэтому, когда она решает что-то сказать, она к тому времени уже имеет авторитет. Авторитет свидетеля, который, не будучи в драке, просто за всем наблюдал. И этот авторитет — безоговорочный.
Говоря о ваших репликах и вашем присутствии на экране, нельзя не отметить, что это были поистине захватывающие 7 минут 51 секунда.
Да, я видела, что кто-то уже замерял время моего пребывания на экране. Я даже спрашивала себя, кто же этот человек, который взял хронометр и не поленился потратить на это свое время?
Правду говоря, не знаю кто, но это была не я. Я прочитала об этом в одной из многочисленных статей, посвященных вашей актерской работе в фильме. Сестре Агнес даже не надо было говорить, чтобы завоевать внимание зрителей. Как это было в сцене, когда она замечает, что опечатанная комната Папы открыта и кто-то туда пробрался. Напряжение в этой сцене просто зашкаливает.
Понимаете, все дело в том, что эта сцена полностью разыгрывается с помощью дыхания.
<Как это?
Вот смотрите, - Изабелла вдруг становится похожа на преподавателя актерского мастерства, - сначала моя героиня идет по коридору и ее дыхание соответствует этим движениям. Но когда она вдруг замечает, что печать на комнате римского Папы сломана, то в этот момент ее дыхание останавливается. При этом у нее начинает быстро биться сердце. Затем она начинает размышлять, кто там может быть за дверью? И это также влияет на то, как она дышит. Когда она успокаивается, ее дыхание постепенно восстанавливается. Поэтому мне было важно передать все фазы ее душевного состояния с помощью дыхания.
Ведь само дыхание может многое рассказать о переживаемых эмоциях. И поэтому мы с Эдвардом Бергером довольно подробно, буквально по секундам разбирали то, как работал мозг моей героини после того, как она заметила, что кто-то входил в комнату Папы. Мы репетировали эту сцену снова и снова, постоянно экспериментируя с дыханием.
Но мне интересно, понимала ли она, кто был внутри, или она просто следовала своему обету послушания?
Для себя я решила, что она в конце концов поняла, кто за дверью. Она понимает, что это нарушение, но потом все же решает уйти. Потому что она доверяет кардиналу Лоуренсу, которого сыграл Рэйф Файнс. В одной из начальных сцен фильма, мы видим крупным планом сестру Агнес, когда она слушает его об уверенности и сомнении. Эта речь, кстати, затронула меня, Изабеллу, не менее глубоко, чем она затронула сестру Агнес.
Именно тогда он завоевал ее доверие?
Я думаю, да. И хотя иногда между ними существует недоразумение, как тогда, когда кардинал Лоуренс решает допросить одну из монахинь, Сестра Агнес видит в нем высоконравственного человека.
<Автор: Лена Бассе
Фото: Green Light Films