Закрыть
UA
Жизнь

Среди капелек: путинистки на кутюрном показе Dior, контрабандный люкс в Москве и миллионные налоги L’Oréal в бюджет России. Как известные модные бренды (не) поддерживают войну

Поделись:

Флаги с буквой V как анонс новой модной коллекции, путинистки на кутюрном показе Dior, обход санкций на роскошь и фальшивая аполитичность. Fashion-журналист Роман Тимофеев размышляет, с чем связано отсутствие эмпатии и такта в крупных модных брендах и культурных институтах.

Май 2023 года. Лазурное побережье Франции. На красную дорожку Каннского фестиваля выходит украинская топ-модель Алина Байкова . На ней роскошное колье и серьги от ювелирного дома Chopard и бежевый тренч от украинского бренда RDNT. Алина проходит несколько метров, снимает тренч и фотографы успевают сделать ее фото в желто-голубом платье с бескомпромиссной надписью Fuck you putin. В считанные секунды девушку обступает толпа охранников в черных костюмах – они пытаются закрыть Алину от фотографов и, в конце концов, заставляют ее уйти, потому что фестиваль «не хочет быть политическим». Это интересная позиция организаторов, учитывая тот факт, что почти каждый год в Каннах устраивают различные акции протеста, а фильмом-открытием первого Каннского фестиваля в 1946 году был советский документальный фильм режиссера Юлия Райзмана о штурме Берлина и капитуляции Германии.

Но дело (а точнее фото) уже сделано. Снимки украинской топ-модели в тот же день опубликованы Variety, Daily Mail и другими мировыми СМИ. Стоит отметить, что Байковой еще повезло – с ней охранники обращались вежливо (возможно, так на персонал действует оберег из бриллиантов Chopard). А вот украинскую блоггершу Илону Чернобай, которая на лестнице Дворца фестивалей облила себя искусственной кровью, секьюрити силой выталкивали на улицу.

Жаль, что так активно рафинированная европейская публика не выталкивает из своих событий поклонниц путина. Скажу больше: их наоборот приглашают. И это я даже не про Ира Шейк, которая регулярно выкрикивает на светских. событиях и глянцевых обложках.

Я о путинистке Яне Рудковской, которая с первых дней полномасштабной войны преподает посты в поддержку российского диктатора в своем Instagram, а также в Telegram-канале с чисто оруэлским названием «Голубь мира». «Был ли сейчас у Президента второй выбор? Думаю, что нет. И у нас нет второго выбора ни морального, ни духовного», — пишет Яна о мобилизации в России. Будем откровенны: ей больше к лицу роль боевого голубя. Так вот после этого и десятка других аналогичных постов (некоторые из них сейчас почему-то удалены, но скрины все помнят) и пропагандистских концертов, устроенных Яной на деньги правительства РФ, французский модный Дом Dior пригласил Рудковскую в Париж на показ своей новой кутюрной коллекции. Более того, вместе с физическим приглашением бренд послал Яне в подарок очередную сумочку.

Это не случайность и не ошибка pr-отдела – перечень приглашенных ежегодно просматривают и согласовывают с руководством. Это позиция бренда: убийства украинцев и поддержка войны, конечно, плохо, но Рудковская тратит в Dior сумасшедшие деньги, и ее будут рады видеть среди гостей, пока Гаагский суд не решит иначе. Кроме Они приглашают на модные ивенты и других россиянок: бывших редакторов глянца, блоггерок, жен и дочерей олигархов, байеров бутиков.

“Для меня это о попытке сидеть на двух стульях одновременно, и о том, как жажда денег бывает настолько велика, что вытесняет человечность, несмотря на то, что эти деньги пропитаны кровью невинных украинцев, — говорит соучредительница украинского PR-агентства white rabbit agency Мария Мохова. — Такие бренды для меня лично прекратили существовать — я никогда не буду «голосовать» за них ни финансово, ни медийно, и буду напоминать всем об их сомнительных ценностях по каждому случаю”.

Кстати о бутиках: официально LVMH, Kering и другие люксовые концерны приостановили свою работу в России, но это не мешает им и дальше выплачивать работникам московских магазинов зарплаты, рассылать подарки и устраивать в Москве секретные вечеринки для vip-клиентов (с просьбой не выкладывать фото в соцсетях). Даже ходят слухи, что их бутики работают по звонку как бары в США во время сухого закона, но эту информацию трудно подтвердить.

Хотя даже без брендов LVMH и Kering российским нуворишам есть где купить себе наряд для встречи в Кремле. В России продолжают работать Tom Ford, Burberry, Ralph Lauren, Dolce&Gabbana, Max Mara, Michael Kors, Jimmy Choo, Versace, Valentino, Salvatore Ferragamo, Giorgio Armani, Guess, Intimissimi, Kiton, Lacoste, Liu Jo и многие другие модные бренды. /p>

Королевская семья Дании, активно поддерживающая Украину, была вынуждена отказать Ecco в статусе официального поставщика королевского двора, поскольку бренд решил продолжить работать на рынке России.

Кроме того, только представьте себе, какое количество брендов стоит за компаниями Procter&Gamble и L’Oréal, которые также продолжают работать в россии, покупают рекламу у российских медиа и инфлюэнсеров, уплачивают налоги в федеральный бюджет, который все больше денег направляет на войну и все меньше – на социальные программы и развитие. По данным проекта #LeaveRussia от Kyiv School of Economics в 2022 году P&G заработали в России $2234 миллиона, а L’Oréal – $879 миллионов.

Но работа люксовых модных брендов на рынке России – вопрос не только морально-этический, но и юридический. В одном из санкционных пакетов США ограничили свои компании в поставке в РФ предметов роскоши дороже 1000 долларов. Регламентом ЕС с 2022 г. установлен запрет продавать, поставлять, передавать или экспортировать предметы роскоши, если их стоимость превышает 300 евро. При этом гражданам ЕС или европейским компаниям запрещено продавать предметы роскоши в РФ, если товары уже были импортированы ранее. Как же в Москве работают бутики Dolce&Gabbana и Versace, а в универмагах можно найти Loewe, Balmain, Saint Laurent, Gucci и другие люксовые бренды?

“В регламенте есть исключение: если российская компания импортировала товары до введения санкций и российская компания продает их — запрет не распространяется. Это один из способов, как некоторые товары до сих пор продаются в РФ — объясняет юрист Максим Попов, партнер Mentors Law Firm. — Еще один способ обхода санкций – это когда российская компания закупает европейские товары не у европейской компании, а у арабской или азиатской. По регламенту европейским компаниям запрещено участвовать в деятельности, направленной на обход санкций. Однако на практике это трудно проследить, это европейская компания специально транзитирует товар через Азию в РФ, решает ли это перекуп так заработать на продажах”.

“Россияне перерегистрируют свои компании в Казахстане, Армении, Таджикистане и продолжают вести бизнес. Модные бренды об этом знают – на показы и баинг-сессии приезжают те же люди, что и раньше – но соглашаются, потому что деньги важнее принципов. Некоторые итальянские марки мне откровенно признавались: без российского рынка мы потеряем большую часть заработка”, – поделилась со мной на условиях анонимности представитель одного из крупнейших украинских fashion-ритейлей.

Все эти обходы санкций, поиск лазейок в законах, игнорирование и нежелание закрыть свой бизнес в стране, которая начала кровавую непровоцированную войну свидетельствует об одном: можно быть самым богатым человеком в мире и моральным банкротом одновременно.

Очень странно с точки зрения коммуникации повел себя весной 2023 года Louis Vuitton: накануне показа новой коллекции бренд опубликовал в своих соцсетях видеотизер, в котором показал огромный красно-сине-белый флаг с латыни. буквой V по центру. В комментариях сотни россияне начали благодарить бренд за поддержку СВО, а украинцы возмущаться. Как человек, много лет изучающий историю моды, я вспомнил, что схожий флаг еще в ХХ веке бренд Louis Vuitton использовал в оформлении своих магазинов. Ну, а любой школьник вам скажет, что красный, синий и белый – это цвета не только флага россии, но и Франции.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Louis Vuitton (@louisvuitton)

>

Тем не менее давайте будем честны: в 2023 году триколор с буквой V имеет очень четкую ассоциацию и это, при всем уважении к семьям Виттон и Арно, не архивы их модного бренда, а колонны военной техники, которые ночью заехали на территорию независимой Украины, телестудии российских пропагандистов и митинги агрессивно настроенных россиян в Берлине, Праге, Мадриде и Кипре. Эту геополитическую катастрофу с миллионами беженцев и сотнями тысяч смертей очень сложно не заметить даже из парижского офиса LVMH.

Очень эмоционально на эту ситуацию отреагировал советник главы Офиса Президента Украины Михаил Подоляк: «Более года в центре Европы РФ демонстративно вырезает украинцев, используя триколор и свастику V и Z. Элитный модный дом, ориентированный на «русского нувориша», решил публично поиграть символами агрессии. Роскошь лучше пахнет, если ее обильно полить кровью, так Louis Vuitton?»

Скандальные украшения Louis Vuitton

Действительно, коммуникационщики брендов такого уровня должны следить за мировой повесткой, анализировать и мгновенно реагировать на различные вызовы современности. Вспомните, как быстро потемнел состав моделей на показах и рекламных кампаниях модных брендов после того, как по США прокатилась волна протестов Black Lives Matter. Почему же на войну в Украине европейский креативный класс и бизнес-элиты не реагируют так усердно?

«На западе вообще не все до конца понимают, что происходит. Это нужно объяснять. Системно, долго. Максимально распространять понимание того, что российская культура и пропаганда являются частью агрессивного путинского режима. После развала СССР россия забрала себе все посольства, которые создавались в том числе при участии Украины и просто продолжила работать дальше, распространяя свои нарративы, пока Украина перестраивала связи с миром с нуля.

Не стоит списывать со счета и тесные экономические связи. у России есть лобби там, где у нас даже нет посольств. Обратите внимание, как эффективно их пропаганда работает в тех странах, где у политической и бизнес-элиты есть заинтересованность в российских инвестициях. Чтобы кого-то сейчас убедить, нам нужно активно работать на дипломатическом и культурном уровнях. К счастью, сегодня к нам готовы прислушиваться», – говорит арт-куратор и основатель Port. Agency Катя Тейлор.

Действительно, сейчас украинские проекты в мировом медийном поле получают рекордное количество поддержки. За прошлый год только в западных СМИ вышли сотни, если не тысячи материалов об украинских брендах, интервью с дизайнерами и художниками, поэтами и музыкантами. Но не следует думать, что теперь так будет всегда.

“В прошлом году был очень большой фокус внимания на украинские бренды, поэтому получить поддержку было достаточно легко. Сейчас для подобного результата нужно прилагать больше усилий – продукт и визуальная составляющая бренда должны быть самого высокого качества, чтобы конкурировать на глобальном уровне. К сожалению, так работают медиа — героизм украинцев в целом и украинских брендов в частности (что заключается в работе под обстрелами и во время блекаутов, кроме всего прочего) — уже не что-то «новое», а журналисты всегда ищут новизну. И благодаря тому, что у нас много талантливых дизайнеров, зарубежные СМИ просто не способны нас игнорировать и поддерживают не только потому, что нам сложно, но и потому, что наши художники действительно заслуживают быть увиденными на весь мир”, – говорит Мария Мохова.

“Украинцы, безусловно, получили рупор с войной. Но нужно помнить, что мы его получили в аренду. Нам предоставили шанс самим рассказать свою историю. У Украины никогда до этого такой возможности не было по миллиону разных причин. Сейчас нашей главной привилегией является правда. Это то, что открывает нам всю дверь и это то, почему мы получим так много поддержки. Но эти привилегии не вечны. Они закончатся, потому что в мире происходит много всего. У каждой страны своя повестка. А рупор всего один. Поэтому нужно быть максимально четкими, конкретными в своих месседжах, понятными, интересными и настойчивыми», – резюмирует Катя Тейлор.

Впереди у нас еще много работы. Война продолжается, и точку в ней должна поставить Украина. Для этого мы должны ежедневно делать конкретные шаги к нашей победе: бойкотировать товары компаний, не ушедших из России и устраивать митинги под их штаб-квартирами, чтобы многомиллиардные налоги перестали поступать в бюджет России; поддерживать украинскую моду и культуру, популяризировать ее на международном уровне (даже если это будет просто пост на английском о ваших любимых брендах made in Ukraine) и, конечно, всеми возможными способами помогать ВСУ. Если у нас все получится, Каннскому кинофестивалю не останется ничего другого, как сделать фильмом-открытием документалку о капитуляции россии.

Фото на аватарке: instagram/venice.art.biennale (image©️cao fei 2022. photo от border of china and russia)

Читайте также: СКАНДАЛ ЗИМНОЙ СКАЗКИ DIOR: РАЗБИРАЕМСЯ, ЧТО НЕ ТАК С РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИЕЙ БРЕНДА

Также читайте