В Denison Museum, расположенном в США, стартовала коллективная выставка «Адаптация с изменениями и устойчивостью», на которой представлена работа украинской художницы ZINAIDA «Чернобыльская цивилизация: УКОРЕНЕНЫ 2.0».В работу вошли видео и орнаментированные фотопортреты жителей Чернобыльской зоны отчуждения. Объектом исследования работы «Чернобыльская цивилизация: УКОРЕНЕНЫ 2.0» является культурное наследие полищуков, а именно особенностей быта и традиций жителей этнографического региона Полесья, которым было запрещено проживать на своих землях после Чернобыльской катастрофы. Сейчас это зона отчуждения. Однако некоторые жители вернулись в свой дом, поэтому художница Зинаида с 2017 года наведывается к ним, собирает и архивирует личные рассказы, воспоминания, подарки и познает обновленную природу края.
“Работая над созданием этой работы, я посещала жителей зоны отчуждения в разное время года, чтобы видеть, какие изменения происходят в их жизни. Эта работа дорога мне! Тамошние люди очень искренние, поэтому я с удовольствием приезжала снимать их на видео, фиксировала фотопортреты… я словно вросла в их жизнь. Сейчас жить на этих землях очень тяжело из-за российской военной агрессии. И уже неизвестно, будут ли продолжаться в будущем в этом крае традиции жителей Чернобыльского Полесья. Ведь с каждым годом носителей этой уникальной культуры становится меньше”, - делится художница ZINAIDA.
Со временем, смирившись с решением местных жителей остаться, официальные власти создали радиационно-экологический биосферный заповедник и признали "самоселей" частью институциональной архитектуры Чернобыльской зоны отчуждения.
Историк искусства, галерист и редактор Multisensory Museum и Food & Museum Нина Левент считает, что как художник на международной художественной сцене Зинаида отличается своей уникальной способностью к эмпатии, даром слушать и наблюдать:< em>проект«Чернобыльская цивилизация: УКОРЕНЕНЫЕ 2.0» развивался на протяжении многих лет, а связи художницы со старшими поселенцами особенно углубились в период пандемийной изоляции и войны. Зинаиды произведения искусства являются отражением древнего человеческого обычая заботы, уважения и принятия выбора друг друга, а также человечности и слабости. Они олицетворяют акт сотворчества с предметами художника, являются проявлением эмпатии и внимания”.
В первый день полномасштабной военной агрессии российской федерации в Украине 24 февраля 2022 года состоялась оккупация Чернобыльской зоны, внеся свои коррективы в сезонный характер съемок. Но еще большее влияние это оказало на жизнь укорененных: нарушены логистические связи, повреждены электрические сети, поэтому люди стали еще более изолированы, а условия их жизни ухудшились.
Снятый материал получил новую точку разделения: "довоенные лица" и "лицо после оккупации". В нем заметны изменения: люди крепче сплотились, хотя рассказы их не обходятся без слез. Выставка продлится до 1 декабря.
К 35-й годовщине катастрофы на Чернобыльской АЭС художница ZINAIDA открыла коллективную онлайн-выставку о жизни Чернобыльского Полесья «Темный рай», которую еще можно посмотреть на сайте Национального центра «Украинский дом» на украинском и на английском< /a> языках. Концепция экспозиции основана на проявлениях жизни и возрождения Чернобыльской зоны через 35 лет после опустошения и разрушения.
Читайте также: О ЧЕМ ЖЕНЩИНА МОЛЧИТ: ZINAIDA, ХУДОЖНИЦА, КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬКА