Можно долго говорить о художественных достоинствах фильма, вспомнить о Милоше Формане, причисленном к лику великих режиссеров ХХ века, о пяти “Оскарах” и пяти “Золотых Глобусах”, который этот фильм взял. О прокате, который длился 11 лет. О гениальном Джеке Николсоне, о великолепном актерском ансамбле, о музыке, монтаже, камере… О том, что фильм собрал 300 миллионов долларов в мировом прокате и вот уже много лет настолько будоражит умы и сердца зрителей, что в этом году мы снова можем увидеть его в кино… Но не об этом рассказывает колумнистка Marie Claire Полина Толмачева, а о другом. Об истории создания этого фильма.
Сначала все было просто. Голливудская суперзвезда Кирк Дуглас купил права у писателя Кена Кизи права на экранизацию супер бестселлера. И даже нашел идеального на его взгляд режиссера — чеха Милоша Формана. Познакомились они за железным занавесом, в социалистической Чехословакии. Там книга не продавалась, и Кирк Дуглас послал Форману экземпляр романа по почте. Но на границе его конфисковали злые таможенники, общение режиссера и потенциального продюсера прервалось.
Кирк Дуглас спродюсировал спектакль на Бродвее, сам играл роль МакМерфи, но особого шума эта постановка не наделала.
Но мысль о кино не отпускала Кирка. 10 лет он пытался пристроить свою, как бы мы сейчас сказали, заявку на какую-нибудь приличную студию. Но даже его авторитет не помогал. «Это заведомо провальная история, никому не интересны страдания обитателей сумасшедшего дома, не будем тратить на нее деньги», — примерно так говорили с Кирком воротилы кинобизнеса, которым, как известно, иногда изменяет чутье. Потом один из них признался, что от досады хотел укусить себя за задницу…
В общем, Кирк продал права на экранизацию собственному сыну Майклу. И тем самым подарил ему шанс.
Это сейчас Майкл суперзвезда и герой эротических грез многих поколений. А тогда он был просто сыном знаменитого отца, который пошел против его воли, не стал ни военным, ни юристом, зато пытался добиться чего-то в кино. И больше всего на свете Дугласу младшему было нужно доказать, что он хотя бы что-то да значит. Идеей фильма Майкл загорелся невероятно, снова стал искать партнеров, на студиях ему отказали, зато его друг и сопродюсер Сол Зенц согласился принять участие в этом безнадежном проекте. И они решили снимать кино на свои.
Своих у них было немного, Сол и Майкл взяли кредиты, оказались в долгах, но насобирали ничтожную по меркам кино сумму — 4 миллиона долларов. В случае неудачи фильма их ждала финансовая катастрофа. Но они рискнули.
Режиссером стал тот самый Милош Форман, с которым Кирк Дуглас вел когда-то переговоры. Он недавно эмигрировал в США, но его фильм, который он снял на свободной земле, провалился, и Милош подумывал о возвращении домой. Для него «Пролетая над гнездом кукушки» тоже стал карт бланшем.
В фильме дебютировали многие актеры, которые стали знаменитыми после — самый яркий из них это Дени де Вито. Исполнительница главной женской роли, Луиза Флетчер, к моменту съемок фильма уже 10 лет не снималась. И для нее это кино не просто стало ее звездным часом и единственной номинацией на Оскар в ее карьере. Оно сделало актрису легендой. А ее Сестру Рэтчед — одной из самых ярких злодеек в мировом кино.
И, возможно, тот факт, что этот фильм было не просто проектом, а вопросом жизни и смерти для многих его участников, магическим, иррациональным образом увеличивает его воздействие на зрителей.
Успех, запуски и перезапуск карьер. Выход из тени отца. Смена звания «обаятельный негодяй Джек Николсон» на «лучший актер своего поколения». Статус культового фильма. Невероятный коммерческий успех.
Единственное темное пятно на этой истории — ненависть к создателями фильма автора первоисточника, Кена Кизи. Да и в мире есть немало людей, которые считают, что книга — лучше. Среди них моя младшая дочь.
Но я не разделяю максимализма юности. Кто мы такие, чтобы судить, что хуже, что лучше. Они — фильм и книга — невероятно разные. Хотя и рассказывают одну историю, которая покорила мир…
А ведь голливудские бонзы были правы: страдания человека в сумасшедшем доме и ужасы карательной психиатрии широкую аудиторию не интересуют… Увы. А вот бунт против системы, яростное желание даже ценой собственной жизни одержать победу, попытка проломить окно, выйти за рамки и стать свободным — это то, о чем мы все мечтаем, боимся исполнить и с удовольствием идем в кино, чтобы посмотреть и поверить хотя бы на минуточку в возможность побега. Услышать с экрана “Я хоть попытался, да, чёрт возьми?! Я хоть попробовал!”, – и может быть, попробоваить самим.
Ведь так бывает не только в кино! Создатели филма «Пролетая над гнездом кукушки» поверили в себя и в историю, попытались и сделали! Поставили на карту все, работали, как проклятые, не слушали никого, даже автора книги — и победили.
На больших экранах с 10 июня. На языке оригинала. Смотреть обязательно всем
Увидимся в кино.
Фото: кадры из фильма «Пролетая над гнездом кукушки».
Читайте также: КРУЭЛЛА. ПУТЕШЕСТВИЕ В ДЕТСТВО ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИРОДЫ ЗЛА? УВИДИМ В КИНОТЕАТРАХ!